Несмотря на то, что, например, в Американском обществе кинооператоров до сих пор меньше 5% женщин, а на операторских факультетах девушки скорее исключение, в прокат все чаще выходят фильмы, снятые операторами-женщинами. «Апрель» рассказывает о профессионалах по ту сторону камеры, не побоявшихся освоить самую «мужскую» из кинопрофессий.
1. Эллен Керас
Выпускница факультета антропологии, решившая после университета уйти в съемки документального кино, Эллен Керас сегодня — едва ли не самая знаменитая женщина-оператор. Начав с документалистики, она стала работать практически во всех жанрах.
Читайте также: Как найти работу мечты и не разочароваться>>
Среди режиссеров, с которыми сотрудничала Кёрас — Мартин Скорсезе, Спайк Ли, Мишель Гондри, Сэм Мендес, Джим Джармуш, Ребекка Миллер. Керас была оператором более 25 фильмов, самые известные из которых – «Кокаин», «Кофе и сигареты», «Вечное сияние чистого разума». Эллен — трехкратный обладатель приза за лучшую операторскую работу фестиваля «Санденс», а за документальный фильм «Предательство» в 2009 году ее номинировали на «Оскар».
2. Наташа Брайер
Наташа Брайер родилась в Буэнос-Айресе, но ее фильмография включает картины, снятые по всему миру — в Австралии, Испании, Франции, Перу, Великобритании. Драма «Молоко скорби», снятая камерой Брайер, получила приз Берлинского кинофестиваля и номинацию на «Оскар», а после выхода картины Дэвида Мишо «Ровер» Наташу и вовсе стали называть «живописцем экрана».
В очередной раз Брайер удивила публику в 2016 году, когда вместе с режиссером Николасом Виндингом Рефном представила фильм «Неоновый демон», в котором мир модельного бизнеса в Лос-Анджелесе производит зловещее впечатление, благодаря, в том числе, визуальному ряду. Фильм был представлен в конкурсе 69-го Каннского кинофестиваля.
3. Отем Дюральд
Отем Дюральд родилась в Сан-Франциско и в университете изучала историю искусств. Свою карьеру она начала в рекламе, а после окончания операторского факультета Американского института киноискусства стала выступать в качестве ассистента оператора на съемках рекламных роликов и музыкальных клипов.
Читайте также: Почему в мире так мало женщин-математиков?>>
Дюральд работала с такими группами как Arcade Fire и London Grammar, а ее громким кинодебютом стала подростковая драма внучки Фрэнсиса Форда Коппола Джии Копполы «Пало-Альто». Отем Дюральд сделала визуальный ряд картины легким и воздушным, наполненным солнцем.
4. Рид Морано
Фильмография Рид Морано состоит, в основном, из картин американского независимого кинематографа. Криминальная драма режиссера Кортни Хант «Замерзшая река», оператором которой стала Морано, получила награду фестиваля «Санденс» и номинацию на «Оскар», а также принесла девушке мировую известность.
Сегодня Морано — член Американского общества кинооператоров — на момент вступления в ассоциацию в 2013 году она была самым молодым ее участником, а также одной из всего 14 женщин, входящих в общество, насчитывающее 350 человек.
Одна из последних громких работ Рид Морано — сериал HBO «Винил», продюсерами которого выступили Мартин Скорсезе и Мик Джаггер. В 2015 году Морано дебютировала в качестве режиссера — ее первой картиной стала драма «Луговая страна».
5. Каролин Шанпетье
Операторская карьера француженки Каролин Шанпетье началась в 1979 году, в 80-х она много работала с режиссерами французской «новой волны», и больше всего – с Жан-Люком Годаром и Жаком Риветтом, с которыми сняла несколько картин. Шанпетье снимала как игровые, так и документальные фильмы, а также работала с телеканалами. За ленту режиссера Ксавье Бовуа «Люди и боги» Шанпетье получила награду премии «Сезар».
6. Тамара Лобова
Советский кинооператор, супруга Анатолия Головни, Тамара Лобова окончила Ленинградский кинофототехникум в 1931 году и ВГИК им. Герасимова — в 1952 году. Лобова 15 лет проработала на студии «Мосфильм», и в соавторстве с мужем сняла несколько поздних картин Всеволода Пудовкина, среди которых картины «Минин и Пожарский» и «Суворов».
Читайте также: От Фриды Кало до Трейси Эмин: художницы, которых важно знать>>
Долгое время Тамара Лобова преподавала во ВГИКе, среди ее воспитанников — Федор Добронравов, Юрий Клименко, Александр Носовский, Маргарита Пилихина. В 1935 году Лобова в качестве ассистента оператора работала над утраченным фильмом Сергея Эйзенштейна «Бежин луг».
7. Маргарита Пилихина
Выпускница ВГИКа Маргарита Пилихина долгое время работала оператором на киностудии им. Горького, а после была оператором-постановщиком киностудии «Мосфильм». Сегодня редкая телепередача о советской Москве обходится без кадров, снятых Пилихиной — именно она стала оператором фильма Марлена Хуциева «Мне двадцать лет».
Вместе с Хуциевым она также работала над картиной «Застава Ильича», а также с режиссерами Марком Донским и Ильей Фрэзом. С 1950 года Пилихина преподавала во ВГИКе, а с 1965 года была руководителем творческой секции кинооператоров Союза кинематографистов СССР.
8. Мария Соловьева
Мария Соловьева в кино пришла через живопись — изначально она собиралась поступать в Суриковское училище, но вовремя узнала о существовании ВГИКа и операторского факультета — так Соловьева оказалась одной из двух девушек-операторов на всех пяти курсах факультета. На счету Соловьевой много разножанровых работ — от исторических фильмов до боевиков. Также в 2011 году ей удалось стать частью голливудского проекта «Солдаты удачи».
«В любой профессии главное — быть уверенным в себе. Если эта уверенность есть, то остальное не так уже и сложно. Все препятствия ты преодолеешь благодаря вере в себя, зная, чего ты хочешь, и стремясь к своей цели», – говорила Соловьева в одном из интервью.
Подготовила Белла Адцеева