Сериал «Табу»: история алчности и британских торговых войн

Сериал «Табу»: история алчности и британских торговых войн

В начале января 2017 года в Великобритании и США начался показ восьмисерийного мини-сериала «Табу», который рассказывает неприглядную историю британской Ост-Индской компании и ее демонического противника, авантюриста Джеймса Делейни в декорациях Лондона начала XIX века. Рассказываем, почему «Табу» — один из лучших мини-сериалов последних лет.

1. Новая история графа Монте-Кристо

5.jpg
Главный герой «Табу» — сын покойного британского джентльмена, искатель приключений и демон зла Джеймс Делейни. Сериал начинается с появления Делейни, которого все считали мертвым, на похоронах отца с горстью ворованных алмазов, взглядом психопата и множеством туземных татуировок на теле.

По ходу дела выясняется, что Делейни вступал в интимные отношения со сводной сестрой (она нынче замужем, но Делейни не против возобновить романтически отношения), режет всех, кто стоит на его пути (и вдобавок лакомится плотью убитых), а еще, кажется, у него есть обратная связь с нечистой силой.

Читайте также: Сериал «Корона»: история британской королевской семьи>>

Среди прочего папаша завещал Делейни остров Нутка в западном полушарии — клочок бесполезной земли, обладание которым в силу дипломатических обстоятельств становится крайне важным для британской короны, правительства США и Ост-Индской компании.

Все претенденты на Нутку готовы пролить немало крови за право на единоличное владение, и поначалу не берут Делейни в расчет — слишком мелкая сошка. Однако вскоре выясняется, что тот не намерен уступать никому, имеет свои планы на остров и жестко проводит их в жизнь, попутно совершая акт мести.

табу гиф 1.gif
По сути, «Табу» — новая версия классического романа Александра Дюма «Граф Монте-Кристо». И хотя все интриги и развороты сюжета уникальны, расстановка фигур и магистральные линии уже знакомые: герой долго отсутствовал (Монте-Кристо сидел в тюрьме, Делейни был в африканском рабстве), у него есть могущественные враги, из-за которых он пострадал (банкиры, чиновники и прокуроры наполеоновской эпохи заменены на крупнейшую британскую торговую компанию), у героя есть потерянная возлюбленная, им движет жажда мести.

2. Том Харди и другие создатели

4.jpg
Сериал снят по рассказу Тома Харди. Роль Джеймса Делейни играет Том Харди. А еще Том Харди исполнительный продюсер и сценарист. Обычно такое громадное участие в проекте актеры проявляют, когда на кону что-то важное, как вариант — перспектива сыграть свою лучшую роль.

В данном случае это не слепая догадка, а свершившийся факт: Харди — один из самых ярких актеров десятилетия, — стопроцентно попадает в типаж. Он и есть Делейни. Актеру невероятно идут черный плащ, цилиндр и все патологии его героя. Биография, характер и поступки впитали все оттенки инфернального безумия, все то, что Харди порционно играл в Голливуде в последнее время (злодей Бейн в «Темном рыцаре: Возрождение легенды», Макс в «Безумном Максе», маунтинмен Джон Фицджеральд в «Выжившем»).

Помимо Харди в создании «Табу» принимали непосредственное участие еще несколько важных людей в киноиндустрии — исполнительный продюсер сериала Ридли Скотт, к сценарию приложил руку Стивен Найт, а в других главных ролях заняты Уна Чаплин и Джонатан Прайс. В общем, компания подобралась довольно сильная.

Все самые интересные киноподборки на «Апреле» – в рубрике «Фильм! Фильм! Фильм!»>>

3. Секс, интриги и невыносимая жестокость

2.jpg
За последние несколько лет бурного расцвета телепродукции мы привыкли, что у создателей сериалов есть важное преимущество перед кино — минимальные цензурные ограничения. В погоне за как можно большей аудиторией (а значит, за подростками), в большом кино все меньше насилия и эротики. И, напротив, сериалы, экономика которых принципиально другая, позволяют себе откровенные сцены и жестокость.

Читайте также: История с порнографией: проституция в Викторианскую эпоху. Факты и откровения>>

В этом смысле «Табу» — в авангарде индустрии. Создатели сериала не стесняются показывать буйство плоти, совокупления, выпускание кишков, поедание внутренних органов и другие провокационные сцены во всех подробностях. Понятно, что секс и насилие сами по себе не могут быть главным содержанием фильма, это лишь красочный антураж для сильной истории — и с этим у «Табу» полный порядок.

табу гиф.gif
Интрига завязывается с первых же кадров, действие нигде не провисает и к середине сериала все нити сплетаются в тугой детективный клубок. Чем закончится сериал (и закончится ли, возможно продолжение истории) — совершенно непонятно.

4. Исторический материал

3.jpg
Любая хорошая история становится по-настоящему мощной, когда основана на богатом и относительно новом историческом материале. Действие сериала закидывает нас на двести лет назад, в эпоху наполеоновских войн, первых романов Джейн Остин и британской Ост-Индской торговой компании, которую, по признанию одного из создателей «Табу», намеренно показана «как ЦРУ, АНБ и другие спецслужбы своего времени».

Читайте также: Как я стала работницей секс-услуг>>

Этот взгляд на компанию в какой-то части правдивый, отчасти излишне демонизированный, но, важно заметить, — абсолютно свежий. На эту территорию зрители еще/давненько, не вступали. «Табу» довольно трудно пустить по ведомству исторического кино: слишком уж нарочито мрачная картинка, слишком авантюрна интрига, в сериале большую роль играет мистическая составляющая. И тем не менее, за бурной (а местами — буйной) выдумкой создателей видны вполне осязаемые контуры подлинных исторических персонажей, торговых войн и ужасающих преступлений.

5. Британия, заваленная отбросами

1.jpg
Детали, костюмы, предметы быта и скрупулезно созданная картинка — то главное, за что мы любим сериалы. С атмосферностью у «Табу» все хорошо. Перед нами предельно неприглядный образ порочной, алчной, заваленной отбросами и мусором (как буквальным, так и человеческим) довикторианской Британии.

Читайте также: Я толстая и сплю с горячими незнакомцами>>

Создатели сериала водят зрителя по центральным улицам и темным закоулкам, мы заглядываем в королевский дворец, офис Ост-Индской компании, в городские особняки и пригородные коттеджи, в притоны и мелкие лавочки, в лондонские театры и больницы. Сериал выводит обширную галерею персонажей эпохи: от проститутки и мелких бандитов до особ королевской крови и аморальных вельможей.

Сериал похож на причудливую игру теней: темно-синие и черные оттенки довлеют, на обшарпанных стенах пляшет огонь каминов и свечей, все время кажется, что сейчас произойдет что-то плохое и прольется чья-то кровь. И предчувствие не обманывает.

Подготовлено редакцией сайта «Апрель»

Читайте также: