Кинопутешествие. Скандинавия: поиски внутреннего идиота

Кинопутешествие. Скандинавия: поиски внутреннего идиота

Швеция, Дания, Норвегия, а вместе с ними Исландии и даже Финляндия - страны, подарившие миру не только зимние виды спорта, но и фильмы, не похожие ни на европейское, ни на американское, ни на русское кино. Отправляемся в Скандинавию - родину черного юмора, закрученных детективных историй и Ларса Фон Триера.

1. «Персона»

Год: 1966
Режиссер: Ингмар Бергман
В ролях: Лив Ульман, Биби Андерсон, Маргарета Крок, Гуннар Бьёрнстранд

персона.jpg
Один из главных и при этом самых загадочных фильмов шведского классика Ингмара Бергмана - даже его сюжет с трудом поддаётся пересказу. Успешная театральная актриса, жена и мать, замолкает на сцене посреди спектакля, после чего отправляется на лечение к морю в компании медсестры.

Выдающийся актёрский дуэт Лив Ульман и Биби Андерсон на фон холодных шведских пейзажей - очень камерное и одновременно эпическое, под стать античной трагедии, действо. Изначально режиссёр планировал назвать картину «Кинематограф» - она и правда является своего рода исследованием возможностей и природы этого вида искусства.

Смотрите также: Кинопутешествие. Италия: dolce vita, мафия и Софи Лорен>>

Игра со светом и цветом, с крупными планами, монтажом и прочими киноприемами - все это становится почвой для бесчисленного множества интерпретаций. То ли экзистенциальная драма, то ли философская притча, то ли социальная трагедия, а скорее все это вместе в блестящей и безупречной бергмановской «аранжировке».

2. «Охота»

Год: 2012
Режиссёр: Томас Винтерберг
В ролях: Мадс Миккельсен, Томас Бо Ларсен, Анника Веддеркопп, Лассе Фонельстрем, Суссе Вольд

охота.jpg
40-летнего воспитателя детского сада Лукаса обожают друзья и воспитанники - в особенности девочка Клара. Дома ей не уделяют внимания, а Лукас, наоборот, то проводит до дома, то поиграет. Свою благодарность девочка выражает, как умеет: рисует открытку с сердечками, пытается поцеловать мужчину, который объясняет, что признаваться в любви она должна сверстникам.

Поступив профессионально, герой смертельно обижает ребёнка. Клара идёт к воспитательнице и, заливаясь слезами, бормочет имя Лукаса вперемешку со словами из порнофильма - спасибо брату-подростку. Работник детского сада звонят родителям, те зовут психолога, он беседует с Кларой, которая то повторяет сказанное, то отказывается от своих слов - Лукаса на всякий случай объявляют педофилом.

Угадаете ли вы фильм по известной фразе? Пройдите тест>>

В итоге получается мощный психологический триллер, похожий на кошмарный затяжной сон. Режиссёр умело нагнетает атмосферу террора, ужаса, недоверия, изоляции. Презумпция невиновности превращается в презумпцию вины, когда есть хоть малейшая вероятность насилия над ребёнком - зритель знает правду, но для персонажей фильма вчерашний друг Лукас в мгновение ока становится врагом, и винить их в этом трудно.

Мадс Миккельсен убедительно играет превращение успешного красавца в самом расцвете сил в загнанного зверя, которого вместо покоя ждёт ужасающий открытый финал фильма, сообщающий, что конца охоте не будет.

3. «101 Рейкьявик»

Год: 2000
Режиссер: Балтазар Кормакур
В ролях: Виктория Абриль, Хилмир-Снэр Гуднасон, Ханна-Мария Карлсдоттир

101.jpg
Комедия исландского режиссера Кормакура по одноименному произведению исландского писателя Халгримура Хельгасона - эпизод из жизни двадцатипятилетнего жителя Рейкьявика по имени Хлынур. Он не работает, получает пособие, живёт с матерью и проводит ночи в клубе или у очередной случайной знакомой. Однажды в доме появляется Лола - испанка, танцовщица, лесбиянка, она круто меняет жизнь Хлынура, который тяготится рутиной и потому с радостью пускается в приключение с участием новой знакомой.

Смотрите также: Кинопутешествие. Франция – по следам Амели и Уэльбека>>

Несмотря на то, что в центре повествования в итоге оказывается странноватый любовно-семейный треугольник, а герой переживает серьёзный кризис, фильм заканчивается счастливо. И остаётся довольно легкой, местами забавной зарисовкой быта далёкой, холодной, северной страны, где все знакомы друг с другом и где появление чужака подобно революции, топит снег и меняет судьбы.

4. «Дурацкое дело нехитрое»

Год: 2014
Режиссёр: Ганс Петер Моланд
В ролях: Стеллан Скарсград, Бруно Ганц, Бригитта Йорт Серенсен, Кристофер Хивью, Якоб Офтебро, Пол Сверре Валхейм Хаген

дурацкое дело.jpg
Уморительная норвежско-шведская чёрная комедия про водителя снегоочистителя - чем не идеальный главный герой скандинавского кино, особенно если играет его Стеллан Скарсгард?

Обитатель норвежской провинции Нильс Дикман узнает о смерти сына, погибшего якобы от передозировки. Убитый горем отец уверен, что это неправда, и начинает собственное расследование, в ходе которого выясняется, что покойный был втянут в разборки мафиозных кланов и убит. Так Нильс невольно выходит на тропу войны с могущественными норвежским и, как ни странно, сербскими бандитами, устраняя - в основном случайно - одного за другим и подбираясь все ближе к боссам, которым невдомек, что их главным врагом стал водитель снегоуборочной машины.

Фильм изобилует шутками на тему сурового северного климата и однообразными заснеженными пейзажами, что самом по себе создаёт комический эффект. Помином подобных «северных» шуток, в картине множество классических гэгов и ситуаций в духе комедии положений, а обилие трупов и жестоких, но до смешного нелепых смертей придаёт ей особый «черный» шарм.

5. «Идиоты»

Год: 1998
Режиссёр: Ларс фон Триер
В ролях: Бодиль Ёргенсон, Йенс Альбинус, Анне Луизе Хассинг, Троэльс Любю, Николай Ли Каас

идиоты.jpg
Одно из программных произведений кинематографического объединения «Догма 95», созданного группой датских режиссеров во главе с фон Триером и исповедовавшего отказ от всего «искусственного» на экране - от оптических эффектов и фильтров до стрельбы и убийств. В итоге картина - почти документальное исследование антибуржуазного европейского бунта.

Молодые герои картины, собравшись в своего рода коммуну и поселившись под одной крышей, прикидываются умственно отсталыми, тем самым постоянно провоцируя окружающих. Их цель - поиск «внутреннего идиота», человека свободного и естественного, даже дикого, бросающего вызов уютному мещанскому мирку.

Смотрите также: Кинопутешествие. США – от Дикого Запада до сказочного Юга>>

Карен, женщина с до поры до времени туманным, но явно трагическим прошлым, появившись однажды на пороге дома, где живёт группа, всю дорогу ставить эксперимент под сомнение. И в итоге отказывается права, так как идея изживает себя, буржуазные ценности побеждают, а коммуна распадётся, но одновременно она становится единственной, кому удаётся-таки отыскать своего «внутреннего идиота» и обрести не столько философскую, сколько вполне ощутимую, простую, человеческую свободу.

6. «Девушка с татуировкой дракона»

Год: 2009
Режиссёр: Нильс Арден Оплев
В ролях: Микаэль Нюквист, Нуми Рапас, Питер Абер, Свен-Бертиль Таубе

тату дракона.jpeg
Шведский писатель Стиг Ларссон, как известно, не дожил до выхода в свет своих романов - ставших бестселлерами книг трилогии «Миллениум». И, самом собой, не увидел экранизаций, которые одна за другой вышли на родине автора - литературная трилогия превратилась в одноименную кинематографическую, где, помимо этого фильма, есть «Девушка, которая играла с огнём» и «Девушка, которая взрывала воздушные замки».

Несмотря на то, что больший международный успех получила снятая в 2011 году Дэвидом Финчером американская версия «Девушки с татуировкой дракона», оригинальный шведский фильм ничуть не хуже, а в чем-то даже лучше голливудского.

Приключения журналиста Микаэля Блумквиста и девушки-хакера Лисбет Саландер, расследующих по воле случая дело семьи Вагнеров и вскрывающих леденящую душу правду о некоторых её членах, гораздо убедительнее смотрятся в руках скандинавского режиссера (Оплев - датчанин).

Ему удаётся передать на экране не только мрачноватую атмосферу северной страны, но и рассказать кое-что о характере её обитателей. Что вкупе с лихо закрученной детективной историей и ненавязчивым, но все же важным социальным контекстом, превращается в почти что классический образец скандинавского жанрового кино - смотреть лучше все три фильма разом.

7. «Человек без прошлого»

Год: 2002
Режиссёр: Аки Каурисмяки
В ролях: Маркку Пелтола, Кати Оутинен, Анникки Тяхти, Юхани Ниемела

человек без прошлого.jpg
Главный герой приезжает из глухой провинции на заработки в Хельсинки, но уже на вокзале становится жертвой жестокого нападения, попадает в больницу, умирает и воскресает, полностью потеряв память.

И без того чужой город становится для него точкой отсчета новой жизни, как и встреча с Ирмой, офицером Армии спасения. Впрочем, для неё это знакомство и вспыхнувшее чувство оказывается не менее, а то и более судьбоносным - мужчина просыпается от вполне реальной комы, тогда как её историю можно трактовать как метафорическое пробуждение, освобождение от предубеждений и скептического отношения к жизни, любви, мужчинам.

Кто вы из героинь советского кино? - пройти тест>>

Не последнюю роль, как и всегда у Каурисмяки, играет в картине и сам город - Хельсинки - холодная и поначалу враждебная северная столица, на которую режиссёр смотрит взглядом и реалиста, и художника, усилия краски и населяя её людьми простыми, мудрыми, смешными, трогательными и печальными в своей непосредственности.

8. «Мы - лучшие!»

Год: 2013
Режиссёр: Лукас Мудиссон
В ролях: Мира Баркхаммар, Мира Гросин, Лив Лемойн, Маттиас Виберг, Анна Райдгрен

мы лучшие.jpg
Простой и милый подростковый фильм и в то же время не совсем привычный взгляд на взросление. Главные героини - стокгольмские школьницы, создавшие самопальную гаражную панк-группу. Они ещё малы для тех возрастных переживаний, которые принято показывать в подобных фильмах, но уже созрели для бунта.

На дворе 1982 год, ото всюду звучит диско, а эти трое преданы своей музыке и творят свою революцию гитарами и ирокезами. Картинка с налетом ретро и бережное, внимательное, чуткое - с пониманием, но без снисхождения - отношение режиссера к чувствам своих персонажей, к их бескомпромиссности и ранимости, максимализму, ярости и наивности, все это превращает фильм, при всех его несовершенствах, в обязательное к просмотру и понятное в любом возрасте и в любой точке мира.

9. «Впусти меня»

Год: 2008
Режиссёр: Томас Альфредсон
В ролях: Коре Хедебрант, Лина Леандерссон, Перед Рагнар, Хенрик Даль, Карин Бергкуист

впусти меня.jpg
Ещё одна история про детей - на этот раз в жанре мистического хоррора - разворачивается в том же 1982 году в пригороде Стокгольма. Двенадцатилетнего Оскара обижают в школе, он терпеливо сносит нападки сверстников, не жалуясь родителям, и без того тяжело переживающим развод.

Все меняется, когда Оскар знакомится с девочкой Эли - она вампир, и ищет себе помощника, так как её отец стар и почти не может добывать им пищу. Общение с новой знакомой придаёт мальчику силы, и он с каждым разом становится все смелее и все чаще отвечает обидчикам. А после того, как Эли и вовсе спасает ему жизнь, Оскар принимает решение стать тем самым необходимым ей помощником.

Читайте также: Убила и съела - знаменитые женщины-маньяки>>

Фильм является экранизацией романа шведского писателя Юна Айвиде Линдквиста, который работал над картиной в том числе и в качестве сценариста и остался очень доволен конечным результатом - атмосферным, мрачным, глубоким фильмом. В 2010 году вышел американский ремейк с Хлоей Морец в главной роли - его высоко оценил сам Стивен Кинг.

10. «Песни со второго этажа»

Год: 2000
Режиссёр: Рой Андерссон
В ролях: Ларс Норд, Стефан Ларссон, Бенгт С. Карлссон, Торбьерн Фальстрем, Стэн Андерссон

песни со второго этажа.jpg
Первая часть посвящённой природе существования трилогии классика шведского кино Роя Андрессона (два других фильма – «Ты, живущий» и «Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни» - также обязательны к просмотру).

Во много сюрреалистическая история остаётся предельно актуальной спустя почти два десятилетия: действие здесь происходит в охваченной кризисом стране, жители которой от безысходности пускаются во все тяжкие. Кто-то ограничивается мошенничеством, другие заканчивают дни в сумасшедшем доме. Улицы заполняют клерки, хлещущие сами себя плетьми, фокусник по-настоящему распиливает человека. Одним словом, кажется, настают последние дни, и правительству приходится принять непростое и опасное решение.

Здесь вдоволь скандинавской мрачности и черного юмора, апокалиптические картины, скорее ожившие полотна, сменяют одна другую - отвлеченные и в то же время точные и узнаваемые образы. Стиль Андерссона, балансирующий на грани сюра и реализма, неподражаем и уникален даже для шведского кино - и тем не менее вбирает в себя все то, за что можно полюбить суровый северный кинематограф.

Все самые интересные киноподборки – в нашей специальной рубрике для синефилов и киноманов>>

Главная по кино Наталия Григорьева

Читайте также: