Знаменитая певица, голос комсомольской юности у всех, у кого она была, и исполнительница самых популярных саундтреков к советским фильмам. Одна из главных эстрадных звезд 1960-х – Майя Кристалинская.
1. Детский хор
Майя Кристалинская родилась 24 февраля 1932 года в семье Валентины Яковлевны и Владимира Григорьевича Кристалинских.Отец будущей певицы окончил художественно-конструкторский факультет ВХУТЕМАСа и работал редактором. Он был автором множества советских игр, шарад и головоломок, которые печатались в детских изданиях, в том числе в «Пионерской правде».
В тяге Майи к точным наукам, вероятнее всего, не обошлось без влияния отца и его развивающих игр. Она с детства не боялась цифр и любила математику. Но в конечном итоге страсть к музыке оказалась сильнее.
На музыкальное развитие Майи оказал влияние её дядя – режиссер музыкального театра Павел Златогоров. Однажды он подарил племяннице губную гармошку на день рождения, и уже вскоре Майя сама научилась играть.
Не меньший интерес она проявляла к пению. Хотя сначала Майя стеснялась петь сольно, её талант все же разглядели и оценили в детском хоре Народного ансамбля песни и танца Центрального дома детей железнодорожников, которым руководил дирижёр и хормейстер Семён Осипович Дунаевский – брат знаменитого композитора.
Занятия в детском хоре стали первой профессиональной школой, через которую прошла Кристалинская. И хотя в детстве она всерьёз не мечтала о том, чтобы стать певицей, не оставила любимого занятия и в студенческие годы.
2. Инженер
В 1950 году, окончив школу, Кристалинская поступила в Московский авиационный институт. Она училась на инженера-экономиста, а в свободное время занималась художественной самодеятельностью – пела в студенческом хоре. Основа ее репертуара в те годы – песни военных лет, например, знаменитые «Синий платочек» и «Друзья-однополчане».
После окончания вуза Кристалинскую отправили работать по распределению в Новосибирск. Но руководство авиационного завода имени В.П. Чкалова Майю и её подругу Валентину Котелкину встретило очень недружелюбно. Девушкам даже не выделили комнату в общежитии и определили сначала в красный уголок, а затем в подсобную комнату возле бухгалтерии.
Уже через несколько дней девушки сбежали обратно в Москву, и едва не были привлечены за это к уголовной ответственности. Однако жалоба от руководства завода попала в руки рецензенту дипломной работы Кристалинской. Он сжалился над Майей и её подругой и спустил дело на тормозах. Кристалинскую же приняла на работу в КБ Александра Яковлева.
Работая в КБ, Кристалинская не оставляла музыку. Она пела на сцене Центрального Дома работников искусств и именно в эти годы окончательно поняла, что хочет стать профессиональной певицей. Отработав в конструкторском бюро три года, Кристалинская получила право уволиться и воспользовалась им при первой же возможности.
3. Советский джаз
Первая известность к Кристалинской пришла в 1957 году после того, как она выступила в составе джазового оркестра Юрия Саульского «Первый шаг» на Московском международном фестивале молодёжи и студентов. Оркестр наградили серебряной медалью, а Кристалинскую заметила широкая публика.
Однако вскоре в прессе появились статьи, которые называли музыкантов оркестра стилягами и клеймили их музыку как идеологически чуждую. На этом фоне ансамбль Саульского расформировали.
Впрочем, Кристалинская к тому времени уже твердо решила посвятить жизнь музыке. Уволившись из КБ, она начала сольную карьеру на эстраде. Постепенно Майя приобрела известность в музыкальных кругах. Со временем она стала сотрудничать с известными джазовыми коллективами Эдди Рознера и Олега Лундстрема.
Кристалинская, как и Эдита Пьеха – ещё одна суперзведа тех лет, соединила в своем пении традиции русской народной и советской песни, джаза и эстрады, став одним из самых ярких феноменов популярной музыки в СССР 60-х.
Читайте также: Эдита Пьеха: голос оттепели >>
В стихотворении, которое Роберт Рождественский написал на смерть певицы, он назвал её «эхом нашей юности».
4. Песни из кино
Настоящая слава пришла к Кристалинской во многом благодаря кино. В 1959 году состоялась премьера картины «Жажда». Песня «Два берега» (стихи Григория Поженяна, музыка Андрея Эшпая), которую пела главная героиня фильма Маша, очень быстро завоевала популярность зрителей и вошла в репертуар многих певиц. Записала её и Кристалинская.
Песня моментально ушла в народ, её чуть ли не каждый день передавали по радио, а тираж пластинок Кристалинской перевалил за 7 млн экземпляров.
Интересно, что первоначально песню в фильме исполняла совершенно другая певица. Но вариант Майи Кристалинской стал самым популярным и со временем закрепился как канонический. Песня «Два берега» прославила начинающую эстрадную певицу на всю страну и превратила её в суперзвезду.
В дальнейшем Кристалинская неоднократно исполняла песни для кинофильмов и именно они принесли ей наибольшую популярность. Например, в 1961 году она записала один из самых известных советских новогодних шлягеров – «А снег идёт» (музыка А. Эшпая, слова Е. Евтушенко). Эта песня была записана специально для фильма «Карьера Димы Горина».
Другая популярная песня Кристалинской «Неужели это мне одной» – тоже не что иное, как саундтрек к музыкальному фильму «Когда песня не кончается».
Пройди наш тест: Кто вы из героинь советского кино?>>
Самым же громким саундтреком в репертуаре Кристалинской стала песня «Нежность». Майя была первой певицей, которая её исполнила и записала. Она прославила эту песню и сделала одной из самых популярных в истории советской эстрады.
В картине «Три тополя на Плющихе» «Нежность» занимает особое место: она стала главной темой фильма, и вокруг неё построена важнейшая сцена. Ведь всё самое главное случается между героями в тот момент, когда героиня Татьяны Дорониной начинает петь «Нежность» в машине.
В самом конце фильма мы вновь слышим песню, на этот раз в исполнении Майи Кристалинской.
5. А у нас во дворе
Другим важнейшим моментом в успехе Кристалинской стало телевидение. Когда в 1962 году на советские экраны вышла новая музыкально-развлекательная передача «Голубой огонёк», Кристалинская стала одной из главных приглашенных звезд. Она регулярно появлялась в передаче и долгие годы была любимицей зрителей. Первоначально «Голубой огонёк» шёл по телевизору каждые выходные, поэтому певица появлялась на экране довольно часто.
Песни Кристалинской также регулярно звучали в радиопередаче «С добрым утром». Одним из главных хитов тех лет стал так называемый «Дворовый цикл» песен поэта Льва Ошанина и композитора Аркадия Островского. Это своеобразный песенный сериал (или даже поэма в песнях) о зарождающейся любви между парнем и девушкой.
За парня пел Иосиф Кобзон, девушкой была Майя Кристалинская. Ошанин и Островский на протяжении четырех лет писали новые песни, а слушатели и зрители с интересом гадали, «любит- не любит» и что там у них будет дальше.
История так и осталась недописанной, так как в 1967 году композитор Аркадий Островский умер. Но исполненные Кобзоном и Кристалинской песни прижились очень хорошо и ушли в народ. «Я гляжу ей вслед / Ничего в ней нет /А я всё гляжу /Глаз не отвожу», – это оттуда.
6. 5 пункт
В 1966 году Кристалинская была названа лучшей эстрадной певицей года. Она оставалась одной из главных звезд советской популярной музыки вплоть до середины 1970-х. Но с приходом Сергея Лапина на должность председателя Гостелерадио всё изменилось.
Читайте также: Самые любимые советские певицы>>
На радио и телевидении усилилась цензура, начались преследования евреев. Многие артисты были убраны из эфира. В этот перечень попала и Кристалинская, которая была еврейкой по отцу и никогда не скрывала этого.
Хотя в 1974 году Кристалинская получила звание «Заслуженной артистки РСФСР», она практически полностью исчезла с телеэкрана, ей перестали согласовывать концерты в крупных городах. При этом певица продолжала гастролировать по провинции, её песни любили и знали.
Цензура загубила карьеру Кристалинской на взлете. Она не потеряла возможность записываться и даже выступать, но совсем не на том уровне, к которому привыкла.
7. Вернешься и опять споешь
Кристалинская всегда увлекалась не только музыкой, но и другими искусствами. Она неплохо разбиралась в живописи, часто бывала в театре, очень любила кино и литературу.
В последние годы жизни Кристалинская попробовала себя в роли переводчика. Она перевела книгу своей любимой актрисы и певицы Марлен Дитрих «Размышления». Её издали вскоре после смерти Кристалинской.
Умерла певица в 1985 году. Ей было всего 53 года, но здоровье было серьезно подорвано – сказывалось тяжелое заболевание – лимфогранулематоз, которое Кристалинская пережила в молодости.
Эпитафия на могиле певицы звучит почти как знаменитое «Цой жив, он просто вышел покурить»: «Ты не ушла, ты просто вышла, вернёшься — и опять споёшь».
Биографии, жизненные позиции и особенности стиля других знаменитых женщин – в нашей постоянной рубрике Персона>>
Подготовлено редакцией сайта «Апрель»