Самая экстравагантная, утонченная и магнетическая женщина русского кино. Актриса, сценаристка и режиссер. Она прошла путь от грустной задумчивой девочки до автора независимого кинематографа и популярной телеведущей.
1. Не от мира сего
Рената Литвинова выделяется даже в актерской среде и богемной тусовке. У неё всё как бы слишком – слишком яркая, слишком «творческая», слишком женственная. Дмитрий Быков говорил, что Литвинова «привила себе сумасшествие» подобно тому, как врач прививает себе вирус – для изучения недуга».
Другие склонны видеть в кажущейся наигранности и неестественности жестов Ренаты и её манере держаться сознательное конструирование имиджа великой артистки, небожительницы.
Насколько вы довольны собой? – пройдите наш тест и узнать>>
Сама Литвинова охотно соглашается с тем, что не совсем нормальная. «Норма – это то, что противоположно искусству», – говорит Рената. Искусство же создают хоть и не безумцы, но люди, которые не боятся сделать шаг навстречу к безумию.
А не такой как все Литвинова была с самого детства. Она не любила школу, где с трудом находила общий язык со сверстниками. Чувствуя себя «белой вороной», свободное время проводила за чтением. С самого детства выстраивала внутри себя собственный мир, куда можно было бы спрятаться от жестокости и бессмыслицы окружающей действительности.
2. ВГИК
Ненавистная школа закончилась для Литвиновой после 10 класса, когда она поступила на сценарный факультет ВГИКа. Поступила без особого труда и с первого раза, и сразу поняла, что оказалась на своем месте. «Я именно во ВГИКе стала себя чувствовать счастливой, не как в школе», – говорит Рената.
Ещё когда Литвинова училась во ВГИКе, её сценарии заинтересовали режиссера Сергея Соловьева. Чуть позже, дипломный сценарий Ренаты «Принципиальный и жалостливый взгляд Али К.» прочитала Кира Муратова и даже собиралась поставить по нему кино.
Многие последующие фильмы и сценарии Литвиновой были задуманы еще в студенческие годы, и были доработаны и переосмыслены, когда появилась возможность их реализовать.
3. Актриса
Быть актрисой Литвинова никогда не стремилась, в юности считала свое лицо нефотогеничным и часто отказывалась сниматься. Но отказать Кире Муратовой не смогла, и сыграла роль в её фильме «Увлечение». С него началась актерская карьера Литвиновой и первая известность в кинематографических кругах.
В следующем фильме Муратовой «Три истории» Литвинова не только сыграла, но и написала сценарий одной из частей фильма. Впоследствии Рената снялась еще в нескольких фильмах Муратовой, став одной из самых любимых её актрис. Самая известная их совместная работа – драма «Настройщик».
Широкую же известность как актриса Рената Литвинова получила после роли Альбины в фильме Александра Митты «Граница. Таёжный роман».
Литвинова неслучайно отстраняется от актерской профессии. Как правило, она играет не столько роль, сколько саму себя – утонченную, манерную и экстравагантную женщину – всегда разную и всегда одну, но во многих лицах. Она играет Актрису – в диапазоне от буквального значения до бульварного – «я женщина, и, значит, я актриса».
4. Женственность
Женственность – главная тема Ренаты Литвиновой. И дело не только в том, что в самой Ренате она зашкаливает все мыслимые пределы. Литвинова поставила кино на службу женственности, дала женщине взгляд и инструмент для изучения самой себя. Да, в известном смысле женщина у Литвиновой всегда потеряна, всегда на грани – любви, истерики, смерти – но именно в таком положении женственность способна раскрыться не просто как факт, но как судьба.
Читайте также: Как я хотела стать «ведической женщиной», а стала феминисткой>>
Все самые яркие роли, сценарии и фильмы Литвиновой – об этом: «Нелюбовь», «Богиня: как я полюбила», «Страна глухих» (снят по мотивам повести Ренаты «Обладать и принадлежать»), «Последняя сказка Риты» и многие другие.
В своем лице и своей деятельностью Литвинова создала целостный образ, одинаково проявляющийся во всех её ипостасях – сценаристки, актрисы, режиссера. И женственность в этом образе имеет одно из важнейших значений.
5. Любовь и смерть
Женственность неразрывно связана с двумя другими главными темами – любви и смерти. Если присмотреться, практически всё, что играла, писала и снимала Рената – об этом.
Особенно характерны режиссерские работы – «Богиня: как я полюбила» и «Последняя сказка Риты». Если «Богиня» – это в первую очередь про любовь, то «Последняя сказка» сталкивает зрителя со смертью.
Все самые интересные киноподборки – в нашей специальной рубрике для синефилов и киноманов>>
«Это фильм о любви. О любви, о любви, о любви… В моем представлении, смысл жизни заключается в том, чтобы испытать к кому-то любовь. Вообще-то, наверное, смысла в жизни просто нет, каждый его себе сам назначает. Но в моей версии, смысл в том, чтобы испытать любовь», – рассказывала Литвинова о картине «Богиня: как я полюбила».
«Последняя сказка Риты» – едва ли не самое «женское» (с Литвиновой, Друбич и Кузиной) и метафоричное кино Ренаты. Смерть здесь в главных ролях почти буквально, а умирание – основа всего действия. Любовь же – просветляет и вновь помогает обнаружить смысл.
6. Икона стиля
Яркий авторский образ Литвиновой нашел применение не только в кино, но и поблизости. Получив известность как актриса, Рената вскоре превратилась в постоянную героиню светской хроники и икону стиля.
Её подчеркнутая странность и откровенная женственность оказались востребованы в рекламе и на телевидении. Литвинова сотрудничает с множеством брендов – от косметики L'Oreal и часов Rado, до автомобилей Volvo. Пару лет назад Литвинова выпустила собственную линию одежды совместно с компанией Zarina.
На телевидении Литвинова вела многочисленные телепередачи о моде и о кино.
В собственном стиле Рената ориентируется на классику XX века. Однако всегда сочетает ее с несколько экстравагантной формой подачи и не боится разнообразить самыми смелыми экспериментами современных дизайнеров. Так, российская светская тусовка до сих пор помнит, что Литвинова пришла на премьеру своего фильма в так называемом «платье из крыс». А ещё раньше появлялась на публике в жакете, сшитом из женских париков. Другими словами – умеет удивлять.
Смотрите также: Агузарова по-американски: Леди Гага и ее сумасшедшие наряды>>
Впрочем, на лавры Леди Гаги Рената не покушается. Её эпатаж всегда оттеняется мягкой кошачьей пластикой и слегка наивной невозмутимостью. Она умеет носить необычные вещи так, словно они уже давно общепринятые – не выпячивая на всеобщее обозрение, и максимально сглаживая их «протестный» потенциал.
7. Земфира
Литвинова дважды была замужем, от второго мужа родила дочь Ульяну. Но говоря о её личной жизни, о мужчинах вспоминают в последнюю очередь. Наибольший интерес вызывают отношения Ренаты с певицей Земфирой.
Обе они открыто говорят о близкой дружбе, не раскрывая её подробностей. Отсюда многочисленные слухи о бисексуальности, которые, однако, подтверждения до сих пор не получили.
Какая вы женщина в русском роке? — пройти наш тест и узнать>>
Но интереснее другое. Дружба Ренаты и Земфира, какой бы она ни была, нашла продолжение в их совместном творчестве. Практически во всех фильмах Литвиновой звучит музыка Земфиры. А многие клипы певицы сняла Рената. Она же стала автором документального музыкального фильма «Зеленый театр в Земфире».
Подготовлено редакцией сайта «Апрель»