Одна из самых удивительных и волевых женщин XX века, обладавшая поистине ренессансной одаренностью. В разные годы своей жизни Рифеншталь была танцовщицей, актрисой, режиссёром, фотографом и аквалангистом, но всемирную славу и позор обрела как гениальный документалист, снявший свои лучшие фильмы для нацистов.
1. Танцовщица
Берта Хелена Амалия Рифеншталь родилась в 1902 году, практически ровесница века. Ее отец был средней руки коммерсантом, семья жила в рабочем районе Берлина.
В детстве Лени занималась музыкой и спортом, но плавание, в котором девочка делала успехи, а потом и гимнастику пришлось бросить из-за травм. Это важная черта ее судьбы, Рифеншталь словно преследовал злой рок, в жизни ей предстоит неоднократно бросать свои увлечения из-за непреодолимых обстоятельств. Именно так произошло и с танцами, к которым Лени испытывала настоящую страсть.
Рифеншталь всегда мечтала о сцене. В юности она тайно от родителей брала уроки танца, затем обучалась классическому балету, изучала и характерный танец. Она преодолела сопротивление семьи и в 21 год начала карьеру танцовщицы. Однако разрыв связок поставил крест на ее планах.
Биографии, жизненные позиции и особенности стиля других знаменитых женщин - в нашей постоянной рубрике Персона >>
2. Горные фильмы
Некоторые критики называют «горные фильмы», то есть фильмы, сюжет которых строится вокруг покорения вершин, коренным немецким национальным жанром, сравнимым с жанром вестерна в голливудском кинематографе. И хотя первый «горный фильм» был выпущен еще в 1903 году, расцвет «горных фильмов» пришелся на 20-е годы и был связан с именем режиссера Арнольда Франка.
Рифеншталь посмотрела фильм Франка «Гора судьбы» (1919 г.) в июне 1924 года. Картина произвела на нее сильнейшее впечатление. Режиссер и танцовщица понравились друг другу. Специально для Рифеншталь был написан сценарий фильма «Священная гора», при том, что она проходила курс лечения после травмы связок ноги.
Для съемок в «горных фильмах» Рифеншталь пришлось научиться скалолазанию и езде на лыжах. В последующие годы она исполнила главные роли в картинах «Большой прыжок», «Белый ад Пиц-Палю», «Бури над Монбланом», «Белое безумие» - и стала настоящей звездой жанра.
3. Голубой свет
В 1932 году состоялся режиссерский дебют Лени Рифеншталь. Картина называлась «Голубой свет» и была снята в жанре все тех же «горных фильмов». Для производства Рифеншталь основала собственную фирму L.R. Studiofilm и убедила продюсеров вложить деньги в съемки. В отличие от Франка, делавшего упор на юмор и приключения, Рифеншталь привнесла в жанр мистику и волшебство.
Позднее Рифеншталь так напишет об этом фильме: «В «Голубом свете» я, словно предчувствуя, рассказала свою позднейшую судьбу: Юнта, странная девушка, живущая в горах в мире грез, преследуемая и отверженная, погибает, потому что рушатся ее идеалы — в фильме их символизируют сверкающие кристаллы горного хрусталя».
Фильм Рифеншталь был показан на Венецианской биеннале, первой в мировой истории международной художественной выставке, появившейся еще 1895 году, где получил серебряную медаль. В этом же 1932 году в рамках биеннале по инициативе итальянского диктатора Бенито Муссолини был учрежден первый в мире международный кинофестиваль. Картина Рифеншталь попала в его конкурсную программу и хотя официально награды не вручались, состоялся опрос, определивший лучшие фильмы.
Все самые интересные киноподборки – в нашей рубрике «Фильм! Фильм! Фильм!» >>
Работа Рифеншталь никак не была отмечена, а лучшим режиссером был назван Николай Экк, автор советского фильма «Путёвка в жизнь».
4. Бергхоф
Поместье Бергхоф, расположенное в Баварских Альпах в долине Берхтесгаден, с 1928 года было официальной резиденцией Адольфа Гитлера. Именно здесь и состоялась первая встреча Рифеншталь с нацистским лидером. Это произошло в 1932 году, после того, как Рифеншталь написала Гитлеру восторженное письмо. Вскоре Рифеншталь познакомилась с супругами Геббельс и другими членами нацистской верхушки. «Единственная из всех звезд, кто нас понимает», — так отозвался о ней Йозеф Геббельс.
В мае 1933 года Гитлер сделал главное предложение в жизни Рифеншталь: снять документальный фильм о пятом съезде НСДАП в Нюрнберге, так называемом «съезде победы». И Рифеншталь согласилась. Фильм получил называние «Победа веры».
Через год Рифеншталь сняла «Триумф воли», еще один документальный фильм по заказу нацистов. Центральные кадры фильма: фюрер, как Спаситель, спускающийся с небес к народу. Торжественные грозовые облака, ликование толпы и крупным планом - суровое лицо Гитлера.
После поражения во Второй мировой войне показ «Триумфа воли» в Германии был запрещен. Обладающий неоспоримыми эстетическими достоинствами фильм, по мнению подавляющего большинства критиков, обладает несомненным пропагандистским эффектом. Это фильм-догма, фильм-апофеоз с ясно читаемым идеологическим посылом.
Со временем цитаты из этого фильма стали общим местом в мировом кинематографе, когда возникала необходимость художественными средствами показать абсолютное зло. В частности, стиль Империи в «Звездных войнах» Джорджа Лукаса копирует стиль нацистских документалок Лени Рифеншталь.
Споры о том, какова мера личной ответственности художника за собственные создания не утихают до сих пор. Вопрос глубже, чем кажется на первый взгляд: может ли вообще художественный стиль как таковой быть злым или добрым, что это значит, как чья-то манера и только манера выражать свои мысли с помощью образов, может служить добру или злу?
Читайте также: На своем месте - главные женщины-режиссеры >>
В наши дни принято оправдывать позицию Рифеншталь, однако сразу после окончания Второй мировой войны суд союзников признал Рифеншталь «попутчицей» нацистов, а общественное мнение наложило на режиссера ряд ограничений. Ее карьера была уничтожена, на Лени поставили несмываемое клеймо пропагандиста нацизма.
Последняя встреча Рифеншталь с Гитлером произошла в Бергхофе весной 1944 года.
5. Олимпия
Спорт в его современном виде всеобщего массового помешательства - детище телевизионной эпохи. Динамику, драматургию и пафос спортивных состязаний задает медийная картинка. Как правильно снимать и показывать спорт, чтобы зрелище производило неизгладимое впечатление, основы стиля спортивных трансляций первой, сразу и навсегда задрав планку на недосягаемую высоту, задала Лени Рифеншталь.
Читайте также: Марлен Дитрих - стальная орхидея >>
В 1936 году немцы получил право на проведение летней Олимпиады в своей столице - Берлине. По задумке нацистов, спортивное событие должно было стать ярким символом могущества и величия возрожденной Германии, кстати говоря, традиция запредельно политизировать Игры пошла именно отсюда.
Нацистское руководство обратилось с предложением к Рифеншталь снять очередной документальный фильм, посвященный Олимпиаде.
Рифеншталь взялась за дело с присущим ей размахом и энтузиазмом. Для съемок «Олимпии», такое название получил фильм, были привлечены лучшие операторы страны, съемочная группа превышала 170 человек. Невиданные прежде ракурсы, внимание к деталям, множество новых технических приёмов, в частности, была сооружена специальная камера для подводной съёмки и рельсовый операторский кран, чего не существовало прежде.
«Олимпия» была удостоена государственной награды, приза на кинофестивале в Венеции, Рифеншталь лично отправилась в США, надеясь на кассовый успех картины за океаном. Однако случившиеся в Германии еврейские погромы во время так называемой «Хрустальной ночи» помешали ее планам.
Соединенные Штаты прохладно встретили немецкого режиссера, ряд видных американских общественных деятелей и организаций призвали к бойкоту картины. Голливуд отказался от проката фильма.
6. Денацификация
1 сентября 1939 года войска Третьего рейха вторглись на территорию суверенной Польши. Началась Вторая мировая война. Рифеншталь с камерой в руках оказалась в авангарде немецкого наступления. Уже 10 сентября она прибыла в зону командования генерала Эриха фон Манштейна.
Генерал позже вспоминал: «В один прекрасный день она появилась у нас... Элегантная и бесстрашная партизанка. На ней было что-то вроде туники, бриджи и мягкие сапоги. На кожаном ремне, опоясовавшем бедра, висел пистолет. Оружие ближнего боя дополнял нож, по-баварски засунутый в голенище. Должен признаться, что мы все пришли в смущение, увидев столь необычную женщину».
Манштейн отправил Рифеншталь в Коньске, небольшой польский городок, захваченный немцами. Два дня спустя там произошло одно из первых крупных военных преступлений нацистов: евреи и поляки рыли для себя могилы, а потом их безжалостно убивали. Эта фотография зафиксировала реакцию Рифеншталь на зверство палачей.
После событий в Коньске Рифеншталь больше никогда не ездила на фронт, отказалась от деятельности военного корреспондента, перестала снимать документальные фильмы по заказу нацистов и вернулась в игровое кино. Однако дружба с нацистами не прекратилась. Гитлер оказал серьезную поддержку Рифеншталь: она получила на Хайден-штрассе в Далеме территорию в 22 500 квадратных метров для киносъемок, на государственный счет и по решению фюрера.
Рифеншталь начала съемки «Долины» (Tiefland). Финасирование осуществляло немецкое правительство. Сюжет картины незамысловат и повествует о судьбе бедной танцовщицы фламенко, ставшей жертвой коварного маркиза, обольстившего и обманувшего красотку. Главную роль исполняла сама Лени.
Важная деталь, сыгравшая роковую роль в судьбе Рифеншталь: в качестве статистов были привлечены цыгане из пересыльного лагеря Максглан под Зальцбургом, многие из этих цыган впоследствии погибли в нацистских лагерях. Именно этот эпизод стал причиной краха ее режиссерской карьеры.
После окончания войны Рифеншталь прошла процесс так называемой денацификации, то есть очищения немецкого общества от влияния нацистской идеологии. После первых допросов, в июне 1945 года, Рифеншталь легла в психиатрическую клинику.
В 1949 году ей заинтересовался Контрольный совет по денацификации. К этому году процесс денацификации уже сокращался, иными словами, Рифеншталь никогда не считалась значительной персоной в преступлениях режима. И в этот раз ей удалось избежать преследования.
И наконец, после того, как эпизод с привлечением заключенных цыган в качестве статистов ее фильма стал известен широкой общественности, в 1950 году с третьей попытки Рифеншталь все же была названа «попутчицей».Что это значило?
Всех бывших нацистов разделили на четыре базовых категории, от ответственных за военные преступления до простых «попутчиков». В качестве наказания использовались как тюремное заключение, так и конфискация имущества, запрет занимать определенные должности, денежные штрафы.
В случае с Рифеншталь тяжесть наказания заключалась прежде всего в самом факте признания ее пособницей нацизма. Это было суровое моральное осуждение, позорное клеймо, которое поставили на ней.
Читайте также: Главные женщины в российском кино >>
У истории, которую пишут победители, нет сослагательного наклонения. Рифеншталь осуждена союзниками и не оправдана. Причина обвинения не ее искусство, дружба с Гитлером и документальные фильмы для нацистов, дебаты о которых продолжаются, она осуждена из-за трагической судьбы нескольких десятков несчастных заключенных, чей рабский труд использовался для съемок ее игровой картины.
Премьера «Долины» состоялась в 1954 году. Фильм, конечно, устарел к тому времени и успехом не пользовался. На свои новые проекты Рифеншталь не сумела найти финансирование и ушла из кинематографа.
7. Мечты об Африке
Фотоальбом «Нуба — люди, будто пришедшие с другой звезды» был опубликован в 1973 году, а еще через три года вышел второй альбом Рифеншталь «Нуба из племени Кау». Она увлеклась Африкой и фотографией.
Первую поездку на черный континент Рифеншталь совершила в 1956 году, в возрасте 53 лет. Ее снимки регулярно появлялись в ведущих западных глянцевых журналах. Несмотря на то, что некоторые критики увидели отголоски нацистской эстетики в снимках обнаженных черных аборигенов в танце, в быту, во время исполнения ритуалов, снимки печатались и вызывали широкий интерес не только у читателей, но и у профессиональных историков и антропологов.
Смотрите также: Лучшие фотографии, сделанные женщинами >>
8. Подводные впечатления
Это звучит фантастически, но это правда: в возрасте 72 лет (скрыв свой истинный возраст, чтобы получить лицензию, дающую право на погружения) Рифеншталь освоила новое художественное пространство - Индийский океан, в который она впервые окунулась с аквалангом и камерой для подводной съемки.
Итогом работы и почти 2 тысяч погружений стали два фотоальбома - «Коралловые сады» и «Чудо под водой» - и документальный фильм «Коралловый рай», выпущенный в 2002 году (в день ее столетнего юбилея) и ставший последней режиссерской работой Рифеншталь после 48-летнего перерыва.
В фильме нет никакой кустовщины и научно-популярной болтовни, это просто взгляд человека, пораженного красотой подводного мира, совершенством форм его жизни.
В каком-то смысле фильм стал ее прижизненной реабилитацией. Рифеншталь снова вернулась в мир кино, действительно талантливый и яркий фильм собрал массу положительных критических отзывов.
Говорят, время лечит, а еще оно все спишет. Рифеншталь смогла дожить до того момента, когда трагические события ее биографии, нацизм и Вторая мировая война стали не кровоточащей раной, а страницами истории, и она - ее живой свидетель.
Женщина невероятной судьбы, божественной одаренности и фантастической силы воли, чей талант так или иначе оказал неоценимую помощь Злу, сурово за это наказанная, Рифеншталь в своем последнем фильме по сути проговаривает банальную, но от того не утратившую своей справедливости мысль: «Берегите прекрасное, все это может вмиг исчезнуть».
Лени Рифеншталь умерла 8 сентября 2003 года. Бездетная, о чем неоднократно сожалела, последние годы своей жизни она провела с мужчиной, который был младше нее на сорок лет.
Рифеншталь была кремирована и похоронена на мюнхенском кладбище Вальдфридхоф.
Подготовлено редакцией сайта «Апрель»