История команды Aseptogyl получилась настолько необычной, что даже странно, что до сих пор на ее основе не сняли фильм. Пока она может похвастаться только комиксами. Может быть все дело в том, что многим продюсерам она кажется слишком сказочной?
1. Рекламы ради
Началось все в 1971 году. Боб Нейре был достаточно известным во Франции автогонщиком. Не самым авторитетным, но признанным специалистом по Ралли Марокко. Возможно он бы добился больших успехов, но параллельно он делал карьеру. Будучи по профессии хирургом-стоматологом, он стал директором небольшой компании, которая выпускала зубную пасту. В тот момент Нейре еще продолжал свои выступления, как раз занял первое место на гонках в Марокко, всего он побеждал там дважды – в 1969 и 1970 годах, но уже подумывал о том, чтобы закончить с пилотированием гоночных автомобилей.
Тогда он нашел идеальный способ все совместить: создал новую гоночную команду, его завод выступил главным спонсором, а назвали ее точно так же как одну из выпускаемых зубных паст – Aseptogyl, то есть в идеале команда должна была рекламировать продукцию Боба Нейре. Чтобы усилить эффект Нейре решил принимать в нее только женщин-пилотов. Последнее вызвало просто вал возмущения в прессе. В чем только его тогда не обвиняли: от несерьезного отношения к автоспорту до погони за дешевой известностью.
Обсуждение в прессе даже помогло Aseptogyl. Кроме родного завода спонсорами стала топливная компания Esso и производитель гоночных автомобилей Alpine. Участие последних было очень важно, так как в распоряжении команды оказались четыре легендарных Alpine A110s. Модель была хороша и в плане техники, в том же году выступавшие на них гонщики заняли весь пьедестал Ралли Монте-Карло, но и чисто внешне. То есть идеально подходил пилотессам. Оставалось добавить только одну важную деталь – все машины покрасили в розовый цвет. Он и его оттенки затем стали родными для команды.
2. На трассах…
Женщины участвовали в автогонках практически с самого зарождения этого вида спорта. Были среди них и свои звезды, например, Камилла дю Гас или Элишка Юнкова. Но сделать профессиональную карьеру дамам не удавалось. Обычно сверкнув несколько раз на небосклоне, они тут же исчезали, зачастую кардинально меняя свою жизнь. Как Жильберт Тирьон, которая выиграла престижнейшие Монте-Карло и Милле Милье, а потом навсегда ушла из мира высоких скоростей. Конечно, у каждой из пилотесс были свои причины для этого. Но в целом все упиралось в то, что мужской мир гонок просто не был готов работать с ними, в том числе давать хорошие контракты и спонсоров. Да и про психологию не стоит забывать.
Читайте также: Карл и Берта Бенц: женщина за рулем>>
Боб Нейре действовал с Aseptogyl совсем по-другому. Подход изначально был словно при создании полноценной большой команды. В первую очередь это касалось подбора пилотов. Сразу в нее попало четверо новичков, из которых близнецы Мари-Одиль и Энн-Мари Девинь вообще никогда не участвовали в гонках. Однако, ему удалось уговорить присоединиться к проекту Клодин Траутманн (Буше). Это была очень опытная спортсменка, которая вместе с мужем шесть раз участвовала в Чемпионате Франции по ралли и имела в своем активе личные трофеи. Чуть позже подписали контракты и другие опытные и перспективные пилотессы Франсуаза Конкони и Мишель Пети (Biche). У них не было столько наград, но стартов в портфолио хватало. В дальнейшем в команде всегда сохранялся баланс между опытными спортсменами и теми, кто только делал первые шаги.
Этот коллектив Нейре не стал сразу бросать в самое пекло гонок. Весь 1971 год они только тем и занимались, что ездили по Франции, участвовали в небольших и не очень престижных гонках, и позировали для фотосессий. Журналисты тогда жадно набросились на первую женскую команду с довольно симпатичным личным составом. В следующем году пришли новые люди, прежде всего, Крестин Дакремонт, Марианна Хепфнер и до сих пор самая успешная раллийная гонщица Британии Пэт Мосс. Но самое главное: начались уже серьезные старты – автомобильный Тур де Франс и Ралли Монте-Карло. По-настоящему блеснуть команде не удалось, лучшим стал седьмой результат Марианны Хепфнер на Ралли Испании, но команда приобрела необходимый опыт.
Уже в 1973 году розовый цвет в сочетании с белым и красным стал привычным в мире автогонок. Даже Нефтяной кризис, который больно ударил по автомобильному миру, не заставил их сократить выступления. Наоборот, они расширили свое представительство, участвуя в кольцевых автогонках. Лучшие результаты были у Пэт Мосс и Марианны Хепфнер. В 1974 году команда поменяла автомобили, а Крестин Дакремонт заняла второе место в ралли «Лондон-Мюнхен». Соревнование можно назвать прообразом знаменитого ралли «Париж-Дакар», так как значительная его часть проходила в Африке. Но следующий год Aseptogyl перенесла тяжело: некоторые ветераны ушли на пенсию, пришлось снова менять автомобили и учить молодежь. Лучшей же пилотессой снова стала Марианна Хепфнер.
3. Бойцовский характер
Самым успешным в истории команды стал 1976 год. В Aseptogyl опять пришли новички. Опытные и не очень. Наиболее известной среди них считалась Лелла Ломбарди – единственная женщина на данный момент, которая смогла заработать очки в Формуле-1. В 1975 году она прошла квалификацию на Гран-при Испании. В Барселоне из-за плохой подготовки трассы лидеры начали выбывать уже на первых кругах, в то время как Ломбарди смогла продержаться и даже вышла на шестое место. К сожалению гонка, после того как один из болидов вылетел за пределы трассы, а четыре зрителя погибли, была остановлена. Очки всех поделили на два и у Ломбарди так и осталось 0,5 очка в зачете.
Основной пилот на тот момент, Марианна Хепфнер, выиграла две французские гонки, стала восьмой в Ралли Марокко и четвертой в Балли Бандама, которая проходила в Кот-д’Ивуаре. При этом по-новому раскрылась Крестин Дакремонт, которая показала отличные результаты в гонках на выносливость. Особенно запоминающейся для нее и ее партнера Леллы Ломбарди стал «Ле Ман 24 часа» - самый жестокий и опасный старт во всем автоспорте. Они смогли выдержать 265 кругов в сложнейших природных условиях и закончили ее двадцатыми в общем зачете и вторыми в классе, тогда как половина гонщиков выбыла из соревнований!
Читайте также: Первая женщина, объехавшая весь мир на машине >>
Следующий, 1977 год, прошел уже не так оптимистично. Несколько раз, как в случае с Дакремонт на «Ле Ман 24 часа», подвела машина, иногда не везло пилотессам… Каких-то громких успехов не было. И дальше все пошло по нисходящей. Ушли пилоты, команда никак не могла найти свой автомобиль, а те что использовали ломались в самый ответственный момент. Розовый болид мелькал на стартах, девушек-гонщиц постоянно фотографировали, но отдача была минимальной.
В 1979 году девушки за рулем грузовиков приняли участие в Ралли-рейде Ницца-Абиджан и даже выиграли его в своем классе, но это оказалось последним успехом. Постоянные технические проблемы и отсутствие громких побед, хотя в десятке пилоты Aseptogyl были регулярно, привели к тому, что команда перестала существовать. После этого она появлялась в разовых акциях, но после 1983 года Нейре ее больше не собирал.
4. Навсегда первые?
Команда Aseptogyl – первая полностью женская «конюшня» в автоспорте – это до сих пор никем не повторенный опыт. Они не выдержали конкуренцию и довольно быстро сошли со сцены, но вряд ли в этом есть вина пилотесс команды или ее лидера Боба Нейре. Они все делали правильно, но появились в неудачное время. И независимые мужские команды без существенной финансовой поддержки крупных автоконцернов тогда просто-напросто не выживали.
Небольшие производители разорялись, а крупные бренды держали собственные команды. На них же ориентировались спонсоры. Без них Aseptogyl не могла рассчитывать на надежные и быстрые машины. Но несмотря на это смелые гонщицы сумели привлечь внимание прессы, привить миллионам девочкам интерес к автоспорту и стать действительно легендарным примером для тысяч женщин, которые затем штурмовали самые знаменитые трассы. И пусть розовые болиды Aseptogyl больше не появляются в списках участников, но помнят о них до сих пор.
Подготовил Макс Усачев