Великая актриса, вдохновлявшая лучшего режиссера XX века. Жена гения и символ итальянского кино. Ее любили все и называли «Чаплин в юбке» за необычайный дар выразить тему «маленького человека» в женском образе — Джульетта Мазина.
1. Джулия Анна
Мазина родилась в скромной семье служащего и учительницы в маленьком городке на севере Италии в феврале 1921 года. Ее настоящее имя Джулия Анна.
Девочка рано начала проявлять склонность к музыке и театру. С четырех лет ее воспитанием занималась тетка Джулия, которая была неравнодушна к искусству и подогревала артистические наклонности племянницы.
После окончания школы Джулию Анну отправили к родственникам в столицу, где она поступила на филологический факультет Римского университета. Шел 1942 год. Италия под руководством буйного популиста Бенито Муссолини принимала участие во Второй мировой войне на стороне нацистской Германии и терпела сокрушительные поражения.
Читайте также: Свидетельства смерти. Девичьи дневники о войне, страданиях и гибели >>
Муссолини построил в Италии, в тот период крайне бедной европейской стране, настоящее полицейское государство. Нация несла все тяготы войны, ее кормили бесчеловечной риторикой, элита страны раскололась. Мазина училась, играла в студенческой самодеятельности, вела детскую радиопередачу и в 18 лет получила первую роль в театре.
А в 1943 году произошла главная встреча в ее жизни, определившая судьбу актрисы.
2. Ее Фефе
«Я всегда считал, что моя встреча с Джульеттой была предопределена самой судьбой, и не думаю, что все могло сложиться иначе…, — писал Феллини. — Она была хрупка и нуждалась в защите. Милая и невинная, добродушная и доверчивая. Я властвовал над нею, был рядом с ней великаном. Она всегда смотрела на меня снизу вверх — и была мной очарована».
По воскресеньям на одной из итальянских радиостанций шла забавная передача о жизни влюбленных «Чико и Поллина». Сценарии писал Федерико Феллини, а Мазине предложили главную роль. Это и стало поводом для знакомства.
Они были ровесниками, обоим слегка за двадцать — Джулия только начинала карьеру артистки, Фелллини еще не снял ни одного фильма и не написал ни одного серьезного сценария. Через две недели они поженились, а через несколько месяцев обвенчались.
Вивьен Ли и Лоуренс Оливье, Кларк Гейбл и Кэрол Ломбард, Сергей Есенин и Айседора Дункан, Джон и Йоко - и многие другие знаменитые пары в нашей рубрике Истории большой любви >>
«Она была невинной, доверчивой, нежной, очень хорошей. Я руководил ею. До этого времени никто не зависел от меня так сильно. Я влюбился в собственное отражение в ее глазах», — вспоминал Феллини.
Она называла его Фефе, по его просьбе она сменила имя и стала Джульеттой.
3. Бездетность
«А потом случилась ужасная вещь. Джульетта упала с лестницы и потеряла ребенка. Она не хотела знать, кто он — мальчик или девочка… Исцелить ее боль мог только другой ребенок, и его надо было поскорее завести. Не помню, чтобы мы сознательно это планировали, но Джульетта опять забеременела», — вспоминал Феллини.
Родился мальчик. Его назвали Федерико. Ребенок умер через две недели. Врачи сообщили Мазине, что она больше не сможет иметь детей. Дальше в их жизни кроме друг друга осталось только искусство.
Читайте также: Как я сделала ЭКО и не сошла с ума >>
4. «Дорога»: наука терпения
Про Джульетту часто говорят: «Женщина, сделавшая Феллини». И по сути это так.
Она способствовала его работе с Роберто Росселини, вместе с которым Феллини написал сценарий к фильму «Рим, открытый город», который положил начало итальянскому неореализму. Она снималась в первых его картинах «Огни варьете» и «Белый шейх». Она обсуждала с ним сценарии, искала деньги, ездила в съемочные экспедиции, знакомила с нужными людьми.
Вершиной их творческого союза стал фильм «Дорога» 1954 года. Картина получила главную награду Венецианского кинофестиваля, премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке и еще три десятка международных призов.
«Дорога» — история деревенской дурочки Джельсомины и циркового силача Дзампано, путешествующих по Италии. Продюсеры протестовали против приглашения на главную роль Мазины, но Феллини настаивал и роль досталась его жене.
Маленькая, трогательная девушка с мимическим талантом и клоунской техникой блестяще исполнила свою роль: зритель рыдал, критики аплодировали. Отозвался даже Чарли Чаплин: «Этой актрисой я восхищён больше, чем кем бы то ни было». Мазина действительно идеально воплотила чаплиновскую тему «маленького человечка» в женском образе.
Для союза Феллини-Мазина этот фильм стал пропуском в высшую лигу. Все, в мировом кинематографе наступила их эра.
5. «Ночи Кабирии»
Спустя год после триумфа «Дороги» Феллини получает еще один «Оскар» за фильм «Ночи Кабирии», у Мазины опять главная роль – ей достается приз Каннского кинофестиваля за лучшую женскую роль.
Все самые интересные киноподборки – в нашей рубрике «Фильм! Фильм! Фильм!» >>
Кабирия — проститутка в одном из самых дешевых районов Рима, игрушка в руках скучающих богатых мужчин. Она мечтает о большой любви и однажды встречает вроде бы того самого мужчину. Но и он оказывается пройдохой, которой выманивает сбережения девушки. Однако Кабирия не озлобилась, она идет по улицам Рима и сквозь слезы дарит прохожим свою улыбку.
6. Измены мужа
Безупречно интеллигентная, Мазина всегда тщательно оберегала свою личную жизнь. Она стала символом итальянского кино 50-х годов, ее фирменный стиль — это тонкий психологизм, соединение лирики и гротеска. Она была суперзвездой, но никого не пускала в свою частную жизнь. Иное дело Феллини...
Читайте также: Мой муж – гений >>
Ее муж был буквально создан для всевозможных скандалов, шумихи в прессе, приключений, в том числе любовных. Федерико изменял своей Джульетте. И она это терпела и прощала. Лишь однажды семейная лодка закачалась и едва не перевернулась, когда одна из любовниц ее мужа, актриса Сандра Мило слишком уж громко афишировала свой роман с великим режиссером. Однако и это испытание великая пара выдержала.
7. «Джульетта и духи»
После «Ночей Кабирии» Мазина снялась еще в двух фильмах своего мужа: «Джинджер и Фред» и «Джульетта и духи», замечательных, но гораздо менее успешных и трогательных, чем их ранние работы. Кинематограф Феллини окончательно ушел от неореализма в сторону притчи, абстракции, иносказания.
Фильм «Джульетта и духи» был снят в 1965 году, это первый цветной фильм Феллини. Картина задумывалась для Мазины и о Мазине. Героиня переживает измену мужа, борется с собственными комплексами, общественной моралью и внутренними запретами.
Публика встретила фильм прохладно, вдобавок Феллини был обвинен в налоговых нарушениях, и семья прилично пострадала финансово. В итоге Мазине и Феллини пришлось даже продать часть имущества, чтобы расплатиться с долгами.
8. 50 лет и 1 день
Начиная с 70-х Джульетта все реже снималась в кино, да и Феллини снимал не часто. Две легенды, не утратившие своего мастерства, но чье время постепенно уходило.
В марте 1993 года Феллини получил почётного «Оскара» за выдающийся вклад в киноискусство, а 30 октября этого же года великая пара готовилась отметить в кругу друзей 50-летний юбилей своей свадьбы. Мазина на тот момент уже тяжело болела. Врачи диагностировали у нее рак легких. За две недели до юбилея Феллини госпитализировали с инсультом. 31 октября, ровно через 50 лет и 1 день совместной жизни ее Фефе скончался.
Гения хоронила вся Италия, движение в столице было остановлено, кортеж сопровождали аплодисментами. Мазина пережила мужа на 5 месяцев. Перед смертью она выразила желание быть похороненной с фотографией Федерико в своих руках.
Подготовлено редакцией сайта «Апрель»