Про неё пели Леннон и «Роллинги», ей писали письма советские пионеры, десятки тысяч людей выходили на улицы, выражая свою солидарность с ней. Защитница угнетенных, чёрная пантера и чёрный ангел, один из символов свободы и справедливости. Анджела Дэвис – самая сексуальная коммунистка в истории.
1. Афроамериканка
Анджела Дэвис родилась в 1944 году в штате Алабама. Как раз на период её взросления и юности пришлось возникновение массового движения за гражданские права чернокожих жителей Соединенных Штатов.
Сегрегация тогда ещё была в силе – специальные места «только для белых» в кафе и общественном транспорте, даже на скамейках в парке, запрет на совместное обучение чёрных и белых, дискриминация чёрных при приеме на работу и т.д. – всё это было обычным делом для Америки (и в особенности для южных штатов, где и выросла Дэвис) вплоть до начала 60-х, когда начались массовые протесты афроамериканцев и присоединившихся к ним белых активистов. В этой атмосфере жесточайшей социальной напряженности и сформировалась личность Анджелы Дэвис.
Естественно, что афроамериканское происхождение Анджелы во многом и определило её судьбу – встать на путь борьбы с расизмом и угнетением. Оно подтолкнуло её к изучению социальных наук и философии, которыми Дэвис заинтересовалась ещё в школе. Оно же требовало активной деятельности в практической сфере – от участия в многочисленных демонстрациях до попыток построить собственную политическую карьеру.
Происхождение предопределило и связь Анджелы с леворадикальной революционной организацией «Чёрные пантеры», вокруг которой сложился один из центральных эпизодов её жизни – преследование полицией, арест, суд, реакция общественности в её защиту, кампания в защиту прав заключенных.
2. Левая
Мать Анджелы Дэвис работала в общественной организации «Южно-негритянский конгресс молодежи», которая была связана с Коммунистической партией США. Поэтому Анджела с детства имела представление о левой политической повестке. Ещё в школе она начала знакомство с марксисткой мыслью и стала членом одной из молодежных коммунистических групп.
После школы Анджела получила стипендию на обучение в Брандейском университете, где специализировалась на французской литературе. В студенческие годы окончательно произошло её политическое самоопределение. Именно тогда Дэвис посетила Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Хельсинки – международный слёт левых молодежных организаций.
Читайте также: Yes We Can – великие поступки, совершенные женщинами >>
А во время учёбы во Франции и Германии она близко сошлась с представителями европейского левого движения и познакомилась с неомарксисткой теорией франкфуртской школы. Тогда же Дэвис в полной мере ощутила себя коммунисткой.
Серьезное влияние на неё оказал террористический акт в родном городе – алабамском Бирмингеме. Члены Ку-Клукс-Клана забросали динамитными шашками одну из церквей на афроамериканской улице. Многих жертв этого акта насилия Анджела знала лично.
Важным моментом в профессиональном, личностном и политическом становлении Анджелы Дэвис стало её знакомство с известным левым философом Гербертом Маркузе, у которого она училась. По признанию Дэвис, именно Маркузе показал ей, что «можно одновременно быть учёной, активисткой, исследовательницей и революционеркой», что необязательно делать выбор между наукой и политической борьбой.
3. Самый опасный преступник
Получив степень доктора философии, Анджела Дэвис стала преподавателем в Калифорнийском университете в Сан-Диего. Однако не успела проработать и года, как была уволена из-за своих связей с Коммунистической партией США.
Лишившись возможности преподавать, Дэвис сосредоточилась на общественной деятельности. В частности, она боролась за улучшение условий содержания заключенных. В тюрьме Сан-Квентин Анджела познакомилась с активистом «Чёрных пантер» Джорджем Джексоном. Он был одним из так называемых «соледадских братьев», обвиняемых в убийстве тюремного охранника.
Именно это знакомство и привело к тому, что Дэвис стала третьей в истории Америки женщиной, попавшей в список 10 самых опасных и разыскиваемых преступников. Дело в том, что младший брат Джорджа Джексона – Джонатан – вместе со своими товарищами попытался освободить заключенных прямо из зала суда. Побег провалился, но в результате перестрелки погибли не только нападавшие, но и судья. А в руках у Джонатана был найден пистолет, зарегистрированный на имя Анджелы Дэвис. Её обвинили в причастности к нападению и объявили в розыск.
Читайте также: Я сама – лучшие фильмы о сильных независимых женщинах >>
Узнав о розыске, Дэвис скрылась, но через несколько месяцев была арестована. Её задержание вызвало реакцию общественности не только в Америке, но и во многих других странах мира, в том числе и в СССР.
4. Советская икона
В деле Анджелы Дэвис изначально была расовая и классовая подоплёка, именно поэтому протест против её ареста получил такую широкую общественную поддержку во всех развитых странах мира. Социалистический блок, естественно, использовал её фигуру в целях собственной пропаганды, показывая на случай Анджелы Дэвис как на пример «зверств капиталистического режима».
Лозунг «Свободу Анджеле Дэвис!» сохранился даже в постсоветской культуре, настолько широко он был распространен. И хотя в СССР кампании в защиту заключенной, зачастую, организовывались директивами сверху, они находили живой отклик у общества.
Составлялись коллективные обращения в защиту активистки. Многие советские дети искренне писали Анджеле письма, а обыватели с интересом следили за её судьбой. Иронически сложившуюся в нашей стране ситуацию описал в песне «Жертва телевиденья» Владимир Высоцкий:
Ну а потом, на закрытой, на даче,
Где, к сожаленью, навязчивый сервис,
Я и в бреду всё смотрел передачи,
Всё заступался за Анджелу Дэвис.
Читайте также: Эволюция советских женщин >>
5. Афро
Но советское общество было не одиноко в своем возмущении арестом активистки. Всего за границами Соединенных Штатов было создано 67 комитетов в защиту Анджелы Дэвис, в самой же Америке их число достигло 200.
Один из фермеров внес за Анджелу залог в 100 тысяч долларов. Пресвитерианская церковь помогала ей оплачивать услуги адвокатов. Джон Леннон посвятил ей песню Angela, The Rolling Stones написали песню Sweet Black Angel.
На арест Дэвис откликнулись и другие, менее известные музыканты со всего мира. Например, самую первую песню о ней написал итальянский певец Вирджилио Савона. За Анджелу также заступались известные писатели, учёные, философы, актёры.
Тысячи людей по всей Америке выходили на демонстрации, требуя освободить Анджелу. Митинг в её поддержку в Париже собрал 60 тысяч человек. Во всем мире вошла в моду прическа «афро», которую носила Дэвис. Она превратилась в один из самых ярких американских символов борьбы за равенство и справедливость.
Читайте также: Как менялись женские прически за 100 лет >>
В конечном итоге присяжные, среди которых не было ни одного чёрного, оправдали Анджелу Дэвис.
6. Политик
После снятия всех обвинений, по личному приглашению Леонида Брежнева Дэвис приезжала в СССР. Она встречалась с советским лидером и общественными деятелями, посещала Звёздный городок, общалась с коллективами заводов, читала лекции в университетах.
В США Дэвис стала крупным общественным и политическим деятелем. Она была избрана в Центральный комитет Коммунистической партии. В 80-х дважды баллотировалась на пост вице-президента США.
Хотя Анджела всегда с симпатией относилась к Советскому Союзу, когда коммунистическая партия США поддержала ГКЧП, она вышла из её рядов. Дэвис основала собственную организацию «Корреспондентские комитеты за демократию и социализм». Несколько скорректировав свои воззрения, она не оставила борьбы за социальную справедливость.
«Время идет, и мы узнаем вещи, которых раньше не знали. Но я до сих пор против капитализма, при этом я - не член коммунистической партии. Если хотите, я - коммунист с маленькой буквы или социал-демократ. Я занимаюсь тем же самым, просто с другими акцентами», – говорила Анджела.
7. Учёный
Когда Анджела только поступила в университет, она была одной из трёх темнокожих студентов на своем курсе. Но несмотря на все сложности, она не только получила диплом о высшем образовании, но и построила успешную академическую карьеру. К концу 60-х Дэвис стала преподавателем философии, что в те времена было очень непросто, если ты, во-первых, чёрная, а во-вторых, женщина.
Читайте также: Выдающиеся женщины-ученые >>
Сначала Анджела изучала французский язык и французскую литературу. Но со временем поняла, что её больше интересует политика и философия. Она продолжила образование во Франкфуртском университете, где приобщилась к традиции знаменитой франкфуртской школы.
В Калифорнийском университете в Сан-Диего Анджела получила степень магистра, а в Берлинском университете имени Гумбольдта – докторскую степень по философии.
Когда суд оправдал Анджелу, она занялась общественной и политической деятельностью, а позже вернулась и к активной преподавательской работе. В последние годы Дэвис возглавляла кафедру Истории развития сознания и феминистских исследований в Калифорнийском университете – сегодня она носит звание заслуженного профессора.
8. Против гомофобии
Дэвис до сих пор борется за гуманизацию тюремной системы в США, за права женщин и меньшинств, выступает за запрет смертной казни. После 11 сентября она выступала против закручивания правительством гаек под видом войны с терроризмом, в 2005 году критиковала действия власти во время нашествия урагана «Катрина» на Новый Орлеан.
Другими словами, Анджела Дэвис остается верна идеалам юности. Но в качестве теоретической базы она использует не только марксистские и неомарксисткие идеи, но и теорию феминизма, в русле которой отчасти лежит и её собственная мысль.
Читайте также: Как я хотела стать «ведической женщиной», а стала феминисткой >>
В 1997 году Анджела Дэвис совершила каминг-аут, рассказав в одном из интервью о своей гомосексуальности. Впрочем, против гомофобии она выступала задолго до этого.
9. Веган
Несколько лет назад Анджела Дэвис выступила также с поддержкой веганского движения. Она призналась, что не ест продукты животного происхождения и прямо связала проблему отношения к животным с общей жестокостью и несправедливостью капиталистической системы.
«Я думаю, что они связаны. Отношение людей к животным не отличается от их отношения к людям, стоящим на нижних ступеньках иерархической лестницы», – говорит Анджела. Она назвала веганство вызовом пищевой капиталистической промышленности и одной из основ революционного мышления, заявив, что «благодаря ему люди смогут развить сострадание не только друг к другу, но и к другим живым существам, с которыми мы делим планету».
Биографии, жизненные позиции и особенности стиля других великих женщин - в нашей постоянной рубрике Персона >>
Подготовлено редакцией сайта «Апрель»