Владимир Маяковский и его официальная муза Лиля Брик – одна из самых известных пар русской литературы. Большинство исследователей и биографов рассматривают Брик исключительно как некий искусствоведческий феномен и забывают, что она была еще и неординарной женщиной.
1. Рыжая бестия
Начнем с того, что Лиля Брик была рыжей. Черно-белые фотографии просто не передают ее образ в полной мере, а ее цветных изображений никогда не было или они не сохранились. Первое, что бросалось в глаза мужчинам – это «огонь ее волос». Сразу вспоминается Средневековье, заклеймившее всех рыжих ведьмами. Брошенные ради Лили жены наверняка согласились бы.
Большинство женщин того времени были немного тяжеловаты, времена корсетов не прошли даром. Лиля Брик отличалась, как бы сейчас сказали, спортивной фигурой, было видно подростковое увлечение балетом. Тогда такое телосложение было редкостью, но уже входило в моду. Танцовщицы Мата Хари и Айседора Дункан, русские балерины и первые спортсменки были «в тренде». Сейчас мужчин всем этим не удивить, но для начала века, когда женщины только недавно избавились от пышных юбок, это было в диковинку.
Лиля, вообще, внимательно следила за модой и всегда старалась ей следовать: в двадцатых носила укороченные юбки, свободные платья с заниженной талией, брюки, шляпки-клош и береты.
Женщины в ХХ веке – вспоминаем, как красились, о чем мечтали и во что одевались красотки прошлого>>
Но завоевывала мужчин она не только телом и стилем. Практически все, кто знал ее лично, отмечали какое-то удивительное обаяние. Лиля могла очаровать человека буквально за несколько минут беседы. Даже те, с кем она встречалась уже в шестидесятых, рассказывали про ее необычайную харизму. Некоторые, правда, со священным ужасом.
2. Осип Брик
Брик признавалась, что для покорения мужчин у нее есть собственный рецепт, который действует безотказно. Выглядел он так: «Надо внушить мужчине, что он замечательный или даже гениальный, но что другие этого не понимают. И разрешать ему то, что не разрешают ему дома. Например, курить или ездить куда вздумается. Остальное сделают хорошая обувь и шелковое белье». В общем-то, все просто, но вряд ли многие смогут повторить. Просто не хватит решительности и последовательности. У самой Лили всего этого было в достатке.
Она встретила Осипа Брика в тринадцать лет и сразу заявила, что станет его женой. Тот не поверил, но через семь лет они сыграли свадьбу. Чуть ли не в первый же год брака она встретила красавца офицера и после недолгого разговора уехала с ним «в номера». Утром первым же делом призналась во всем мужу. Довольно смелый поступок, согласитесь?
Читайте также: Femme fatale - от Лилит до Лолиты>>
Роль примерной жены Брик не прельщала. Уже через два года брак фактически распался, хотя супруги и продолжали жить вместе. Разводиться не спешили.
3. Любовница с хлыстом
Про отношения Лили Брик и Маяковского написано много, кто-то их осуждает за «скандалы и распущенность», кто-то восхищается силой любви и страсти. А сколько перьев сломлено вокруг темы жизни втроем – даже подумать страшно.
Действительно, все было сложно. Встречаться они стали, еще когда Брики считались супругами. Потом Лиля как бы ушла от дорогого мужа Оси и объявила себя женой Маяковского, но и сам Брик удивительно быстро оказался в одной с ними квартире, что даже в богемной среде вызвало пересуды. Многие не могли понять, что же связывало троих: доходило до конспирологических версий и участия всех в работе ЧК. Потом к этому положению вещей привыкли.
Возможно, влюбленные и собирались немного пощекотать скандалом общество, но главной целью все же было другое. Они создавали новую семью, семью нового мира, семью, свободную от мещанских и буржуазных предрассудков. В ней вообще не было такого понятия, как супружеская верность.
Читайте также: Русская сексуальная революция – главные героини>>
Они изначально не ограничивали себя рамками, позволяя и небольшие, и довольно серьезные увлечения. В те времена подобные союзы среди продвинутой молодежи были не редкость. Например, похожие условия Анна Ахматова поставила Николаю Гумилеву. Доставлял ли «тройственный союз» удовольствие всем участникам или одной Лиле – вопрос открытый. «Я любила заниматься любовью с Осей. Мы запирали Володю на кухне. Он рвался, хотел к нам, царапался в дверь и плакал», - вспоминала она.
4. Лиличка
С Лилей Юрьевной певцу революции пришлось, мягко говоря, несладко. Она могла отказать ему на несколько месяцев «от дома», если тот вызвал ее неудовольствие. Малейшие просьбы воспринимались как приказы. За такие измывательства над народным поэтом многие ее недолюбливали, а в шестидесятых устроили самую настоящую травлю.
Но, справедливости ради, создала этого поэта именно Лиля Брик. То есть талант Маяковского сверкал еще до их знакомства, но она его огранила и вставила в необходимую оправу.
Осип Брик стал первым издателем Маяковского, а Лиля – его главным редактором и критиком. Ей были посвящены почти все лирические стихотворения и поэмы. В доме Бриков проходили встречи футуристов, а после революции именно Лиля председательствовала на заседаниях редакции «ЛЕФа».
Гала и Дали, Фрида Кало и Диего Ривера, Есенин и Дункан, Владимир Набоков и Вера и многие другие знаменитые пары – в нашей рубрике Истории большой любви>>
До знакомства с Брик Маяковский был неряшлив, одевался странно, вплоть до косовороток, зубы были просто в ужасном состоянии. Первым делом она отвела его к парикмахеру, который аккуратно остриг длинные волосы, потом последовали походы к портным. Закончилось превращение визитом к стоматологу. Огромный Маяковский ужасно боялся зубных врачей, но Лиля заявила: если он хочет быть с ней, он должен это сделать. И поэт сдался.
Кем была Брик для Маяковского? Вот что он сам написал в своем дневнике.
«(5.2.23 г.)
Люблю ли я тебя?
Я люблю, люблю, несмотря ни на что и благодаря всему, любил, люблю и буду любить, будешь ли ты груба со мной или ласкова, моя или чужая. Все равно люблю. Аминь. Смешно об этом писать, ты сама это знаешь.
Мне ужасно много хотелось здесь написать. Я нарочно оставил день продумать все это точно.
Но сегодня утром у меня невыносимое ощущение ненужности для тебя всего этого.
Только желание запротоколить для себя продвинуло эти строчки.
Едва ли ты прочтешь когда-нибудь написанное здесь. Самого же себя долго убеждать не приходится. Тяжко, что к дням, когда мне хотелось быть для тебя крепким, и на утро перенеслась эта нескончаемая боль. Если совсем не совладаю с собой — то больше писать не стану.
(6.11.23)
Опять о моей любви. О пресловутой деятельности. Исчерпывает ли для меня любовь все? Все, но только иначе. Любовь это Жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи и дела и все прочее. Любовь это сердце всего. Любовь это сердце всего. Если оно прекратит работу все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает оно не может не проявляться в этом во всем. Без тебя (не без тебя «в отъезде», внутренне без тебя) я прекращаюсь. Это было всегда, это и сейчас. Но если нет «деятельности» - я мертв».
5. Окололитературная деятельность
Образованная, эрудированная, с хорошим литературным вкусом сама Лиля Брик не стала известной писательницей, как ее сестра Эльза Триоле. Сложно сказать, были ли у нее вообще творческие амбиции или ей вполне хватало просто вдохновлять гения.
После смерти поэта Лиля взяла в свои руки издание сборников его стихов и поэм. До конца пятидесятых она занималась именно этим. Вначале одна, а затем вместе с литературоведом Василием Катаняном, который стал ее последним мужем.
Кроме того, Брик издала небольшую брошюру «Щен» - так она называла Маяковского. Но в шестидесятых его биографию стали активно чистить, в том числе и от Лили Брик. Заниматься главным поэтом СССР ей запретили.
Брик написала несколько сценариев для агитационных фильмов, выпустила один игровой - «Стеклянный глаз» (1928). И сама во время Гражданской войны снялась в ленте «Закованная фильмой» по пьесе Маяковского.
Помимо сценариев, Лиле принадлежат довольно сильные, по воспоминаниям современников, статьи о футуристах и Маяковском. Много занималась переводами (Виттфогель, Мерль, Гросс).
Намного позже появилась книга «Пристрастные рассказы», составленная из писем, дневников и воспоминаний Лили. Эту «нарезку» тоже можно считать ее творчеством, составители ничего от себя не добавили. Впрочем, полностью архив Лили Брик до сих пор не опубликован.
6. Спецагент
С победой революции всем надо было как-то устраиваться заново. Тогда в окружении Бриков появились чекисты. Частым гостем их литературного салона был сам Яша Агранов, второй человек в ГПУ, Михаил Горб, Валерий Горожанин и многие другие «солдаты Дзержинского», как их назвал Маяковский в одноименном стихотворении.
Это породило целую волну слухов и сплетен о работе Лили на страшное ГПУ. Ее обвиняли в том, что она по заданию НКВД встречалась с мужчинами и даже вышла замуж за Примакова, чтобы затем написать донос, из-за которого его арестовали. Прямых доказательств этому нет, но и отрицать близкие отношения с чекистами глупо.
Да и сама Лиля вряд ли воспринимала их как нечто предосудительное. Наоборот! Для молодых поэтов революции именно чекисты были настоящими рыцарями и героями гражданской. К тому же близкое знакомство с ними позволило отправить сестру с матерью из России к французскому мужу, получить какие-то бытовые бонусы, возможность выехать за границу и определенную защиту.
Изучаем быт наших мам и бабушек: самые интересные факты и самые забавные истории о временах СССР – в нашей специальной рубрике>>
Скорее всего, это казалось справедливым вознаграждением за преданность идеалам Октября. В конце концов, у птички вначале только коготок увяз. Нельзя исключать и то, что Брик сама была в «разработке», ведь ее дом в двадцатых был одним из центров литературной жизни, где бывали практически все – от Пастернака до Горького.
7. «Рено» из Парижа
Когда в 28-м году Маяковский поехал в Париж, Лиля заказала не только свои обычные чулки и шляпки. Она попросила привезти ей автомобиль. И он сделал это.
Не обошлось без приключений. Получить новенький «Рено» поэт смог только в следующем году и только благодаря тому, что сумел воспользоваться своими связями на Лубянке.
Привезенная легковушка – чуть ли не первое частное авто в Советской России. Для начала пришлось разобраться с важным теоретическим вопросом «А имеет ли вообще право советский человек владеть такой дорогой игрушкой?» и закончить более прикладным «Как это все оформить?».
Когда наконец машина оказалась в Москве, за руль села Лиля. Вот так она стала одной из первых женщин-водителей в Советском Союзе, да еще и на собственном автомобиле. В любое другое время все это вызвало бы ажиотаж, но тогда роскошь и вызывающее поведение были не в моде, хуже того, это было просто не по-коммунистически. Поэтому власти сделали вид, что ничего не произошло, а обыватель только завистливо шептался.
В следующей поездке Маяковский закупался уже необходимыми запчастями. Вообще, в двадцатые за «снабжение» отвечал поэт. Он привозил своей дорогой Лиличке все необходимое из своих поездок, давал деньги на расходы, покупал дорогие подарки.
8. Суицид
Несмотря на всю браваду и репутацию сердцеедки далеко не все мужчины поддавались чарам Брик. По крайней мере, с первого раза. И каждый раз Лиля реагировала чрезвычайно нервно, расценивала любую неудачу как личную трагедию. И серьезно раздумывала о самоубийстве, а несколько раз даже прошла по самому краю.
Первая попытка произошла, когда ей было 17 лет. Лиля переживала тяжелый роман с учителем музыки, мучилась от неразделенной любви к Осипу Брику. Спасла девушку мать, которая нашла снотворное и заменила его на соду.
Второй раз ее с трудом откачали в 1928-м году, когда кинорежиссер Всеволод Пудовкин отказался воспринимать ее любовь серьезно. В письмах мысли о смерти встречаются регулярно. Некоторые называли все это истерикой, театром, желанием обратить на себя внимание.
Все это могло быть и так, если бы однажды Лиля Брик не довела дело до конца. В восемьдесят шесть лет, оказавшись прикованной к постели из-за перелома шейки бедра, она наглоталась таблеток. И на этот раз спасти ее, увы, никто не успел.
Биографии, жизненные позиции и особенности стиля других знаменитых женщин – в нашей постоянной рубрике Персона>>
Вспоминал Макс Усачев