Элена Рубинштейн: императрица косметики

Элена Рубинштейн: императрица косметики

Она первой разделила кожу на типы, придумала салоны красоты, изобрела водостойкую тушь и тонирующую пудру. Она стояла у истоков индустрии ухода за собой и с нуля построила собственную косметическую империю.

1. Дочь торговца

в юности.jpg
Элена Рубинштейн родилась в Кракове в большой еврейской семье. Её отец Гораций держал маленькую лавку, а мама Августа занималась хозяйством и детьми. Всего их было 8, Элена (тогда ещё Хая) – старшая.

Семья жила небогато, и Элена с детства много работала, помогая отцу в торговле и маме по дому. Несмотря на занятость, она всегда находила время следить за собой. «Красота - это сила, которая позволяет женщинам самим выбирать свою судьбу», – говорила мама Элены. Именно она научила её беречь свою кожу от солнца и впервые показала, что красота – не просто дар, но результат ежедневного труда.

Читайте также: Как начинались легендарные косметические бренды>>

В своих мемуарах Элена Рубинштейн писала, что училась в гимназии, после чего поступила на медицинский факультет университета. Однако впоследствии биографы установили, что многие моменты жизни Элена заметно скорректировала, прежде чем вынесла их на суд общественности.

По всей видимости, у Элены Рубинштейн было только общее образование, которое она получила в еврейской школе. Ни о каком университете речи не идёт. Это, впрочем, не помешало ей придумать ряд новых косметологических средств и стать одной из тех, кто фактически создал индустрию красоты в том виде, в каком мы знаем её сегодня.

аллигория.gif

2. Иммигрантка

делает косметику.jpg
Хотя Рубинштейн родилась и выросла в Европе, история её успеха началась совсем на другом континенте – в Австралии. Туда юная Элена отправилась вскоре после 18-летия. На новое место ехала почти без денег и без особых надежд. В Австралии у Рубинштейнов были родственники, но лёгкой жизни они не обещали.

Элена остановилась у своего дяди Луиса. Первое время работала у него на ферме. Но отношения не складывались. Впоследствии, Элена даже говорила, что дядя «позволял себе вольности», впрочем, подробностей не раскрывала.

Читайте также: Эсте Лаудер – «оставаться красивой»>> 

Разругавшись с дядей, она снова подалась в торговлю – устроилась подсобной рабочей в небольшой магазинчик. Жила тяжело и бедно. Тогда же стала предпринимать первые попытки сварить собственный крем, но полностью провалилась, и даже была уволена из магазина – якобы за то, что своими глупыми экспериментами портила репутацию хозяина.

Последующие 10 лет Рубинштейн копила деньги на собственное дело и работала над формулой крема, который увидел свет только в 1902 году. Тогда начинающей предпринимательнице было уже за 30.

в молодости первые салоны.jpg
О том, как её встретила Австралия Рубинштейн впоследствии писала: «Это был просто ад - жара, тоска, уродство. У меня не сложились отношения с родственниками. Но я была амбициозной. Мне хотелось показать всему миру и своей семье, на что я способна».

3. Изобретательница красоты

валаз.jpg
«Valaze» – первый крем, созданный Эленой Рубинштейн. Для его продвижения предпринимательница взяла ссуду и открыла косметический салон в Мельбурне. Затея довольно быстро окупилась и Элен стала хозяйкой собственного дела. Вскоре она построила маленький цех по производству крема и открыла второй салон красоты.

В 1908 году, спустя всего 6 лет после старта, Рубинштейн открыла салон в центре Лондона и стала завоевывать европейские рынки. Рубинштейн была выдающимся новатором и придумала множество новых косметологических средств. Например, водостойкую тушь, тонирующую пудру для лица и другие.

Читайте также: История косметики. Пудра: от свинцовых белил до «блинчика» Max Factor>>

Она соединила научный медицинский подход с грамотной маркетинговой стратегией, фактически создав рынок для своих товаров. Рубинштейн первой разделила кожу по типам (сухая, нормальная, жирная) и стала предлагать крем в зависимости от этих типов. Она создала множество ниш – увлажняющие кремы, кремы, обогащенные витаминами, гормональные и т.д.

Но главное – сама система продажи. Рубинштейн с первых дней уделяла огромное внимание консультациям, которые давала своим клиенткам. Во многом благодаря ей утвердились довольно жесткие стандарты в косметологической индустрии: продавец должен не просто продать товар, он должен быть настоящим экспертом, должен знать, как ухаживать за кожей и уметь донести это знание до покупателя.

показывает женщинам.jpg
Причины успеха Рубинштейн не только в эффективности предлагаемых средств. Рубинштейн продавала не просто косметику, она продавала образ жизни – была одной из первых, кто показал женщинам, как ухаживать за собой и быть красивыми. Ведь в начале XX века для огромной массы женщин всё это было ещё в новинку.

Производство и продажа косметики у Рубинштейн с самого начала были сопряжены с практикой их применения, поэтому она естественным образом пришла к модели салона красоты и сначала вовсе отказывалась распространять свои косметические средства через крупные торговые сети и универмаги – нужно было убедиться, что до покупательниц дойдёт не только продукт, но и культура его применения.

Знаете ли вы основные правила макияжа? - пройти тест>>

4. Покоряя Америку

косметика.jpg
Мельбурн – Сидней – Лондон. Затем был Париж – безусловная столица Европы в начале XX века. Рубинштейн завоевывала все новые города. Французские модницы высоко оценили её косметические средства, и Элена не просто расширила свой бизнес, но вошла в круг высшего света.

Читайте также: Запах женщины – самые легендарные духи в истории>>

Среди её клиенток сплошь знаменитые актрисы, куртизанки и представительницы самых знатных фамилий. А в знакомых ходят восходящие звезды европейского искусства – Пикассо, Дали, Дега, Ренуар и многие другие.

магазины елен.jpg
Но и это было лишь ступенькой к будущей империи красоты. После начала Первой мировой войны Рубинштейн вместе с мужем, американским журналистом Эдвардом Титусом, переезжает в Нью-Йорк. Именно здесь она получает возможность развернуться в полную силу.

Смотрите также: Как менялись женские прически за 100 лет>>

На фоне воюющей Европы Соединенные Штаты – не просто уголок мира и спокойствия, но гигантский рынок сбыта – несчётное количество женщин, мечтающих быть красивыми.

салоны елен.jpg
Уже через несколько лет салоны Элены Рубинштейн работали не только в Нью-Йорке, но в Лос-Анджелесе и Сан Франциско, Чикаго и Бостоне, Вашингтоне, Филадельфии и Голливуде. В этих салонах красоты женщина могла получить весь спектр услуг – от косметолога и визажиста до массажиста и парикмахера. Кроме того, в салонах Рубинштейн проводили мастер-классы по уходу за лицом и макияжу. Именно в Америке формат салона красоты, придуманный Эленой Рубинштейн, был отточен до совершенства.

5. Женщина-Прометей

рубинштейн.jpg
Уже в «парижский период» было очевидно, что Элена Рубинштейн – больше своего дела. Она не просто успешная предпринимательница, она – символ женской предприимчивости, силы и воли. Неслучайно Дали изобразил её в образе женщины, прикованной к скале – в образе Прометея.

Рубинштейн стала частью европейского, а чуть позже и американского, истеблишмента. И ей явно нравилась эта роль. Она обожала роскошь и никогда не чуралась высшего света. Правда, прослыла в нём дамой весьма склочной и бескомпромиссной.

как прометей.jpg
Будучи властной и умной женщиной, она уверенно расширяла свою корпорацию и добилась выдающихся успехов в бизнесе, демонстрируя удивительные стратегические таланты. Так, например, Рубинштейн умудрилась выгодно продать компанию как раз накануне биржевого краха и Великой депрессии. Сумма сделки, которую она заключила с инвестиционным банком Lehman Brothers, составила 7 с лишним миллионов долларов. Спустя год Рубинштейн выкупила упавшие акции своей фирмы всего за 1 млн, после чего провела очередное масштабное расширение.

великие.jpg
До самых преклонных лет Рубинштейн продолжала работать над созданием новых формул и тщательно контролировала качество продукции. Она лично участвовала во всех ключевых процессах в своей огромной компании. А к середине 60-х её штат превысил 30 тысяч человек, и стоимость перевалила за 100 млн долларов.

в возрасте.jpg
Рубинштейн превратилась в одну из главных фигур индустрии красоты. Более того – она была одной из её непосредственных создательниц наряду с Коко Шанель и Элизабет Арден. «В мире есть только одна Мадмуазель - это я, только одна Мадам - это Рубинштейн и только одна Мисс – Арден», – говорила Шанель.

6. От мадам до княгини

одна в постели.jpg
Успешный бизнес не помешал и личной жизни Элены Рубинштейн. Замуж за журналиста Эдварда Титуса она вышла уже будучи весьма состоятельной дамой. А о романах предпринимательницы в молодости остается только догадываться.

Брак с Титусом можно назвать удачным. Двое детей и 30 лет совместной жизни. Но в конце 30-х пара развелась. На тот момент Элене было уже давно за 60, что не помешало выйти замуж за мужчину почти на 25 лет младше, причем за настоящего грузинского князя – Арчила Гуриели-Чкония.

Елена Рубинштейн и Арчил Чкония.jpg
Что больше прельстило Элену, молодость или княжеский титул, неизвестно. Но последним она пользовалась часто и с огромным удовольствием. Ещё даже не оформив брак, гордо именовала себя княгиней. Все-таки Рубинштейн была родом из тех времен, когда титулы ещё имели вес и ценность.

Интересно, что второй супруг, несмотря на свою относительную молодость, умер раньше Элены. Рубинштейн пережила его на 9 лет и умерла в 1965 году. Ей была 92 года.

в зрелом возрасте.jpg
Биографии, жизненные позиции и особенности стиля других знаменитых женщин - в нашей постоянной рубрике Персона>>

Подготовлено редакцией сайта «Апрель»

Читайте также: