Не Альмодоваром единым – хотя вклад самого известного испанского режиссёра в историю мирового кинематографа трудно переоценить, эта солнечная европейская страна может похвастаться огромным количеством замечательных фильмов и авторов. В нашей сегодняшней подборке – испанские страсти под звуки фламенко, социальные драмы про времена диктатуры Франко, ужасы про горбунов и, конечно, Хавьер Бардем.
1. «Море внутри»
Год: 2004Режиссёр: Алехандро Аменабар
В ролях: Хавьер Бардем, Белен Руэда, Лола Дуэньяс, Мабель Ривера, Сельсо Бугальо
Основанная на реальных событиях, биографическая лента о двух последних годах жизни испанца Рамона Сампедро. Будучи ещё юношей, в результате несчастного случая он оказался парализован и провёл почти 30 лет прикованным к постели. Большую часть этого времени Рамон добивался разрешения на эвтаназию, законодательно запрещённую в Испании и приравниваемую к убийству. Героями фильма становятся друзья и близкие Рамона, которые по-разному относятся к его выбору, а также политики, врачи, священники. Как и история самого Сампедро, фильм Аменабара вызвал широкий общественный резонанс, заставив вновь заговорить о возможности легализации запрещённой в Испании эвтаназии.
Угадаете ли вы фильм по известной фразе? – тест для истинных киноманов >>
Главную роль ― потерявшего способность двигаться, но не утратившего ни капли разума писателя и поэта, ставшего символом борьбы за права человека, ― сыграл загримированный почти до неузнаваемости Хавьер Бардем. Фильм и создатели получили множество международных наград, например, «Золотой глобус», «Оскар», Приз жюри и Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль Венецианского кинофестиваля, а также 14 наград «Гойя» (испанский аналог «Оскара»).
2. «Язык бабочек»
Год: 1999Режиссёр: Хосе Луис Куэрда
В ролях: Фернандо Фернан Гомес, Мануэль Лосано, Уксия Бланко, Гонсало Уриарте
История взросления восьмилетнего Мончо на фоне становления в Испании фашистской диктатуры и гражданской войны. Герой исходит в школу, где быстро становится любимым учеником старого профессора Дона Грегорио. Противостояние республиканцев и националистов вынуждает людей выбирать сторону. Страх становится главной движущей силой, которая заставляет людей идти на преступления и отказываться от собственных убеждений. Дон Грегорио же, напротив, призывает остаться свободными и воспитывать детей свободными, ведь только так можно остановить любого диктатора.
Смотрите также: Кинопутешествие – Франция: по следам Амели и Уэльбека >>
Вчерашние друзья и ученики обвиняют старика в том, что он безбожник ― даже Мончо поддаётся всеобщей эйфории и готов закидать камнями человека, который открыл для него безграничный мир знаний. На примере жизни одной отдельной деревни, режиссёр рассказывает об атмосфере террора, царившей в стране, через истории отдельных людей рассказывает о важнейшем периоде в истории целой страны.
3. «Рой»
Год: 1982Режиссёр: Марио Камус
В ролях: Виктория Абриль, Ана Белен, Конча Веласко, Франсиско Рабаль
Действие фильма разворачивается в 1942 году, в Мадриде, сразу после окончания гражданской войны и становления режима Франко. Здесь переплетаются судьбы многочисленных героев, среди которых и поэты, вынужденные выживать в нищете, но с гордо поднятой головой, и те, кто поддерживают новый политический курс ― победители, нелегально сколотившие состояния в это неспокойное для страны время.
На контрасте таких разных персонажей, оказавшихся в одном месте, но по разные стороны баррикад, и их судеб и строится сложная композиция фильма, снятого по одноимённого роману Камило Хосе Селы.
4. «Кармен»
Год: 1983Режиссёр: Карлос Саура
В ролях: Антонио Гадес, Лаура дель Соль, Пако де Лусия, Кристина Ойос, Хуан Антонио Хименес
Один из фильмов так называемой танцевальной трилогии Карлоса Сауры. По сюжету, который является вольной адаптацией новеллы Проспера Мериме и оперы Бизе, труппа танцоров фламенко ставит спектакль.
В ходе репетиций режиссёр влюбляется в исполнительницу роли Кармен, и жизнь всех вокруг начинает удивительным образом походить на события одноимённого литературного произведения ― в том числе и своей весьма жестокой развязкой. Впрочем, главную роль в фильме играет все-таки фламенко, тем более, что героев играют профессиональные фламенко, как танцоры, так и музыканты ― в том числе и гитарист Пако де Лусия.
5. «Дурное воспитание»
Год: 2004Режиссёр: Педро Альмодовар
В ролях: Гаэль Гарсиа Берналь, Феле Мартинес, Даниэль Хименес Качо, Льюис Омар
Первый испанский фильм, удостоившийся части открывать Каннский кинофестиваль, и одна из картин, принёсших мировую славу мексиканскому актеру Гаэлю Гарсии Берналю. Здесь он играет Хуана, который, представившись именем своего умершего брата Игнасио, просит у друга детства ― преуспевающего молодого режиссёра Энрике ― дать ему работу, снять фильм по его рассказу об их с Игнасио детских годах. Погрузившись в работу и воспоминания, Энрике в итоге возвращается в родной город, где узнает страшную правду о реальной судьбе Игнасио, с которым их в далёком прошлом связывали более чем дружеские отношения.
Смотрите также: «Тутси» и другие: женщины в исполнении мужчин >>
«Дурное воспитание» не только смелый и откровенный как по форме, так и по содержанию фильм, но и частично автобиографическая история. По крайней мере образ режиссера Энрике режиссёр Альмодовар явно писал с себя.
6. «Палач»
Год: 1963Режиссёр: Луис Гарсия Берланга
В ролях: Нино Манфреди, Эмма Пенелла, Хосе Исберт, Хосе Луис Лопес Васкес, Анхель Алварес
Черно-белая комедия Берланги рассказывает историю одинокого Хосе-Луиса, полюбившегося милую девушку Кармен. Правда есть одно неприятное обстоятельство: её отец, старик и «божий одуванчик», на деле уже четыре десятка лет служит тюремным палачом. И естественно отпугивает всех потенциальных женихов своей дочери. Всех, кроме Хосе-Луиса, которому и самому живётся непросто ― он-то работает могильщиком.
В общем, идеальный союз, один из таких, про которые говорят «и жили они долго и счастливо». Даже папа вроде не против. Однако ему вот-вот на пенсию и будущему зятю он ставит одно, но важное ― и почти невыполнимое ― условие. От которого зависит отцовское благословение. Выходит уморительная комедия положений ― а как иначе, когда героями становятся могильщик, палач и Кармен?
7. «Лабиринт Фавна»
Год: 2006Режиссер: Гильермо дель Торо
В ролях: Ивана Бекеро, Серхи Лопес, Марибель Верду, Даг Джонс, Ариадна Хиль
Фантастическая картина дель Торо ― про сказочный лабиринт, в который попадает девочка Офелия, про Фавна и его задания, которые ей необходимо выполнить, про страшные испытания, про Испанию 44-го года ― под гнетом диктатуры Франко и в центре Европы, охваченной войной.
Мистика, сотканная из множества удивительных и живописных деталей, как и всегда у дель Торо, ― не выдумка, а неотъемлемая часть мира. Фильм можно воспринимать и как аллегорию, и как философскую притчу-размышление на политические и религиозные темы, и как правдивую историю.
8. «Солнечные понедельники»
Год: 2002Режиссёр: Фернандо Леон Де Араноа
В ролях: Хавьер Бардем, Луис Тосар, Хосе Анхель Эхидо, Ньеве де Медина, Энрике Вильен
После закрытия верфи в городке на севере Испании без работы остаются несколько мужчин. Их попытки выступить против владельцев предприятия, посчитавших, что выгоднее продать землю под строительство новых домов, заканчиваются стычками с полицией ― то есть не в пользу героев. Спустя два года после увольнения они все ещё не могут найти работу и коротают дни в баре у единственного, кто вложил полученную компенсацию в собственный бизнес.
По понедельникам же друзья по несчастью неизменно собираются на берегу моря, поговорить, сидя на прогретых солнцем камнях. Один рассказывает, что продолжает тщетно заполнять заявления на работу, другой бесконечно выступает с речами, больше похожими на проповеди, третий, пьяница, уверен, что жена однажды вернётся к нему, четвёртый мечтает о далёкой Австралии. Эта социальная драма хоть и не основана напрямую на реальных событиях, но через историю объединённых общим горем и потерянных людей гораздо больше рассказывает о реальности, чем любой взятый из жизни сюжет.
9. «Невидимки»
Год: 2007Режиссер: Изабель Койшет, Мариано Барросо, Хавьер Коркуэра, Фернандо Леон Де Араноа, Вим Вендерс
В ролях: Лиа Чэпмен, Изабель Штоффель
Трое испанских режиссеров, один перуанец Коркуэра, один Вим Ведерс и пять документальных историй ― не об Испании, а о людях живущих здесь и сейчас, как и мы все, но забытых, а точнее, как правильно отмечено в названии фильма, невидимых.
Койшет рассказывает о боливийке, работающей в Барселоне и отсылающей деньги семье, на лечение ― впрочем, никто не занимается поиском лекарства от болезни. Леон ― о детях в Уганде, живущих в постоянном страхе, Вендерс ― о женщинах из Конго, больше всех пострадавших в войне, Коркуэра ― о потерявших землю колумбийских фермерах и, наконец, Барросо том, как политика больших фармацевтических компаний негативно влияет на жизнь людей в Африке.
Продюсером этой картины, важной и в гуманистическом смысле, и в качестве портрета современных испанских режиссеров (которых тут большинство) выступил сам Хавьер Бардем.
10. «Башня семи горбунов»
Год: 1944Режиссёр: Эдгар Невилл
В ролях: Антонио Касаль, Исабель де Помес, Гильермо Марин, Феликс де Помес, Джулия Лайош
Мистическая история, действие которой разворачивается в Мадриде в XIX веке. Молодой человек играет в рулетку. Выиграть ему помогает таинственный незнакомец, указывающий тростью на нужный номер. Незнакомца может видеть только главный герой, что не редкость, когда дело касается призраков. В данном случае призрака старика-археолога, который, в обмен на подсказки в игре, умоляет юношу спасти его дочь, и ни от кого попало, а от банды горбунов.
Все это происходит на фоне расцвета фашистского режима в Испании, так что невозможно воспринимать эту зловещую фантастику в отрыве от социального и политического контекста. Стилистически же фильм больше всего поход на работы немецких киноэксперессионистов, в частности Фридриха Мурнау.
Все самые интересные киноподборки – в нашей специальной рубрике для синефилов и киноманов>>
Главная по кино Наталия Григорьева