Вера Комиссаржевская: чайка

Вера Комиссаржевская: чайка

Неудачный брак, семейное насилие, двойное предательство и попытка суицида – так начиналась жизнь великой актрисы. В 29 лет она решила покончить с этими глупостями и заняться делом. За следующие 20 она подняла актёрское искусство на новую высоту и стала символом русского театра.

1. Династия

большой театр 1.jpg
С искусством жизнь Веры Фёдоровны Комиссаржевской была связана с самого рождения. Её отец – знаменитый оперный певец Фёдор Петрович Комиссаржевский. Он учился вокальному мастерству в Италии и после возвращения в Россию выступал в петербургской Итальянской опере, затем был солистом Мариинки. Позже переехал в Москву, где пел на сцене Большого театра и служил профессором Московской консерватории.

Вместе с известными режиссёрами Александром Федотовым и Константином Станиславским, и художником Ф. Л. Соллогубом Комиссаржевский основал «Общество искусства и литературы» и связанное с ним Музыкально-драматическое училище.

в юности.JPG
Другими словами, Фёдор Петрович был одним из выдающихся деятелей искусства своего времени и это оказало заметное влияние на его дочь. Она любила наблюдать, как отец разучивает партию, готовясь к очередной роли. Ей нравилось общество актёров, композиторов, поэтов и музыкантов, которое часто собиралось в их доме. Театр был частью её жизни задолго до того, как она стала актрисой.

Впрочем, творческая одарённость Веры также была заметна ещё до выхода на профессиональную сцену. Комиссаржевская с детства пела и играла в домашних постановках, отец рассчитывал, что она пойдет по его стопам и станет оперной певицей.

2. Неудачное замужество

вера неудачный брак.jpg
Безоблачное детство кончилось внезапно. Отец, часто бывавший на гастролях, влюбился в молодую литовскую княжну и оставил семью. Мама Веры была вынуждена продать семейное имение в Марьино и судорожно искала, как теперь устраивать жизнь троих дочерей, которых надо было выдавать замуж.

Тем временем Вера познакомилась с начинающим художником графом Владимиром Муравьевым. В 19 лет она вышла за него, но это замужество не было счастливым. Два года ссор и скандалов. Муравьев много пил, поднимал на жену руку. В конце концов, завёл роман с её младшей сестрой Надей.

ТЕСТ: Кто вы из голливудских актрис прошлого>>

Вера очень тяжело переживала эти события. Пыталась покончить с собой и целый месяц провела в психиатрической клинике, после чего долго приходила в себя. Некоторые биографы считают, что именно личное страдание в конечном итоге привело Комиссаржевскую на театральную сцену.

После такого травматического опыта Вера больше не думала о браке и всерьёз занялась искусством, решив в 29 лет выйти на профессиональную сцену.

3. Инженю

вера - 4.jpg
Комиссаржевская дебютировала в 1891 году на любительской сцене в спектакле петербургского собрания флотского экипажа. Потом какое-то время занималась в «Обществе искусства и литературы», созданном её отцом. В частности, училась театральному мастерству у актёра Александринского театра В. Н. Давыдова, и под руководством отца разучивала оперные партии.

За драматическую часть в «Обществе» отвечал Константин Станиславский, и Комиссаржевская участвовала в спектаклях, которые он ставил.

Первым успехом актрисы стала роль в поставленном Станиславским спектакле «Плоды просвещения» по одноименной драме Льва Толстого. Это был ещё любительский театр, но сделанный на очень высоком уровне. Ролью Бетси Комиссаржевская заявила о себе и вскоре, благодаря связям отца, смогла устроиться в Новочеркасский театр.

Читайте также: Сара Бернар: первая суперзвезда>>

Играла начинающая актриса в основном в комедиях и водевилях, и на начальном этапе именно в амплуа инженю – наивной молоденькой девушки – добилась успеха. И хотя Комиссаржевская состоялась, прежде всего, как драматическая актриса, она заметно оживила уже в те годы набивший оскомину образ инженю, показав, что даже давно ставшие штампами роли можно сделать индивидуальными. Комиссаржевская играла своих «наивных девушек» с небывалой ранее эмоциональной глубиной, смотрела на них не как на типажи, но как на реальных людей, чью историю призвана рассказать со сцены.

в образе.jpg
«Личность артистки дает всегда окраску исполняемой роли. Это несомненно недостаток, но у г-жи Комиссаржевской это скорее достоинство, потому что в ее игре отражаются характерные черты ее изящной и чуткой натуры, ее тонкого и наблюдательного ума», – писал критик новочерскасской газеты Гранитов.

И всё же сама Комиссаржевская однообразные комедийные роли считала лишь подготовкой к настоящему искусству. В те первые годы своей карьеры она играла премьеры каждые 2-3 дня – по 50 с лишним новых ролей за один сезон. Но уже видела себя серьезной драматической актрисой, поэтому при первой же возможности ушла из труппы Новочеркасского театра.

4. Лариса и Нина Заречная

дома.jpg
Затем почти два года Комиссаржевская провела в Вильно, где выступала у антрепренёра Константина Незлобина. Здесь к обычным водевильным ролям добавились уже по-настоящему драматические. Лариса из «Бесприданницы» Островского, Софья из «Горя от ума» и другие. Комиссаржевская с каждым сезоном уверенно расширяла свой репертуар и двигалась к мечте – императорской сцене Александринского театра.

В 1896 году она вышла на неё впервые. За 5 лет Комиссаржевская прошла путь от актрисы провинциальных театров до одной из главных сцен страны. Впрочем, и в Александринском театре актриса не сразу нашла себя. Снова всё те же «наивные девушки», потом скучно поставленная классика. Комиссаржевской было тесно в привычных рамках театральной условности.

импраторский театр.jpg
По-настоящему раскрыть себя она смогла благодаря Чехову и Островскому. Тогда к Комиссаржевской пришла и широкая известность. Впервые – после роли Ларисы в «Бесприданнице». Это была её тема – поиск идеала, протест, бунт против пошлости повседневности. Комиссаржевская играет страдающую женщину, женщину на пике конфликта с окружающим миром. Играет великолепно и гениально, так как сама живёт этим конфликтом не только на сцене.

ТЕСТ: Насколько вы знакомы с героинями Чехова? – проверим>>

Неслучайно так близко и любовно приняла Комиссаржевская творчество Чехова, с драматургией которого связан золотой век русского театра.

«Мне роль Чайки принесли за несколько дней до спектакля, я не знала пьесы. В первый раз я прочла “Чайку” в эту ночь. Всю ночь проплакала. Утром я любила “Чайку”, и была она моей — я жила душою Чайки… Быть Чайкой — мне радость», – вспоминала актриса позднее.

на сцене как юдифь.jpg
Роль Нины Заречной (как и роль Ларисы) стала для Комиссаржевской знаковой. Она играла её до последних своих дней. Ту трагическую подоплёку повседневности, трагедию будней, которую Чехов так ярко выразил в своих пьесах, Комиссаржевская выразила непосредственно на сцене. Она была предельно чеховской актрисой и одной из первых, кто поняла новаторство гениального драматурга и показала, как на практике воплотить новые драматургические принципы.

5. Чехов и другие мужчины

чехов.jpg
После неудачного замужества Комиссаржевская не решилась снова создавать семью. Театр стал главной страстью её жизни. Но не единственной. Известно множество романов актрисы – с морским офицером Сергеем Зилоти, с актером Н. П. Рощиным-Инсаровым, режиссером Александринского театра Е. П. Карповым, с актёром Николаем Ходотовым, который был младше возлюбленной на 14 лет. Позже – с поэтом Валерием Брюсовым, и многими другими.

Сохранившиеся письма, в том числе любовные, – важная часть наследия гениальной актрисы.

Читайте также: «Замечательная моя собака, отчего не пишешь?»: любовные признания великих писателей>>

Однако одним из главных мужчин в жизни Комиссаржевской был Антон Павлович Чехов – не любовник, но писатель, создавший драматургию соразмерную её актёрскому дарованию. Чехов ценил Комиссаржевскую не меньше, чем она его: «Никто так верно, так правдиво, так глубоко не понимал меня, как Вера Федоровна… Чудесная актриса».

Вера Фёдоровна и Антон Павлович часто и много общались вплоть до смерти писателя, которого Комиссаржевская пережила всего на 6 лет. За несколько дней до собственной смерти она увидела Чехова во сне и заметила, что это «хорошее предзнаменование». Получается, что актриса не только жила, но и умирала буквально с именем Чехова на устах. И в этом легко увидеть очередное проявление главной страсти в жизни Комиссаржевской – искусства.

6. Я – актриса

в домашней обстановке.jpg
Александринский театр не давал Комиссаржевской нужной свободы. Ей было тесно на его сцене, она хотела идти дальше и в 1904 году основала собственный Драматический театр. В этот период к драматургии Чехова и Островского добавились пьесы Максима Горького и Ибсена.

Новые остросоциальные произведения определили и новый поворот в творчестве Комиссаржевской. Её протест стал приобретать политический, даже революционный характер, что вполне соответствовало духу времени.

Читайте также: Пабло Пикассо и Ольга Хохлова – пока смерть не разлучит>>

Театр Комиссаржевской искал новые формы работы с новой действительностью, пытаясь найти выход из многочисленных кризисов современности. После 1905 года актриса сблизилась с течением символистов и видела в искусстве главное средство преображения действительности.
  
«Человеческая мысль, человеческая душа стремятся теперь в искусстве найти ключ к познанию “вечного”, к разгадке глубоких мировых тайн, к раскрытию духовного мира», – писала Комиссаржевская.

на карточке.jpg
Нельзя сказать, что на этом пути Комиссаржевская добилась особого успеха. Сотрудничество с Мейерхольдом и принятие его концепции условного театра, свободного от натурализма театра классического, привело к провалу очередного театрального сезона. Затем были совместные работы с Брюсовым и Блоком, но и они не имели зрительской поддержки. Всё больше актриса сомневалась в себе и разочаровывалась в собственной работе.

«Я ухожу из театра потому, что театр в той форме, в какой он существует сейчас, — перестал мне казаться нужным, и путь, которым я шла в исканиях новых форм, перестал мне казаться верным», – написала Комиссаржевская за несколько месяцев до своей смерти.

Читайте также: «Каждый вкладывает в слово «любовь» то, что ему по плечу» - Хемингуэй о женщинах>>

Несмотря на кажущуюся неудачу актёрского пути Комиссаржевской, она стала одним из самых ярких символов русского театра начала XX века. Здесь всё – вера в особую миссию искусства, идеалистический взгляд на мир, вкупе с пристальным вниманием к его реальным страданиям и бедам, осознанность актёрской судьбы как подвига или даже жертвы.

Конечно, Комиссаржевская – это символистский театр, горение в поисках высшего идеала. Но это и свойственное новой драме внимание к психологической составляющей и к повседневному. Чеховский принцип: «Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни» всегда был близок Комиссаржевской.

похороны.jpg
Она чувствовала то «подводное течение», тот неостановимый конфликт, что скрывается за звенящими чайными блюдцами. Трагедия не требует действия. Она происходит всегда – здесь и сейчас.

Коммисаржевская скончалась от оспы во время ташкентских гастролей. Великую актрису похоронили в Санкт-Петербурге, проводить ее в последний путь пришли тысячи петербуржцев.

Биографии, жизненные позиции и особенности стиля других знаменитых женщин – в нашей постоянной рубрике Персона>>

Подготовлено редакцией сайта «Апрель»

Читайте также: