Легко быть звездой, когда судьба или богатый спонсор благоволит тебе. Намного труднее пробиваться к признанию сквозь неприятие власти и недоверие режиссеров. Гурченко смогла преодолеть забвение, болезни, предательства и даже девяностые.
1. «Карнавальная ночь»
Впервые страна узнала о Людмиле Гурченко в 1956 году. Настоящей сенсацией кинопроката совершенно неожиданно стала несерьезная «Карнавальная ночь» режиссера-дебютанта Эльдара Рязанова. Продано сорок пять с половиной миллионов билетов, третий на тот момент результат. И самый заметный персонаж на экране – это Леночка Крылова.
Приятная и веселая девушка, которая хочет, чтобы всем в новогоднюю ночь было весело, вопреки попыткам унылого бюрократа-заведующего сделать все правильно. Фильм стал символом хрущевской оттепели и первой попыткой советских властей поговорить с собственным народом по-человечески. А Гурченко моментально превратилась в звезду музыкальных комедий и икону стиля. «Мы - я и она, как говорят, «проснулись знаменитыми». Причем проснулись порознь», - вспоминал Эльдар Рязанов.
Первую главную роль Гурченко у судьбы выбила. Еще в восемнадцать лет ее первый муж, режиссер Василий Ордынский, собирался снимать ее в киноленте «Человек родился», но пробить жену на роль не сумел. Во ВГИКе руководитель курса Герасимов ее одну из всех своих студентов не взял в съемки очередного политзаказа про поднятую целину. Наконец, и в «Карнавальную ночь» она попала не с первого раза: на пробах ее просто зарезали. И вспомнили только тогда, когда выбранная вместо нее девушка не справилась с ролью.
Кто вы из героинь советского кино? - пройдите тест и узнайте >>
А после фильма слава обрушилась на вчерашнюю простую студентку. Ее узнавали на улицах, концерты собирали аншлаги, за ней ухаживали красавцы-мужчины… Вот только сказки не получилось. Следующий фильм «Девушка с гитарой», уже специально сделанный под Гурченко и откровенно эксплуатирующий образ из «Карнавальной ночи», с треском провалился. В газетах началась непонятная простому зрителю травля, и следующие десять лет сама актриса вспоминать не любила.
2. Раиса Захаровна и другие комедийные роли
Искренняя и по-доброму ироничная комедия про адюльтер в сибирском селе стала вершиной актерской карьеры Гурченко. И, как всегда, не обошлось без подводных камней. Хотя поначалу казалось, что все складывается на удивление удачно. Сниматься у Меньшова, который совсем недавно взял «Оскара»! На роль ее пригласили даже без проб, которые она регулярно проваливала. Ее персонаж, Раиса Захаровна, отсутствовал в пьесе - Гурченко могла создать ее образа практически с нуля. В очередной раз подвела советская власть.
Читайте также: Долго и счастливо - лучшие фильмы о семье >>
Началась антиалкогольная кампания, а в фильме даже не выпивали, а по-настоящему пили. Ленту чудом не оскопили, вырезав все предосудительные сцены. После длительной осады, цензоры сдались и детище Меньшова, без рекламы и прессы, собрало 44 миллиона зрителей, а реплики героев растаскали на цитаты. И сверкала в нем именно Гурченко. Хотя ее роль не считалась даже главной, но кадровик-разлучница оказалась настолько яркой, что народ в нее буквально влюбился.
Людмила Гурченко специализировалась на том, чтобы вытягивать проходные роли в комедиях. Первая неудача в фильме «Девушка с гитарой» научила ее максимально выкладываться даже там, где другой известный актер откровенно халтурил. Потому зритель и сейчас с удовольствием смотрит детский мюзикл «Мама», сказку «Тень», водевиль «Небесные ласточки», классическую комедию «Соломенная шляпка» и лирическую историю «Любимая женщина механика Гаврилова».
3. «Вокзал для двоих»
Драматических ролей у Гурченко было меньше, чем хотелось бы. Они ей просто не доставались. Долгое время у нее не было возможности выбирать, где сниматься. На родном «Мосфильме» актриса была под негласным запретом. Реальный прорыв произошел только в 1975 году, когда началась работа над «Мамой». В основном Гурченко работала на «Ленфильме» и республиканских студиях.
Кто из героев советского кино вам подходит? - пройдите тест и узнайте >>
Да и режиссеры не видели ее в серьезных проектах. Даже самый известный ее драматический фильм – «Вокзал для двоих» – первоначально тоже был комедией. Рязанов задумывал его совсем другим, но снимать начали с финальной сцены, и Гурченко сделала ее настолько щемящей и пронзительной, что он просто не смог не податься этому настроению и перекроил весь сценарий.
Несмотря на такой вот «драматический голод», Гурченко работала с Кончаловским, Михалковым и Германом, и отнюдь не в проходных фильмах. Андрей Кончаловский ее пригласил на роль Таи Соломиной в «Сибириаде», которая получила Гран-при жюри на Каннском фестивале в 1979 году. «Золотую ветвь» в том году получил «Апокалипсис сегодня» Копполы.
Алексей Герман дал Людмиле Марковне главную роль в «Двадцать дней без войны» по повести Симонова. А друг Никита Михалков пригласил ее в «Пять вечеров» в пару к Станиславу Любшину.
4. Диор по-советски
Фильм «Карнавальная ночь» не только сделал Гурченко актрисой, но и вознес ее на вершину советской моды. Леночка Крыловой стала образцом для подражания у советских модниц и практически открыла в СССР new look.
Стилю, который придумал Кристиан Диор в 1947 году, в нашей стране не повезло. Когда он появился, в мире уже шла холодная война, и власти Страны Советов увлеклись борьбой «с тлетворным влиянием Запада». Стиль тут же оказался практически под запретом. Через железный занавес кое-что пробиралось, но в весьма искаженном виде. Те самые знаменитые стиляги – это как раз эхо той модной бури, что бушевала в странах капитализма.
Кампания по борьбе со стилягами еще гремела, дружинники и комсомольские бригады еще проводили рейды, а в Центральном театре Советской Армии уже шли съемки «Карнавальной ночи» и костюмеры фильма уже шили платья по лекалам new look. Вкупе с сюжетом это можно было расценивать как настоящую культурную диверсию.
Премьера практически перевернула представление советских женщин об актуальных тенденциях. Наряды Гурченко стали просто эталонными, особенно черное с муфточкой и желтое в горошек, в котором она исполняла финальную песню.
Читайте также: Снимите это немедленно - культовые платья, снявшиеся в кино >>
Царствование продлилось недолго. Актрису старательно задвигали на вторые роли, поэтому из поля зрения она выпала. Тут же появились другие кумиры, про нее практически забыли. Когда Гурченко вновь появилась в восьмидесятых, ее наряды была женственными и элегантными, но слишком экстравагантными, чтобы их приняло консервативное общество. К 90-м наряды актрисы стали порой просто кричащими – но общество шокировать было уже не так легко.
5. Поп-звезда
Гурченко не любила, когда ее называли певицей, сама она считала себя «поющей актрисой» и к каждой песни подходила как к мини-спектаклю. Первый толчок ее концертной деятельности дала еще «Карнавальная ночь», когда артистка стала чрезвычайно востребованной даже с одной песнью.
С тех пор практически в каждом фильме она что-то пела, песни эти становились шлягерами и надолго прописывались в ее концертной программе. А еще Гурченко писала сама, хотя и не афишировала это. Первое авторское сочинение появилась еще в 1965 году, но проникновенная «Песня победы» получила просто разгромные рецензии, и далее актриса скрывала даже удачные попытки.
Репертуар Людмила Марковна подбирала очень тщательно, но при этом старалась, чтобы он был максимально разнообразным. Особенно это чувствовалось в 2000-х: новые шлягеры с давно проверенными песнями из старых кинофильмов, композиции из водевилей и печальные лирические новеллы.
И она всегда была готова на эксперимент. Это Гурченко блестяще доказала в конце жизни, когда не стеснялась переодеваться в Леди Гагу и исполнять хиты Земфиры и Шнура. Всего у нее в активе девятнадцать альбомов и «Золотой граммофон» за песню «Петербург-Ленинград».
6. Персона нон грата
Отношения с властями у Гурченко всегда были натянутые. Тут нельзя даже говорить о каком-то диссидентстве, она просто старалась существовать с ними в разных мирах и не пересекаться. Это еще могли бы простить в современной России, но такое отмежевывание было немыслимо в СССР.
Проблемы начались сразу после успеха «Карнавальной ночи». Сам министр культуры пригласил ее на беседу. По словам актрисы, он предложил ей немного поработать на смежников из КГБ, и она категорически отказалась. По другой версии, кто-то сообщил на самый верх, что она берет левые гонорары за концерты.
Собственно, правдой могут быть обе точки зрения. Основным доходом советских актеров и певцов всегда были деньги в конвертах, которые им давали организаторы выступлений помимо официальной небольшой ставки. Кому-то из мэтров могло не понравиться, что совсем молодая актриса зарабатывает почти как заслуженные и народные. Но и спецслужбы могли отомстить таким способом.
Как бы там ни было, в газетах стали появляться публикации, где Гурченко обвиняли в жадности и стяжательстве, ну и попутно в бездарности. Ее предал даже родной Харьков, который едва ли не коллективно обзывал ее «выскочкой с Клочковской улицы». Кроме того, ходили слухи об ужасном нраве избалованной и капризной артистки, на что, впрочем, сама Людмила Марковна парировала: «Что-то я не встречала актеров с легким характером, если, конечно, профессия владеет ими полностью». И тем не менее, актриса стала одной из немногих, кто получил звание Народный артист без формального членства в КПСС.
Развал СССР несколько изменил ситуацию. Новые власти не могли не замечать Гурченко, все же всенародная любимица, знаменитая актриса. Ей дали Государственную премию и три степени ордена «За заслуги перед Отечеством». Отреагировала она так: «Слова, которые я получаю сейчас все время, чуть-чуть пораньше надо было говорить, когда не было работы, когда я ждала их. А сейчас вдруг признают ошибки люди, которые сделали много неприятностей, и теперь говорят: правильно играла, правильно делала. Но это уже поздно».
7. Пластика
Наблюдая за тем, как Гурченко буквально летает по сцене, с какой легкостью она танцует и поет, совсем не хотелось вспоминать, что несколько раз она буквально заново училась ходить. Первый раз в конце шестидесятых, когда ей пришлось с огромным трудом возвращаться в профессию. Второй раз, когда во время съемок фильма «Мама» на нее упал клоун Олег Попов – она долго восстанавливалась после перелома ноги и несколько лет не могла ходить на каблуках.
Впрочем, зритель всего этого не видел. Гурченко всегда выходила на сцену «с иголочки». Найти фото, когда она не накрашена, невозможно. Даже папарацци от НТВ сдались.
Читайте также: СССР - иконы стиля советских женщин >>
Этот перфекционизм привел к тому, что актриса рано обратилась к пластическим хирургам. Считается, что она делала как минимум восемь операций. Первую, судя по всему, еще в 1973 году, когда у нее немного поменялась форма носа. Но особенно заметным это увлечение пластикой стало после 2005, когда актрисе стали делать подтяжки, и достигло апогея к 2010-му, когда вмешательство хирургов уже, мягко говоря, бросалось в глаза.
Специальной диеты Гурченко не придерживалась, всегда рассказывала, что своей фигуре она обязана голодному военному детству, но все же старалась не переедать и отказывалась от высококалорийных блюд. Физических нагрузок ей хватало на сцене. Результат – легендарная талия в 56 см едва ли не на протяжении всей жизни. «Женский организм — это вам не гармонь: потолстею — похудею, потолстею — похудею… Надо держать себя в руках. Я до сих пор помещаюсь в одежды, в которых снималась у Рязанова в «Карнавальной ночи», - наставляла актриса уже в преклонном возрасте.
8. Карьера жены
Пятый муж, Константин Купервейс, с которым актриса прожила в гражданском и весьма необременительном браке восемнадцать лет, говорил, что Гурченко жила как кошка – всегда гуляла сама по себе. Для нее семья и мужчина рядом были частью ее актерской или эстрадной карьеры. Может быть, поэтому подход к браку у нее каким-то деловым, словно это очередной проект, и как только тот переставал давать отдачу, она его безжалостно закрывала.
Дольше всего артистка прожила как раз с Купервейсом. Талантливый пианист, он аккомпанировал ей, занимался аранжировкой, работал над песнями и ездил по стране. Он был удобен и приносил дивиденды.
Последний муж, совсем молодой Александр Сенин, помог приспособиться к новому для нее шоу-бизнесу. После развала Союза весь накопленный опыт перестал помогать чувствовать публику. Необходим был свежий взгляд – им обладал Сенин.
Благодаря их сотрудничеству Гурченко часто снималась, участвовала в топовых российских телепрограммах и активно выпускала клипы. В девяностых, когда интерес к творчеству Людмилы Марковны несколько угас, они поставили успешный мюзикл «Бюро счастья». В нулевые актриса запомнилась дуэтом с Борисом Моисеевым и кавером песни Земфиры. Она даже снималась с эротической сцене, чего не позволяла себе раньше.
Другие мужья ее разочаровали. С первым счастливчиком Василием Ордынским артистка разошлась практически сразу. Он обещал ей главную роль, но обманул. Второй супруг, Борис Андроникашвили, тоже оказался неудачной инвестицией времени и душевных сил. Пока Гурченко моталась по концертным площадкам, он занимался другими женщинами. Терпеть это она не стала и ушла.
«Если мой любимый человек мне изменяет, значит, считает меня ничтожеством. А если я ничтожество, значит, и он тоже ничтожество, потому что меня выбрал!.. В таких случаях я просто уходила... Навсегда...», - вспоминала Гурченко.
Затем был актер и приемный сын писателя Фадеева – Александр Фадеев. Он кутил, пил и даже пытался ее застрелить. Что произошло с четвертым мужем Иосифом Кобзоном, никто достоверно не знает, но долгое время бывшие супруги даже не разговаривали.
«Пожалуйста, верьте в себя, любите, ничего не бойтесь, будьте свободными, рискуйте. Понимаете, жизнь такая штука, что вроде бы ты вот молодой, молодой, молодой, а потом бац — и конец. Оглядываешься и думаешь о том, как много всего не сделал, потому что боялся, стеснялся, струсил. Не надо ничего бояться. Рискуйте. Пусть даже вы ошибётесь. Это жизнь. И главное, конечно, любите друг друга. Всегда, каждую минуту», - так завещала Людмила Марковна.
Подготовил главный по СССР Макс Усачев
Биографии, особенности стиля и жизненные позиции других великих женщин - в нашей постоянной рубрике Персона >>