Ханна Арендт: в поисках Родины

Ханна Арендт: в поисках Родины

Один из самых значительных философов XX века. Ученица и муза Хайдеггера. Она пережила Холокост, рассказала о банальности зла и объяснила природу тоталитаризма.

1. Немецкая интеллектуалка

Ханна Арендт с матерью.jpg
Ханна Арендт родилась в начале XX века в буржуазной еврейской семье. Её родители были глубоко ассимилированы и никогда не проявляли особого интереса к иудаизму и собственной национальной культуре.

Арендт росла как типичная немецкая интеллектуалка. Она получила фундаментальное философское образование в Марбургском и Гейдельбергом университетах. Училась у Мартина Хайдеггера и Карла Ясперса, посещала протестантский теологический семинар Рудольфа Бультмана, защитила диссертацию об идее любви в учении св. Августина и получила за неё докторскую степень.

Читайте также: Симона де Бовуар - свободная женщина>>

Родительские деньги помогали не думать о заработке, поэтому всё свое время Арендт отдавала философии, которой занималась с 16 лет. Она ещё в юности овладела древнегреческим и латынью, и с лёгкостью читала источники в оригинале. Арендт заметно выделялась среди студентов. Её сокурсники вспоминали, что едва она начинала говорить, как всё внимание переключалось на неё.

2. Любовница Хайдеггера

Ханна Арендт и Мартин Хайдеггер.jpg
Философия для Арендт стала не просто отвлечённым знанием, но настоящей страстью. И в этом качестве она нашла место не только в её сочинениях, но и в личной жизни.

В 1924 году Арендт стала ученицей Мартина Хайдеггера, который преподавал в Марбургском университете. Философ заметил и оценил новую студентку, она же открыто восхищалась им. Через какое-то время, хотя Хайдеггер был женат и старше на 17 лет, у них завязался тайный роман.

Правила и условия устанавливал философ. Он тщательно скрывал свою связь с Арендт, поэтому настаивал на строжайшей конспирации. Ханна не предъявляла никаких претензий и не ставила Хайдеггера перед выбором между собой и семьей. Их отношения продлились весь 1924 год, потом Арендт переехала в Гейдельберг. Но переписка продолжилась и время от времени Хайдеггер встречался со своей бывшей студенткой.

Последующие трагические события развели Хайдеггера и Арендт по разные стороны. Однако Ханна сохранила привязанность к своему учителю на всю жизнь. После войны она возобновила переписку с Хайдеггером и была одной из главных его защитниц от обвинений в нацизме.

Конечно, Арендт с болью принимала сотрудничество Хайдеггера с НСДАП, но она была склонна видеть в этом не его злую волю, но его личную трагедию – как человека и как мыслителя.

Читайте также: Айн Рэнд - американская икона>>

Хайдеггер же относился к Арендт двойственно и нерешительно. Он не уставал признаваться в любви, называл своей музой, говорил, что она одна из немногих кто понимает его и его философию, и однажды сказал, что не смог бы написать без Арендт свою главную книгу – «Бытие и время».

Но в то же время Арендт не могла быть счастлива с Хайдеггером, так как не могла в полной мере быть собой. Он видел в ней, прежде всего, просто женщину, пусть и очень умную. Принять же тот факт, что Ханна тоже философ Хайдеггер не мог. Он практически не читал, что она пишет и не обсуждал её идеи всерьез. Его интересовала лишь собственная мысль.

«Как ты знаешь, я, в общем, готова вести себя с Хайдеггером так, будто за свою жизнь не написала и не напишу ни единой строчки. И это есть не облекаемое в слова, но непременное условие – соn-ditio sine qua nоn – всех наших взаимоотношений», – писала Арендт позднее в одном из своих писем Генриху Блюхеру.

3. Жизнь еврейки

Ханна Арендт.jpg
Арендт начала осознавать себя еврейкой только при прямом столкновении с антисемитизмом, который захлестнул Европу в преддверие Второй мировой войны. Этому была посвящена и её первая книга – «Рахель Фарнхаген: жизнь еврейки» – биография немецкой писательницы еврейского происхождения. Последняя глава книги называлась «Избежать своего еврейства невозможно». Вскоре эти слова подтвердились самым трагическим образом.

После прихода к власти нацистов, когда преследования евреев приобрели масштабный и санкционированный государством характер, Арендт стала сотрудничать с главой Сионистской федерации Германии. Она тщательно собирала данные о преследовании евреев. За эту деятельность была арестована гестапо, но по счастливой случайности была освобождена.

Арендт бежала в Париж, где несколько лет работала в «Молодежной алии» – общественной организации, помогавшей еврейским детям переправиться в Палестину (Эрец-Исраэль). В 1940 году Франция была оккупирована немецкими войсками, и Арендт попала в концлагерь Гюрс.

Читайте также: Хеди Ламарр - экстаз и радиоуправляемые торпеды>>

В том же году ей удалось бежать оттуда, переправиться через французско-испанскую границу и через Лиссабон – в Нью-Йорк. После войны Арендт работала в Комиссии по восстановлению культурной жизни европейского еврейства.

«Быть еврейкой для меня является одним из неоспоримых фактов моей жизни, и мне никогда не хотелось менять или отрицать фактов такого рода. Существует такая вещь, как основополагающая благодарность за все, что является таким, какое оно есть; за то, что было дано, а не создано», – писала Арендт.

Но Арендт не только разделила судьбу своего народа, подверглась гонениям и едва не погибла, но и все эти годы продолжала осмыслять, что значит быть евреем, каково положение еврейского народа в мире.

4. Права человека

Ханна Арендт.jpg
Этому вопросу, Арендт посвятила множество статей, в том числе и специальную работу «Еврей как пария: скрытая традиция», написанную в 1944 году. Арендт отвергает путь приспособления и ассимиляции, так как он, очевидно ведет лишь к гибели еврейского народа.

Своего рода положительный идеал еврея Аренд видит в фигуре парии – то есть человека, исключенного из любого сообщества. Только это позволяет опереться на всеобщность человечности. При этом еврей оказывается исключен и из еврейства.

«Еврей, как фигура современности, характеризуется не принадлежностью к какому бы то ни было сообществу, а утратой связи с любым сообществом, в том числе и с еврейским», – пишет Михаил Ямпольский, анализируя трактовку Арендт.

Арендт утверждает приоритетность общечеловеческого, которое, однако, устанавливается только через сознательное изъятие себя из национального сообщества и принятия роли парии. На практике это означало попытку построить новое политическое пространство, не завязанное на идею нации.

«Антисемитизм (не просто ненависть к евреям), империализм (не просто завоевание), тоталитаризм (не просто диктатура) – каждое явление более варварское, чем предыдущее, – продемонстрировали, что человеческое достоинство нуждается в новых гарантиях, которые можно найти только в каком-то новом политическом принципе, каком-то новом законе, правомочном для всего человечества, но в то же время ограниченном по своей мощи, укорененном в территориальных образованиях, нуждающихся в новых определениях, и по-новому контролируемом ими», – пишет Арендт в книге «Истоки тоталитаризма».

Тем самым от еврейства она переходит к вопросу о глобальном человеческом сообществе. Евреи, как представители нации-парии, способны стать проводником того нового политического принципа, который даст новые гарантии соблюдения естественных и неотъемлемых прав каждому человеку – в независимости от его национальности.

Читайте также: Почему в мире так мало женщин-математиков?>>

Таким образом, Арендт переосмыслила концепцию прав человека и оказала значительное влияние на идейный ландшафт послевоенной Европы. Она, в частности, была первым «пророком» Европейского Союза. Ещё в 1940 году, через полгода после начала самой страшной войны в истории человечества, Арендт писала: «Я не считаю утопичным надеяться на возможность создания Европейского содружества наций, имеющего собственный парламент».

5. Банальность зла и Истоки тоталитаризма

Ханна Арендт.jpg
Первой фундаментальной философской работой Ханны Арендт стала книга «Истоки тоталитаризма», в которой она исследует узловую проблему исторического процесса в XX века – тоталитарные движения, возникшие в Германии и СССР.

Идейные истоки тоталитарной трансформации общества Арендт видит в концепциях антисемитизма и империализма, давших о себе знать ещё в XIX веке. Век XX породил такое явление как масса, в которой тоталитарный движения и находят возможности для осуществления.

Арендт была одной из первых, кто попытался осмыслить страшные трагедии XX века, и её работа до сих пор сохраняет свою актуальность.

Другая знаменитая книга Арендт – «Банальность зла: Эйхман в Иерусалиме». Она написана по результатам судебного процесса над заведующим отделом гестапо Адольфом Эйхманом, который нёс непосредственную ответственность за массовое уничтожение евреев.

Суд над Адольфом Эйхманом.jpg
Главная мысль, к которой пришла Арендт, изучая личность немецкого офицера и детали его преступлений – очень часто зло совершают обычные, посредственные люди. Эйхман был одним из них. Старательный немецкий бюрократ, он никогда не проявлял никакой особой ненависти к евреям и просто стремился хорошо делать свою работу. Вот только работа эта заключалась в массовых убийствах людей.

Арендт показывает, что причиной зла может стать не только злая воля, намерение причинить вред, но и вполне обывательские и сами по себе безвредные соображения – желание выслужиться, страх потерять работу.

В условиях тоталитарной машины человеку необходимо прикладывать дополнительные усилия, чтобы услышать голос совести, не закрываться от действительности ложью и глупостью, не впадать в самообман.

Эйхман искренне считал, что не сделал ничего плохого. Он выполнял свой долг. Вместо страшного злодея Арендт увидела человека массы, который утратил собственную субъектность, превратившись в бессмысленный придаток тоталитарного механизма.

6. Изгнанница

Ханна Арендт.jpg
«Банальность зла» получила противоречивые отклики. Не все были готовы согласиться с идеями Арендт, некоторые даже сочли, что она пытается снизить ответственность Эйхмана за его страшные преступления.

Израиль же встретил книгу крайне враждебно. Кроме прочего, Арендт рассматривала вопрос о попустительстве евреев Холокосту, о недостаточной их воле к сопротивлению. И прежде всего, затрагивала тему вынужденного сотрудничества руководителей еврейских общин с нацистами.

В то же время Арендт считала, что «Освенцим не объяснишь ни немецкой, ни еврейской историей». Тогда как сторонники сионизма видели главную причину Холокоста в отсутствии у евреев собственного национального государства.

Арендт не могла сделать ставку на нацию, даже на еврейскую, принадлежность к которой никогда не скрывала. Она считала, что создание еврейского государства не решает проблем, поставленных XX веком и не гарантирует невозможность возникновения тоталитарных режимов вновь.

Читайте также: Выдающиеся женщины-ученые>>

Более того – Арендт выступала за создание демилитаризированного государства Израиль-Палестина, в котором евреи и арабы могли бы жить вместе. Сионизм же создает государство, которое вольно или невольно нарушает права арабского населения.

«В еврейском языке есть такое понятие, которое совершенно не поддается определению и при этом вполне конкретно, -- это ахават Исраэль, или любовь к еврейскому народу. У вас, моя дорогая Ханна, как у столь многих интеллектуалов, происходящих из германских левых кругов, не наблюдается и следа этого чувства», – укорял Арендт Герхард Шолем.

Но Арендт отвергала еврейский национализм также, как и немецкий. Она отстаивала идеи универсализма и считала, что именно опора на универсальное является существенной характеристикой положения еврея в современном мире.

«Я – немецкая еврейка, изгнанная нацистами со своей родины», – так Арендт представилась, начинаю одну из своих послевоенных лекций в Кёльне.

Арендт мечтала построить мир, в котором не только евреи обретут свою землю обетованную, но и каждый член человеческого сообщества получит право на родину – в независимости от национальной принадлежности.

Биографии, жизненные позиции и особенности стиля других знаменитых женщин – в нашей постоянной рубрике Персона>>

Подготовлено редакцией сайта «Апрель»

Читайте также: