Продолжаем нашу кругосветку по мировому кинематографу. На очереди – страна темпераментных людей, высокой моды и великих кинодеятелей. Вспоминаем лучшие работы Феллини, Бертолуччи, Висконти и Росселлини и рассказываем, чем живет итальянское кино сегодня. Un bacio!
1. «Сладкая жизнь»
Год: 1959Режиссер: Федерико Феллини
В ролях: Марчелло Мастроянни, Анита Экберг, Анук Эме, Ивонн Фюрно
Картина, положившая начало творческому союзу Феллини и Мастроянни и превратившая последнего в главного героя итальянского кино. Не последнюю роль в этой судьбоносной встрече сыграла супруга режиссёра Джульетта Мазина, которая была знакома с Мастроянни ещё по студенческому театру и посоветовала Феллини пригласить его в новый фильм.
Ему досталась роль репортера Марчелло, неприкаянного и отчужденного участника светской жизни римского высшего общества 50-х годов, который тщетно ищет то ли себя, то ли любовь, то ли смысл жизни. То в объятиях беззаветно влюблённой в него простой девушки Эммы, то в компании красавицы Мадалены, то вовсе купаясь в фонтане Треви с американской кинозвездой Сильвией.
Искания героя не приводят ни к чему - вплоть до следующего совместного фильма Феллини и Мастроянни «8 ½», где актер сыграл похожего героя в кризисе.
Известно, что вместо сценария «Сладкой жизни» Феллини прислал Мастроянни рисунок, изображающий его героя, который сидит в лодке посреди моря в окружении сирен. И сам фильм по своей структуре напоминает мозаику из подобных зарисовок, картинок ироничной, даже саркастично названной режиссером «сладкой» жизни на фоне римских пейзажей.
2. «Рим, открытый город»
Год: 1945Режиссер: Роберто Росселлини
В ролях: Альдо Фабрици, Анна Маньяни, Марчелло Пальеро, Вито Анникьярико
Действие этой картины – одного из первых образцов неореализма в итальянском кино – разворачивается в Риме в 44-м году, в последние месяцы немецкой оккупации. Инженер Джорджио прячется от гестапо в квартире своего приятеля Франческо.
Тот готовится к свадьбе со своей возлюбленной Пиной, однако утром дом оцепляют, Франческо арестовывают, а Пина погибает от пули. Освобожденные участниками Сопротивления Джорджио и Франческо продолжают скрываться, но в итоге попадают в руки фашистов – их ждет ужасный конец.
Росселлини, написавший сценарий фильма совместно с Федерико Феллини, безусловно, произвел революцию в национальном, да и мировом кинематографе.
Читайте также: Ингрид Бергман и Роберто Росселлини – аморальное поведение>>
«Рим, открытый город» - одновременно предельное честное, почти документальное свидетельство эпохи, и в то же время безупречное художественное кино, эпичное философское полотно. Картина сделала звездой Анну Маньяни и завоевала Гран-при Каннского кинофестиваля.
3. «Амаркорд»
Год: 1973Режиссер: Федерико Феллини
В ролях: Пупелла Маджио, Армандо Бранча, Магали Ноэль, Чиччо Инграссиа, Нандо Орфеи
Автобиографичная картина-воспоминание режиссера о собственном детстве. Ее действие разворачивается в 30-е годы, эпоху фашистского режима, в городке Римини (родном городе Феллини) и состоит из эпизодов-зарисовок с участием членов одной большой итальянской семьи.
Сатирические сцены из школьной жизни мальчика Титта сменяются домашними, интимными, бытовыми (где первая скрипка – безумный дядюшка Тео), общими, городскими планами – и, конечно, фирменными режиссерскими поэтическими эпизодами с участием карнавальной толпы горожан, с павлином, буйволом и неизменным туманом.
Все вместе действует, и правда, будто по законам памяти, в которой личное переплетается с коллективным бессознательным. К тому же «Амаркорд», сценарий к которому режиссер создавал совместно с писателем Тонино Гуэррой, - самый политически острый фильм Феллини, в котором немало откровенно антифашистских сцен и эпизодов.
4. «Леопард»
Год: 1963Режиссер: Лукино Висконти
В ролях: Берт Ланкастер, Ален Делон, Клаудиа Кардинале, Паоло Стоппа, Рина Морелли
В качестве исторического фона в этом фильме, одном из лучших в фильмографии Висконти и в итальянском кино в целом, выступает разгоревшаяся в конце XIX века гражданская война между сторонниками Гарибальди и приверженцами правящей династии Бурбонов.
Главный герой – сицилийский аристократ князь Салина, который, хоть и без энтузиазма, но все же принимает неизбежные перемены. И даже поддерживает собственного племянника, примкнувшего к рядам гарибальдийцев. Будучи мудрым, образованным человеком, он знает, что история не может развиваться иначе и на смену таким, как он сам, уходящей натуре, «леопардам», рано или поздно приходят «гиены и шакалы».
Смотрите также: Кинопутешествие. Франция – по следам Амели и Уэльбека>>
В качестве эпилога и одновременно кульминации – 50-минутная сцена бала, на котором князь не находит себе покоя, задыхается в толпе и в стенах собственного дома, предчувствуя уже физически, мучительно и конец эпохи, и свой собственный конец, неизбежный, хоть и вынесенный за кадр.
5. «Двадцатый век»
Год: 1976Режиссер: Бернардо Бертолуччи
В ролях: Жерар Депардье, Роберт Де Ниро, Доминик Санда, Дональд Сазерленд, Лаура Бетти, Берт Ланкастер
Пятичасовая социально-политическая эпопея о новом столетии и судьбах нескольких поколений. Герой Депардье — Ольмо, выходец из бедной крестьянской семьи, подружившийся с сыном богатых помещиков Альфредо, которого в фильме играет Роберт Де Ниро.
Они ровесники, родившиеся в 1900 году, на стыке эпох, им суждено вместе пройти все испытания, которые обрушиваются на Европу в первой половине века. От детской дружбы, не знающей социальных и культурных различий, через вынужденную разлуку во время Первой мировой войны молодые люди приходят к противостоянию и оказываются по разные стороны баррикад — богатый наследник Альфредо, только выигравший от прихода к власти фашистов, и рабочий Ольмо, пострадавший от антикоммунистических репрессий режима Муссолини.
ТЕСТ Угадаете ли вы фильм по известной фразе? – проверим>>
Бертолуччи, в 1976 году и сам убежденный коммунист, делает героя Депардье своего рода рупором собственных идей. В одной из сцен ближе к финалу картины Ольмо поворачивается к камере и, обращаясь к зрителям и называя их «товарищи», произносит монолог, вынося приговор и фашисткой идеологии, и всему классу господ-помещиков, приведших страну к войнам и разрухе.
Однако последние кадры фильма указывают на то, что картина Бертолуччи в большей степени — притча об изменчивости судьбы и человеческом выборе. Постаревшие герои Депардье и Де Ниро снова оказывают у железнодорожной станции, где играли, будучи детьми. Приближается поезд, только теперь на рельсы ложится Альфредо, много лет назад испугавшийся и наблюдавший за делавшим то же самое Ольмо с безопасного расстояния.
6. «Чочара»
Год: 1960Режиссер: Витторио Де Сика
В ролях: Софи Лорен, Жан-Поль Бельмондо, Элеонора Браун, Карло Нинки, Андреа Кекки, Пупелла Маджи
Действие картины, которая принесла Софи Лорен ее первый «Оскар» (впервые такого звания удостоилась актриса, снявшаяся не в американском, а в иностранном фильме), происходит во время Второй мировой.
Чезария, овдовевшая хозяйка небольшой лавки в Риме, вместе с дочерью сбегает от бомбардировок из столицы в родной городок, где ждет наступления мира в голоде и постоянном страхе. Там же Чезария знакомится с Микеле, на чувство которого так и не успевает ответить взаимностью – его забирают с собой отступающие немцы.
Смотрите также: Софи Лорен – спасибо спагетти. Жизненная позиция и особенности стиля великой актрисы в нашей рубрике Персона>>
Путь Чезарии и ее дочери домой, в освобожденный Рим, заканчивается трагедией – нападением на них и известием о смерти Микеле. Горе это, однако, сближает мать и дочь.
Помимо «Оскара» Софи Лорен картина, снятая по книге Альберто Моравиа, также получила «Золотой глобус» как Лучший фильм на иностранном языке.
7. «Великая красота»
Год: 2013Режиссер: Паоло Соррентино
В ролях: Тони Сервилло, Карло Вердоне, Сабрина Ферилли, Карло Буччироссо, Яя Форте
Фильм Соррентино впервые был показан в конкурсе Каннского кинофестиваля, после чего собрал все возможные международные награды – в том числе и «Оскар» - и превратил режиссера в надежду итальянского кинематографа.
Впрочем, ругали ленту не меньше, чем хвалили. За излишнюю перегруженность символами, аллюзиями, отсылками, за слишком очевидное подражание стилю Феллини – «Великую красоту» даже прозвали ремейком «Сладкой жизни».
Главный герой здесь тоже человек пишущий, правда, не журналист, а литератор, автор нескольких бестселлеров. Он отмечает 65-летие на террасе в центре Рима, на шумной вечеринке, ведя философские беседы с представителями светской элиты.
Джеп Гамбарделла – этакий разочарованный в жизни циник, порядком уставший от жизни, в которой есть все. Гуляя по ночному Риму и сидя в своей квартире с видом на Колизей, герой размышляет о прожитых годах. Известие о смерти своей давней возлюбленной заставляет его задуматься о том, не были ли они прожиты зря.
Что до режиссера, то он, кажется, извлек из своей «Великой красоты» и реакции на неё верный урок – в каждом новом фильме («Молодости» и готовящемся к выходу сериале про Папу Римского) все меньше Феллини, все больше Соррентино.
8. «Чудеса»
Год: 2014Режиссер: Аличе Рорвахер
В ролях: Альба Рорвахер, Мария Александра Лунгу, Сэм Ловик, Сабина Тимотео, Моника Беллуччи
Автобиографическая лента молодой итальянки Аличе Рорвахер с ее старшей сестрой в главной роли завоевала в 2014 году Гран-при Каннского кинофестиваля (в 2011 году ее дебют «Небесное тело» также принес Аличе один из каннских призов).
История итальянской семьи фермеров-пчеловодов, живущих вдали от цивилизации по законам и традициями, сложившимся столетия назад, снята в жанре магического реализма.
В центре – 14-летняя Джельсомина, взросление которой проходит под знаком тихого бунта, почти невидимых попыток вырваться из-под опеки деспотичного отца. Также, потихоньку, разрушают сельскую идиллию проникнувшие сюда извне чужаки – телевизионщики и отданный семье на перевоспитание малолетний преступник.
Смотрите также: Моника Беллуччи – абсолютная женщина. Жизненная позиция и особенности стиля великолепной итальянки в нашей рубрике Персона>>
Яркий видеоряд, залитый слепящим солнцем, жужжание пчел, мед, растекающийся по банкам, - все это делает картину похожей на сон. Она и снята по абсурдным законам сновидения – так что не стоит удивляться внезапному появлению в итальянской глуши верблюда.
9. «Гоморра»
Год: 2008Режиссер: Маттео Гарроне
В ролях: Сальваторе Абруццезе, Симоне Саккеттино, Сальваторе Руокко, Винченцо Фабричино
Экранизация книги Роберто Савиано, за которую неаполитанская мафия «Каморра» вынесла ему смертный приговор – и по сей день он вынужден скрываться и жить под постоянной охраной полиции.
Фильм рассказывает, на первый взгляд, никак не связанные между собой истории нескольких персонажей – подростков, обитателей неблагополучных кварталов Неаполя, бизнесменов, выпускника, даже портного. Их судьбы – в руках у криминальных группировок, которые контролируют все сферы жизни города и заставляют персонажей идти на страшные преступления и ежедневные сделки с совестью, после которых уже невозможно начать жить заново.
В 2008 году картина завоевала Гран-при Каннского кинофестиваля, а в 2014 по мотивам книги и фильма в эфир вышел первый сезон одноименного телесериала.
10. «Священная римская кольцевая»
Год: 2013Режиссер: Джанфранко Рози
В 2013 году эта документальна лента итальянца Рози получила «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля (спустя три года его новая работа победила в Берлине).
«Священная римская кольцевая» рассказывает о людях, чья жизнь так или иначе связана с этой автотрассой. Жители расположенной рядом с дорогой панельной новостройки и рыбаки, сотрудники скорой помощи и водители-лихачи, даже съемочная группа, которая для работы над новым фильмом арендует помещение на окраине Рима, там, где проходит римская кольцевая.
История дороги – этого итальянского варианта МКАДа – оказывается, конечно, историей людей, жизней, символично объединенных вполне конкретной «транспортной артерией».
Все самые интересные киноподборки – в нашей специальной рубрике для синефилов и киноманов>>
Главная по кино Наталия Григорьева