До наступления эры компьютерной графики чудовища в кино были «ручными», если так можно выразиться, их создавали из метала, пластика и других подручных материалов. «Апрель» выбрал лучших киномонстров, созданных руками человека.
1. «Годзилла»
Год: 1954
Режиссёр: Исиро Хонда
В ролях: Акира Такарада, Момоко Коси, Акахико Хирата, Такаси Симура
За свою полувековую экранную историю Годзилла превратился в поп-культурную икону. Со времени выхода оригинального японского фильма в 1954 году и его американского ремейка 1956 года были сняты десятки игровых и анимационных версий - последняя вышла в 2014 году, к 60-летию всего цикла.
Угадаете ли вы фильм по известной фразе? Пройдите тест>>
В ней доисторический ящер, мутировавший после ядерных испытаний в огромного монстра, в отличие от своего «прародителя» не уничтожает город, а, напротив, помогает людям справиться с другим злобным, гигантским монстром. Оба, конечно, нарисованы на компьютере - но так было не всегда.
В начале своей «карьеры» Годзилла был чудовищем, пробудившимся после многовековой спячки на дне морском и обретшим силу в результате радиоактивного излучения (фильм вышел через 10 лет после атаки на Хиросиму). Он разрушал Токио, погибал в финале и был настоящим.
Первого Годзиллу не рисовали и не строили, его сыграл (и играл ещё пару десятилетий) актер по имени Харуо Накадзима. Первый костюм, придуманный для него, был настолько неудобным и тяжёлым, что исполнитель буквально задыхался и постоянно был на грани обморока. Искусство, как и красота требует жертв.
2. «Затерянный мир»
Год: 1925
Режиссёр: Гарри О. Хойт
В ролях: Бесси Лав, Льюис Стоун, Уоллес Бири, Ллойд Хьюз, Алма Беннет
Немой черно-белый фильм по мотивам одноимённого романа Артура Конан Дойла во многом предвосхитил не только появление всевозможных экранных монстров, но оказал огромное влияние на развитие спецэффектов в кинематографе.
По сюжету экспедиция в составе репортёра Эдварда Мэлоуна, профессора Саммерли, сэра Джона Роксона и дочери погибшего путешественника Полы Уайт отправляется в леса Амазонки, где, якобы, все ещё обитают динозавры.
Читайте также: Прошлый век - лучшие фильмы 20-х>>
Участники похода действительно находят искомых зверей, чудом спасаются после извержения вулкана и привозят домой в Лондон живого бронтозавра. Который в финале триумфально марширует по улицам города.
Успех картине обеспечили именно динозавры, созданные руками специалиста по покадровой съемке Уиллиса О'Брайена.
Анимированные с помощью этой техники фигурки животных он совмещал в одном кадре с реальными актёрами. Постепенно О'Брайен довел технику до такого совершенства, что самому Конан Дойлю едва не удалось убедить участников заседания Общества американках иллюзионистов в том, что эти съёмки - документальные.
Писатель, как можно понять, был очень доволен экранизацией. Что до самих динозавров, точнее фигурок, то время их не пощадило - до наших дней дожили только металлические шарнирные остовы, а резиновое покрытие, без должного ухода, сгнило.
3. «Кинг-Конг»
Год: 1933
Режиссёр: Мериан К. Купер, Эрнест Б. Шодсак
В ролях: Фэй Рэй, Роберт Армстронг, Брюс Кэбот, Фрэнк Рейхер, Сэм Харди
Кинг-Конг - один из самых древних и, наряду с тем же Годзиллой, самых живучих киномонстров. Последний на данный момент фильм с его участием вышел в 2005 году, следующий запланирован на 2017.
В первом, классическом, фильме группа кинематографистов высаживается на тропический остров, где живут туземцы и правит гигантская горилла, которую они зовут Конг и которой приносят жертвы.
Очередной должна стать красавица Энн, которую съемочная группа взяла с собой в последний момент взамен заболевшей актрисы. Кинг-Конг начинает испытывать к героине особенно тёплые чувства, несколько раз похищает её, а в итоге и вовсе затаскивает на шпиль Эмпайр-стейт-билдинг.
В работе над фильмом его создатели использовали технику, изобретённую чуть раньше, в экранизации «Затерянного мира» Конан Дойла. То есть совмещали анимацию с игровым кино.
Читайте также: Прошлый век - лучшие фильмы, с которых начался кинематограф>>
Так Кинг-Конг - на экране грозное и гигантское чудовище - на деле был 45-сантиметровой фигуркой, вокруг которой были выстроены специальные кукольные декорации джунглей и города.
Для того, чтобы актёры казались маленькими, а Кинг-Конг, напротив, гигантским, использовали не только покадровую, свойственную для анимации, технику, но и комбинированные съёмки. В каких-то случаях актёров снимали на фоне заранее снятой проекции с куклой Кинг-Кинга, или, наоборот, сцены с участием живых людей проецировали на крошечные декорации.
4. «Челюсти»
Год: 1975
Режиссёр: Стивен Спилберг
В ролях: Рой Шайдер, Роберт Шоу, Ричард Дрейфусс, Лоррейн Гэри
Съёмки одного из самых кассовых фильмов в истории мирового кино чуть ли не стоили карьеры и здоровья молодому режиссёру Спилбергу.
Для истории про акулу-людоеда, терроризирующую жителей приморского городка, был создан макет хищника. Искусственная акула, которую прозвали Брюсом, в несколько раз превосходила по размерам свой реальный прототип, выглядела довольно устрашающе, но оказалось весьма непрочной.
От пребывания в соленой воде механизм то и дело выходил из строя, что затягивало съёмки и увеличивало бюджет. А также вынуждало режиссера искать новые приемы - сама искусственная акула в кадре появляется нечасто. Вместо это то мелькает зловещий плавник, то съемка ведётся под водой, будто глазам монстра, что вкупе с тревожной музыкой создаёт прямо-таки хичкоковский саспенс.
Смотрите также: Просто ужас - лучшие фильмы, нагоняющие страх>>
В некоторых кадрах группа использовала реальную акулу. Чтобы соблюсти заданные пропорции приходилось или уменьшать клетку, или снимать невысокого человека.
Впрочем, все усилия окупились с лихвой: «Челюсти» стали первым так называемым «летним блокбастером» (то есть фильмом, приносящим студии наибольший доход), а карьера Спилберга пошла в гору. Спасибо Брюсу!
5. «Парк Юрского периода»
Год: 1993
Режиссёр: Стивен Спилберг
В ролях: Сэм Нил, Лора Дерн, Джефф Голдблюм, Ричард Аттенборо, Джозеф Маццелло, Боб Пэк
Выход «Парка Юрского периода» стал поворотным моментом в истории кинематографических спецэффектов. Спилберг и его команда понимали, что в этот раз фокус с напряжённой музыкой и «плавником» не пройдёт, и зрителям нужно показать настоящих динозавров.
Для работы были приглашены аниматоры, художники, мастера спецэффектов из студии Industrial Light&Magic и даже палеонтолог, который должен был помочь в создании максимально реалистичных животных.
Какая фраза из фильма вам подходит? Пройдите тест>>
«Оживляли» динозавров в кадре цифровым методом, однако сперва команде пришлось потрудиться над сложными аниматронными макетами - для достоверности компьютерные животные должны были дублировать «реальных», точнее тех, что были построены руками художников.
Сперва каждого динозавра делали в уменьшенном варианте, потом с помощью проекции вырезали части нужной величины, которые крепились на алюминиевую арматуру, обтягивались сеткой, стеклопластиком, глиной и «кожей» из вспененной резины.
Подвижными были не только голова, хвост, лапы, но и в целом все туловище. Для этого динозавров либо начиняли гидравлической механикой, либо управляли ими вручную с помощью уменьшенных моделей, которые были соединены с большими моделями датчиками так что те, повторяли все задаваемыми кукловодами движения.
А вот злодея-раптора пришлось сыграть человеку, точнее двум - художникам Джошу Розенгранту и Крэшу МакКинри. Обоим пришлось нелегко во время подготовки, так как человеку, очевидно, непросто достоверно изобразить на экране доисторическое животное.
Понадобилось долго отрабатывать движения, тренироваться в специально сцепленном костюме, сниматься во всех возможных ракурсах... Одним словом, главными героями «Парка Юрского периода» стали не актёры, сыгравшие в фильме, и не динозавры, а художники, аниматоры и кукловоды, оставшиеся за кадром.
6. «Муха»
Год: 1986
Режиссёр: Дэвид Кроненберг
В ролях: Джефф Голдблюм, Джина Дэвис, Джон Гэц, Джой Баушелл
На этот раз страдать пришлось актеру Джеффу Голдблюму, который, стараниями группы гримером и дизайнера Криса Валаса, по ходу фильма превращается в насекомое.
Скрестив себя с мухой, герой-учёный постепенно мутирует, то есть меняется на протяжении всего действия. Съёмочной группе пришлось не просто придумать этому получеловеку-полумонстру грим, но и постоянно менять какие-то детали, добавлять или, наоборот, убирать что-то.
Эта уникальная для подобных фильмов ситуация и делает «Муху» одной из лучших работ своего жанра: вместо того, чтобы рисовать или лепить что-то искусственное, команда Валаса по сути дала актеру Голдблюму возможность сыграть трансформацию своего героя.
Художники в работе над гримом стремились к тому, чтобы использовать его как можно дольше, то есть как можно дольше «продержать» на экране живого актера. Лишь в самом финале, на последних страдая превращения, он уступил место аниматронической модели.
7. «Чужой»
Год: 1979
Режиссёр: Ридли Скотт
В ролях: Сигурни Уивер, Том Скеррит, Иэн Холм, Джон Херт, Гарри Дин Стэнтон, Боладжи Бадеджо
Как и в случае с Годзиллой, в шкуру многих киношных монстров в начале их «карьеры» влезали вполне реальные актёры.
Истрия Чужого началась с рисунков швейцарского художника Ганса Рудольфа Гигера, которого в итоге наняли дизайнером для работы над каноническим образом пришельца.
Честь сыграть «Чужого» выпала актеру Боладжи Бадеджо, которому ему пришлось довольно основательно готовиться. В основном физически, в том числе изучать восточные боевые искусства для придания плавности и «инопланетности» своим движениям.
Костюм героя был сделан из латекса с добавлением пластилина, охладительной системы «роллс-ройса» и... позвоночников змей. Самой сложной частью была, конечно, голова, которая состояла из чуть ли не 1000 мелких и движущихся деталей. В частности, для того, чтобы у Чужого выдвигалась его знаменитая вторая челюсть, понадобилась специальная система подвесок и кабелей.
Все самые интересные киноподборки – в нашей специальной рубрике для синефилов и киноманов>>
Главная по кино Наталия Григорьева