Абсолютная звезда сталинского кинематографа. Она оживила на экране один из символов советской страны и помогла миллионам зрителей выдержать самые жуткие годы нашей истории. Самое обаятельное воплощение советской утопии о коллективном крестьянском рае – Марина Ладынина.
1. Сельская учительница
Марина родилась в простой крестьянской семье. Она была старшей из четверых детей. Отец Ладыниной закончил всего три класса, а мать и вовсе не ходила в школу. То есть актриса стала первой в своей семье, кто «вышел в люди», как говорили раньше.
Но хотя Ладынина однажды проснулась звездой советского экрана, для массового зрителя она всегда оставалась крестьянкой и была олицетворением утопического проекта советской деревни, который пыталась построить коммунистическая партия.
Но Ладынина не только играла эту роль на экране, во многом она была такой и в жизни. Актриса с детства увлекалась театром и книгами, хорошо училась и, что называется, тянулась к знаниям. Окончив школу с педагогическим уклоном, в 15,5 лет Ладынина стала сельской учительницей.
Кто вы из героинь советского кино? – пройти тест >>
В стране активно шел процесс внедрения массового образования, и Марина стала сначала продуктом этого процесса, а потом и сама приняла в нём активное участие, отдав несколько лет жизни школе.
Другими словами, это история про то, что несмотря на ужасы и преступления коллективизации, советская власть создала социальный лифт для огромного количества крестьян.
2. Особо одаренная
Педагогическая стезя для Ладыниной была коротким эпизодом, прологом к её настоящей судьбе, то есть актерской профессии. Тягу к ней Марина проявляла с детства. Она, к примеру, не только много читала, но и регулярно пересказывала, и даже в лицах, содержание прочитанного своим друзьям и одноклассникам.
Во втором классе Ладынина приобщилась к школьному самодеятельному театру. Сначала она участвовала в постановках в качестве суфлера, а позже и сама вышла на сцену. Иногда она даже заменяла «настоящих» актеров драматического театра. Также Марина играла на балалайке в оркестре народных инструментов, пела, танцевала и декламировала стихи.
Во время работы учительницей Ладынина продолжала играть в любительских спектаклях и всё еще мечтала стать актрисой. Однажды она познакомилась с актером театра Мейерхольда Сергеем Фадеевым, который приехал отдохнуть в село, где работала Ладынина.
Читайте также: Орлова – главная Любовь советского зрителя >>
Он подарил ей знаменитую книгу Станиславского «Моя жизнь в искусстве» и посоветовал поступать в ГИТИС. Марина решила рискнуть. И она не просто поступила с первого раза, но блестяще показала себя экзаменаторам. После первого же экзамена комиссия поставила напротив её имени в ведомости отметку – «особо одаренная». Мечта сбывалась.
3. Колхозница
Первой работой, принесшей Ладыниной признание и славу, стала её роль в картине Ивана Пырьева «Богатая невеста». Уже там появился тот образ задорной колхозницы, который так ярко выразила Марина Ладынина. Фильм похвалил лично Сталин, что сразу же дало зеленый свет тандему Ладыниной и Пырьева.
Вскоре последовал целый ряд фильмов, которые неизбежно становились хитами – «Трактористы», «Свинарка и пастух», «В 6 часов вечера после войны», «Кубанские казаки». Все они развивали одну и ту же колхозную тему, рисовали ту радужную жизнь, какой должна зажить советская деревня при новой власти.
Во второй половине 30-х завершался процесс коллективизации, которая зачастую проводилась преступными методами. И чем суровее была реальная жизнь советских крестьян, тогда еще самого многочисленного социального слоя в России, тем убедительнее должна была быть картина грядущего коммунистического счастья.
Смотрите также: Колхозная любовь – лучшие Ромео и Джульетты в кино СССР >>
Начавшаяся вскоре Великая Отечественная война и вовсе превратила жизнь советского народа в сплошной героический ад. В эти годы музыкальные комедии Пырьева во главе с Мариной Ладыниной имели по-настоящему стратегическое значение для победы над врагом. Они смягчали ужас окружающей действительности и давали надежду.
Все эти фильмы, несмотря на неприкрытую тенденциозность, пользовались искренней народной любовью. А Марина Ладынина на долгие годы стала живым воплощением одного из центральных символов советского государства – той самой колхозницы, которую в паре с рабочим создала из нержавеющей хромоникелевой стали скульптор Вера Мухина.
Последней работой Ладыниной, развивающей типаж колхозницы, стала роль председателя колхоза Галины Ермолаевны Пересветовой в картине «Кубанские казаки». Этот фильм, вышедший на экраны в 1949 году, также имел большое идеологическое значение. Для нищей, разоренной войной страны он был попыткой прозреть грядущее послевоенное будущее.
И хотя картину (как и другие фильмы Пырьева) часто критиковали уже в годы хрущевской оттепели, вполне заслуженно обвиняя в «лакировке действительности», многие критики и зрители отмечают помимо очевидной идеологической составляющей высокую художественную ценность работ Пырьева и Ладыниной. Так, например, режиссер Сергей Соловьев говорил, что в картинах Пырьева присутствует «грандиозно правдивая энергетика империи».
4. Эмансипе
Первые же декреты советской власти уровняли женщин в правах с мужчинами. Советский Союз стал первой страной в мире, где было принято законодательство, которое в теории создавало почву для гендерного равенства. И это за полвека до того, как подобные процессы получили развитие в Америке и Европе.
На практике, правда, все было несколько сложнее, чем на бумаге. Быстро изменить общественное сознание огромной патриархальной страны не получилось. Женщины в СССР по-прежнему оставались на вторых ролях, но сам факт их широкого включения в общественную и производственную жизнь был очевиден.
Читайте также: Эволюция советских женщин >>
В стране создавался новый, советский, тип женственности. И Марина Ладынина оказала влияние на его формирование. Она создала на экране образ свободной советской женщины, которая живет и трудится на равных с мужчиной.
Так, в фильме «Трактористы» героиня Ладыниной работает бригадиром женской тракторной бригады и славится как один из лучших работников. Она рассекает по родным просторам на тяжелом мотоцикле, одевается в рабочий комбинезон и кирзовые сапоги. При этом не теряет женского обаяния и умудряется быть героиней вполне тривиальной любовной истории.
И хотя фильм завершается как классическое «кино для девочек» – свадьбой, героиня Марины Ладыниной уже несет на себе заметный след той частичной эмансипации, которую получила женщина в советском обществе.
5. Иван Пырьев
Настоящей звездой Марину Ладынину сделал её муж, режиссер Иван Пырьев. Их союз, не только творческий, но и любовный, был делом совершенно обычным для советского кино. Можно вспомнить Любовь Орлову и Григория Александрова или Сергея Герасимова и Тамару Макарову.
Но многолетнее сотрудничество Ладыниной и Пырьева стало одним из самых продуктивных в истории советского кинематографа. Один за другим фильмы Пырьева с Ладыниной в главной роли становились народными хитами. Всего пара получила пять Сталинских премий (высшая форма признания заслуг советским государством), не считая других наград. Это стало абсолютным рекордом для советского кино.
Читайте также: Высоцкий и Влади – «скалолазы» >>
Последней совместной работой Ладыниной и Пырьева стала картина «Испытание верности». Эта семейная драма отчасти оказалась пророческой для творческого союза. Вскоре после выхода фильма на экран пара распалась.
В СМИ долгое время ходили слухи, что после развода с Ладыниной Пырьев запретил другим режиссерам снимать свою бывшую жену. Однако режиссер Андрей Ладынин, сын Марии и Ивана, категорически отвергал эту версию. Он утверждал, что Марина Ладынина перестала сниматься, так как не хотела играть возрастные роли, хотела остаться в памяти зрителей молодой.
6. Театр
Уже во время учебы в ГИТИСе Ладынина стала регулярно появляться на профессиональной театральной сцене. Она блистала во МХАТе и свою будущую жизнь связывала с театром. Этим планам было суждено осуществиться лишь отчасти. Вмешались любовь и кино.
В студенческие годы Ладыниной впервые предложили роль на экране: она снялась в эпизоде фильма Юрия Желябужского «В город входить нельзя». Потом были съемки в фильме «Вражьи тропы» и в не вышедшей картине «Застава у Чертова брода».
Ну а после этого пошла череда ролей в знаменитых комедиях Ивана Пырьева, которые сделали Ладынину всесоюзной звездой, но далеко задвинули все театральные начинания актрисы.
И хотя в самом начале карьеры Ладынина видела себя прежде всего на театральной сцене, состоялась она как киноактриса. Причем диапазон её был не слишком широк – довольно однообразные роли восторженных колхозниц. Ладыниной было тесно в рамках этого типажа, ей хотелось более сложных и драматически насыщенных работ.
Ведь в студенческие годы её хвалил сам Горький, в спектакле по пьесе которого («Егор Булычев и другие») Марина сыграла одну из первых своих профессиональных ролей, а Станиславский и вовсе в одном из писем связывал с актрисой будущее МХАТа.
Биографии, жизненные позиции и особенности стиля других знаменитых женщин - в нашей постоянной рубрике Персона >>
После завершения кинокарьеры Ладынина попыталась вернуться в театр. Но сложившийся в кино образ мешал её дальнейшему развитию как драматической актрисы. Лишь немногие режиссеры соглашались работать со звездой.
В одном из интервью Ладынина признавалась: «Я не то чтобы боюсь разрушить... свой кинообраз. Просто – столько лет прошло. Много раз меня звали рассказать обо всем, но артист не должен жаловаться зрителю. Жестоко и несправедливо разлучали с искусством не меня одну. Я не должна жаловаться, я получила и получаю до сих пор – когда выступаю, в письмах – больше любви, больше, чем сделала в искусстве. Жить надо с восторгом. И сегодняшняя жизнь мне гораздо интереснее, чем прошлая».
И все же Ладынина играла в Театре-студии киноактера, а также часто давала сольные концерты – декламировала стихи, пела, отвечала на вопросы зрителей. С такой программой актриса объездила многие города страны. Она оставалась интересной зрителю даже спустя многие годы после фактического завершения своей кинокарьеры.
Подготовлено редакцией сайта «Апрель»