Далекая, холодная, северная страна - этакий тихий край мира - на поверку оказывается родиной едва ли не самых смелых, безумных, чудаковатых и талантливых режиссеров. В нашей подборке рассказываем о лучших канадских кинематографистах и их фильмах, среди которых хоррор про куб, драма про транссексуала, сатирическая мелодрама о геронтофилии и чёрная комедия про моржа.
1. «И все же Лоранс»
Год: 2012Режиссёр: Ксавье Долан
В ролях: Мельвиль Пупо, Сюзанн Клеман, Натали Бай, Монья Шокри, Ив Жак, Софи Фочер
Уроженец Квебека Долан начал режиссёрскую карьеру в 20 лет — сейчас ему 27, а за плечами 6 фильмов и 4 каннских приза. За столь недолгую карьеру он, ко всему прочему, успел превратиться из вундеркинда, снимающего «хипстерские» фильмы про подростковую любовь и отношения с родителями, в вполне зрелого и серьезного кинематографиста.
Первой ласточкой взросления Долана стал «Лоранс» — третий фильм режиссёра, в котором он не только отказался снимать самого себя (а главным из обвинений в его адрес всегда было именно самолюбование), но и впервые взялся за жизнеописание людей на поколение, а то и два старше, отказавшись от автобиографичности и ступив на почву истории, случившейся с кем-то другим.
Угадаете ли вы фильм по известной фразе? Пройдите тест>>
1989 год. Лоранс — преподаватель литературы и одаренный поэт, его девушка Фредерик, она же Фред — помощник режиссера с ярко-рыжими волосами и выбритыми висками. Вместе они катаются на машине, сочиняют стихи и составляют бесконечный «список вещей, которые уменьшают удовольствие». В день своего 35-летия Лоранс объявляет, что хочет стать женщиной.
Непонятый коллегами и родителями, он ждет поддержки со стороны любимой — у Фредерик на то, чтобы принять решение, уходит 10 лет или два часа экранного времени.
2. «Автокатастрофа»
Год: 1996Режиссёр: Дэвид Кроненберг
В ролях: Джеймс Спэйдер, Холли Хантер, Элиас Котеас, Дебора Кара Ангер, Розанна Аркетт
Премьера картины Кроненберга, снятой по роману Джеймса Балларда, состоялась на Каннском кинофестивале, где фильм получил Приз жюри — за что это самое жюри было подвергнуто жёсткой критике. Неудивительно, учитывая тематику ленты, рассказывающей про людей, получающих сексуальное удовольствие от одной мысли об автомобильной аварии.
С неё начинается история отношений главных героев, ей же и заканчивается — в промежутке персонажи беспорядочно спят друг с другом в машинах и за просмотром видеороликов с записями автокатастроф. Из-за сцен, откровенность которых граничит с порнографией, у фильма были проблемы с прокатом в США и Англии.
Между тем, стоит отметить, что «Автокатастрофа» — произведение, гораздо более сложное, чем хотелось бы видеть его многочисленным противниками. Исследующее не столько фетиши и сексуальные девиации, сколько неизменную, мифологическую связь страсти и смерти, Эроса и Танатоса в контексте современного мира.
3. «Мой Виннипег»
Год: 2007Режиссер: Гай Мэддин
В ролях: Энн Сэвадж, Луис Негин, Эми Стюарт, Дарси Фер, Брендан Кейд, Уэсли Кейд
Псевдодокументальная лента про то, как режиссёр Гай Мэддин снимает фильм про самого себя — этакая тройная автобиографическая экспозиция, которая превращается в исследование жизни и творчества. Отъезд из родного Виннипега как болезненная, но обязательная процедура, без которой невозможно движение вперёд — свой город режиссёр то и дело, буквально наложением одних кадров на другие, сравнивает с матерью.
Ландшафты с лицами, путешествия — со встречами и расставаниями. Фильм, как часто у Мэддина, построен по законам сновидения, да и выглядит как нечто нереальное и труднообъяснимое, однако на деле является ключом к подниманию едва ли не всех предыдущих работ режиссера — и, конечно, образцом стиля главного канадского киновизионера.
4. «Политех»
Год: 2009Режиссёр: Дени Вильнев
В ролях: Максим Годетт, Себастьен Юбердо, Карин Ванасс, Мартен Ватье, Эвелин Брошу
В 2017 году году канадец Дени Вильнев был одним из претендентов на «Оскар» — его последняя на данный момент картина «Прибытие», впервые показанная на Венецианском фестивале, была номинирована за режиссуру и как лучший фильм года.
Впереди у канадца ремейк «Бегущего по лезвию», и ждать можно всего, чего угодно, учитывая, как этот обладатель недюжинного режиссёрского таланта умеет порой одним движением уничтожить собственный неплохой фильм - так было и с «Прибытием», финал которого портит один довольно глупый сюжетный ход, да и с предыдущими голливудскими работами Вильнева, вроде «Врага» и «Убийцы».
Смотрите также: Кинопутешествие. Италия: dolce vita, мафия и Софи Лорен>>
Начинал свою карьеру режиссёр на родине, в Канаде, с таких фильмов, как, например, «Политех» — основанной на реальных событиях драмы про стрельбу в Монреальском политехническом университете в 1989 году. Тогда зашедший в учебное заведение молодой человек с ружьём убил и ранил нескольких женщин, заявляя, что ненавидит феминисток.
Вильнев превращает историю в психологический триллер, играя со временем и рассказывая о случившемся от лица жертв и их однокашника, по приказу стрелка покинувшего комнату, но позднее покончившего с собой от чувства вины.
5. «Аватар»
Год: 2009Режиссер: Джеймс Кэмерон
В ролях: Сэм Уортингтон, Зои Солдана, Сигурни Уивер, Стивен Лэнг, Мишель Родригес
Джеймс Кэмерон с самого начала карьеры трудится на благо Голливуда, однако не упомянуть его в подборке, посвящённой Канаде, было бы странно — в конце концов, родился он именно в этой северной стране. А значит, отчасти, именно Канада открыла миру глаза на магию 3D-кино, когда в 2009 году на экраны вышел «Аватар».
Поучительная экологическая и мелодраматическая фантастика про планету Пандора и её синих обитателей и про алчных землян, которым лишь бы что-то захватить, потрясла умы миллионов, став настоящим технологическим прорывом в кинематографе. Впереди по плану — ещё 4 части, предварительный график выхода новых частей «Аватара» распланирован до 2023 года. И что бы там ни было — будет красиво. В ожидании премьер, можно пересмотреть и другие шедевры Кэмерона, вроде второго «Терминатора» и «Титаника».
6. «Бивень»
Год: 2014Режиссер: Кевин Смит
В ролях: Майкл Паркс, Джастин Лонг, Дженезис Родригес, Хэйли Джоэл Осмент, Джонни Депп, Лили-Роуз Депп, Харли Куинн Смит
От американского фильма, снятого канадцем, перейдём к канадскому, созданному американцем — с «Бивня» началась так называемая «канадская трилогия» автора культовых «Клерков» и «Догмы» Кевина Смита.
По сюжету молодой американский радиоведущий приезжает в канадскую провинцию Манитоба в поисках сюжета для репортажа и результате становится заложником безумного старика, который путём нескольких операции превращает юношу в моржа. Гениальность фильма граничит с безумием, смотреть его местами почти невыносимо, но оторваться трудно.
Смотрите также: Кинопутешествие. Франция – по следам Амели и Уэльбека>>
Помимо жуткого человека-моржа в кадре в качестве второстепенных персонажей — продавщиц магазинчика на заправке — появляются дочка самого Смита и дочка Джонни Деппа (обе они играют и в остальных двух фильмах трилогии — уже снятых «Йоганутых» и будущих «Лосиных челюстях»), а также сам Депп, до неузнаваемости загримированный под безумного канадского сыщика.
Ценен фильм ещё и пронизывающей все действие ироничной интонацией, направленной на высмеивание Канады — тихой страны, где люди от скуки превращают друг друга в моржей.
7. «Геронтофилия»
Год: 2013Режиссер: Брюс ЛаБрюс
В ролях: Пьер-Габриель Ляжуа, Уолтер Борден, Кэти Боланд, Ярдли Кэвэна, Шон Кэмпбелл
К слову о скуке и безумии — неизвестно, связана ли как-то размеренная жизнь в Канаде с желанием местных кинематографистов исследовать самые тёмные, потаенные и странные уголки человеческой души, но факт остаётся фактом. Главным по этой части является Брюс ЛаБрюс, чьё маргинальное кино и чувство юмора хоть и относят негласно к «категории Б», но любят на международных фестивалях.
Его полупорнографические опусы, посвящённые жизни представителей всевозможных меньшинств, объединяет комедийная интонация — сарказма Брюсу ЛаБрюсу не занимать. Одна из последних его работа с говорящим названием «Геронтофилия» рассказывает об отношениях молодого медбрата и старика из дома престарелых.
Выбирая такую непростую, с точки зрения традиционной морали, тему, режиссёр беспощадно иронизирует над самим жанром мелодрамы, как всегда не избегая ни откровенных постельных сцен, ни шуток на грани фола.
8. «Славное будущее»
Год: 1997Режиссёр: Атом Эгоян
В ролях: Иэн Холм, Каэртан Бэнкс, Сара Полли, Том МакКэмус, Габриель Роз, Альберта Уотсон
Один из главных фильмов канадского режиссёра армянского происхождения принёс автору Гран-при Канна и номинации на «Оскар» за режиссуру и лучший адаптированный сценарий (картина снята по роману Рассела Бэнкса).
Начинается фильм с аварии школьного автобуса, в которой погибают все, кроме одной девочки, получившей, впрочем, серьёзные травмы и оставшейся парализованной, и водителя автобуса. Так в городе оказывается адвокат, который убеждает родителей подать иск на автобусную компанию.
Смотрите также: Кинопутешествие. США – от Дикого Запада до сказочного Юга>>
Вся надежда — на показания выжившей девочки, которая в последний момент принимает решение солгать под присягой. На это у неё свои мотивы, как, впрочем, и у адвоката, взявшегося за это дело во многом по личным причинам.
Реальную историю, которая легла в основу сюжета книги, Эгоян превращает в замысловато, нелинейно снятую психологическую драму — меняет место действия с Техаса на западную Канаду, и вплетает в повествование, в качестве мотива — в том числе и музыкального — и своего рода дополнительной сюжетной линии поэму Браунинга о Гамельнском крысолове, наказавшем родителей и забравшем всех детей, кроме одного.
9. «Куб»
Год: 1997Режиссёр: Винченцо Натали
В ролях: Уэйн Робсон, Морис Дин Винт, Дэвид Хьюлетт, Эндрю Миллер, Николь де Бур, Никки Гуаданьи
Дебютный фильм уроженца Детройта и гражданина Канады Винченцо Натали, несмотря на маленький бюджет, приобрёл со временем культовый статус, породив своего рода моду на истории про героев, оказавшихся по непонятным причинам в каком-либо замкнутом пространстве, откуда им нужно выбраться.
В данном случае персонажи, естественно, не помнящие о том, что случилось, просыпаются в залитой белым светом квадратной комнате. Пытаясь найти выход, они постепенно приходят к выводу, что попали в некий куб, состоящий из множества одинаковых комнат, в некоторых из которых спрятаны смертоносные ловушки, и внешнего саркофага. С помощью логики и математики, им удаётся выбраться, но тут вмешивается человеческий фактор, что приводит к весьма печальному финалу.
Ответов в конце этого научно-фантастического триллера едва ли больше, чем вопросов — и это одно из главных достоинств фильма, который после выхода стал настолько популярным, что оказался первой частью трилогии — следом вышли, правда, снятые уже другими режиссёрами, сиквел «Куб 2: Гиперкуб» и приквел «Куб Зеро».
10. «Истории, которые мы рассказываем»
Год: 2012Режиссёр: Сара Полли
В ролях: Майкл Полли, Гарри Калкин, Сьюзи Бачан, Джон Бачан, Марк Полли
Актриса, сценарист, режиссер Сара Полли — живое подтверждение пословицы «талантливый человек талантлив во всем». Этот документальный фильм — её седьмая режиссёрская работа, в качестве материла для которой Полли взяла историю собственной семьи, в качестве актеров —своих родственников. Так она исследует правду, которая, как известно, у каждого своя.
Члены семьи рассказывают о своём прошлом, далёком и близком, о детстве, о матери, и часто эти рассказы противоречат друг другу. В итоге получается почти научное исследование — и человеческого мозга, который играет с нами шутки, и того, как мы сами воспринимаем себя и окружающих, порой подгоняя действительное под желаемое.
Все самые интересные киноподборки – в нашей специальной рубрике для синефилов и киноманов>>
Главная по кино Наталья Григорьева