Доктор философских наук, мим и коммунистка, вставшая во главе одного из главных модных брендов современности. Она доказала, что верность традициям не отменяет разрушение стереотипов и постоянный поиск нового.
1. Левая и феминистка
Миучча Прада родилась в богатой семье, состояние которой сколотил ее дедушка Марио Прада – основатель легендарного бренда. Однако сама она в юности совсем не интересовалась семейным бизнесом. Миучча окончила политический факультет Миланского университета и получила диплом доктора философии.
В подростковые годы она бунтовала против привычного окружения, а в студенчестве всерьез увлеклась левыми и феминистскими идеями и даже стала членом Итальянской коммунистической партии. Кроме того, Миучча была по-настоящему влюблена в театр, и после окончания университета около 5 лет своей жизни потратила на то, чтобы стать мимом.
Она училась искусству мимов в Teatro Picco. В те годы и сама Миучча не подозревала, что вскоре возглавит семейное дело. «Я думала, что создание сумок, туфель или платьев - это худший способ провести свою жизнь», – рассказывала Миучча впоследствии.
Однако опыт, который она приобрела в политике и искусстве не прошел бесследно, и ему, в конце концов, нашлось применение и в бизнесе. Миуччи умела смотреть на вещи шире и отлично знала, насколько важны воображение и идея. Неудивительно, что под ее руководством компания «Прада» вышла на совершенно новый уровень.
2. Без женщин
Компанию «Прада» дедушка Миуччи Марио открыл в партнерстве со своим братом в 1913 году. Тогда фирма так и называлась Fratelli Prada – «Братья Прада». Модный дом начинался с небольшого магазинчика, который специализировался на продаже изделий из кожи, в большинстве своем – дорогих высококачественных сумок. Продукция фирмы пользовалась спросом у богатых и влиятельных клиентов со всего мира, поэтому бизнес рос и планомерно развивался.
Марио Прада был человеком старой закалки и искренне считал, что женщинам нечего делать в бизнесе. При нем женщины семьи Прада не участвовали в управлении компанией и не оказывали влияние на ее развитие. Но судьба сыграла с ним своеобразную шутку. Сын Марио не проявил никакого интереса к семейному делу, поэтому после смерти основателя правление перешло его дочери – Луизе.
Она смогла сохранить отцовское наследство, но расширить его и дать ему по-настоящему новое направление смогла лишь ее дочь – Миучча. Именно она превратила компанию «Прада» в один из самых успешных модных домов мира. Вопреки предрассудкам дедушки Марио, именно женщины его семьи сделали дело его жизни по-настоящему великим.
3. Семейное дело
Миучча встала во главе компании в 1978 году. Дела у «Прада» шли тогда не очень хорошо, и впереди отчетливо маячил финансовый кризис. Именно Миучча расширила ассортимент продукции фирмы и вышла на новые рынки.
Впрочем, этот успех она разделила с Патрицио Бертелли – тосканским предпринимателем, который владел небольшой фабрикой по производству кожаных сумок и был мастером в этом деле. Бертелли сначала стал бизнес-партнером Миуччи, но вскоре рабочие отношения перешли в личные. Со временем Прада и Бертелли поженились, и Миучча родила двоих детей.
Читайте также: Десять заповедей стильной женщины>>
Однако прежде они вместе создали линию женской обуви и придумали знаменитую коллекцию сумок из нейлона, которая стала одним из самых популярных модных трендов своего времени. Вскоре было решено расширить ассортимент продукции, и в 1989 году Миучча представила коллекцию женской одежды. Спустя год «Прада» выпустила молодежную коллекцию, а еще через 3 года появилась и мужская. Все это вдохнуло в компанию жизнь и сделало продукцию «Прада» популярной, позволив привлечь новых потребителей и выйти на новые рынки.
«Эта компания стала такой, какой является, благодаря нам обоим. Мы хорошо дополняем друг друга, делаем одинаковые выводы разными способами и спорим лишь по мелочам. Мой муж есть и всегда будет главной движущей силой нашего бренда. Патрицио вдохновляет меня своей уверенностью и направляет на борьбу с существующими стереотипами и на выход за рамки допустимого», – рассказывала Миучча в одном из своих интервью.
Творческий союз Миуччи и Бертелли заметно изменил облик бренда, сделав его более современным и востребованным. Та «Прада», которая известна нам сегодня, началась, когда у руля модного дома встала Миучча.
4. Miu Miu
В начале 1990-х Миучча пришла к мысли создать собственный бренд одежды, в рамках которого она могла бы больше экспериментировать. Названием бренда стало домашнее прозвище основательницы – Miu Miu. Под этой маркой Миучча могла позволить себе делать то, что не решалась под лейблом Prada – ведь несмотря на все нововведения, он был ориентирован на респектабельность и традицию.
Читайте также: От Аргайля до Яппи-стиля – модная азбука>>
Кроме того, создание дочернего бренда стало способом привлечь потребителей из другой ценовой категории. Вещи от Prada всегда были и оставались элитными, тогда как одежда под брендом Miu Miu продавалась по более демократичным ценам.
Коллекция под маркой Miu Miu была не просто хорошо принята, но и удостоилась сразу двух премий от Совета модных дизайнеров Америки: Миучча была признана лучшим дизайнером аксессуаров и лучшим зарубежным дизайнером.
Этот успех подстегнул к дальнейшему развитию и расширению. В конце 90-х Миучча создала коллекцию денима Prada Linea Rossa, а также линию спортивной одежды Prada Sport. А в 1999 году модный дом «Прада» вместе с «Версаче» представил форму для английской футбольной команды «Манчестер Юнайтед».
5. Никогда не останавливаться
К началу 2000-х Миучча Прада вошла в список богатейших людей, составленный журналом Forbes, а в 2005 журнал Time назвал ее в числе 100 самых влиятельных людей мира. Сегодня компания Prada продолжает развиваться, регулярно расширяет ассортимент и предлагает новаторские решения. Именно установка на новизну и постоянный творческий поиск, которую когда-та привнесла Миучча, и стала залогом успешного развития бренда.
Уже многие годы «Прада» остается одним из главных модных домов, выбор в пользу которого делают самые богатые, влиятельные и знаменитые люди мира. Компания, некогда специализировавшаяся на продаже сумок, сегодня является одним из лидеров едва ли не во всех сферах высокой моды. Одежда, аксессуары, обувь, парфюмерия, солнцезащитные очки, спортивная форма – «Прада» делает буквально все, объединяя свою разрозненную продукцию уникальным стилем и видением, которые за ней стоят.
6. Не только мода
Поиск нового, борьба со стереотипами и выход за границы допустимого – все это помогло Миуччи сделать компанию своего деда великой. Но училась всему этому Миуччи отнюдь не у своих коллег-дизайнеров. Скорее следует вспомнить изучение политических наук, активное участие в деятельности коммунистической партии и увлеченность театральным искусством. Миуччи всегда очень широко смотрела на мир и никогда не переставала расширять границы своего присутствия в нем, и мода – лишь очередной этап этого пути, пусть и затянувшийся уже на 40 лет.
Подняв семейную компанию на ноги, Миуччи вернулась к увлечениям своей юности. В 1993 году она основала Фонд поддержки современного искусства Prada, оказывающий помощь людям и институциям, которые занимаются искусством, философией и кино. В рамках деятельности фонда Миуччи выступает не просто как спонсор, но как один из главных идеологов и кураторов.
Фонд Prada оказывает поддержку и российскому искусству. Например, в 2007 году при его поддержке был реализован проект «Тайная история российского кино», представленный на 63-м Венецианском международном кинофестивале.
К России Миуччи вообще испытывает нежные чувства. Возможно, дело в увлеченности русским авангардом, или в коммунистических идеалах молодости. Не зря же один из друзей дизайнера, Франческо Веццоли, создал ее портрет в образе Лили Брик – музы и проклятия Маяковского.
Но все же куда более живой кажется связь Миуччи с Россией через русских женщин. Она никогда не скрывала, что очень любит работать с русскими моделями, и многие из них стали известны благодаря тому, что на них обратила внимание Прада. Так, в прошлом году шоу Prada весна-лето 2017 открывала 15-летняя россиянка Милена Литвиновская. А 16-летняя школьница из Омска Крис Грикайте уже трижды открывала шоу Prada в этом году. Кроме того, Prada регулярно сотрудничает и с более опытными русскими моделями. Например, в показах модного дома регулярно участвуют Наталья Водянова и Саша Пивоварова.
Биографии, жизненные позиции и особенности стиля других знаменитых женщин – в нашей постоянной рубрике Персона>>
Подготовлено редакцией сайта «Апрель»