Главные женщины в современном российском кино

Главные женщины в современном российском кино

На последнем «Кинотавре» главный приз получила режиссер Анна Меликян. В прокат вышли или вот-вот выйдут неплохие фильмы, сделанные женщинами. Настало время признать, прекрасный пол все чаще доминирует в кадре и за кадром немногих приличных отечественных картин.

1. Анна Меликян

Профессия: режиссер, сценарист, продюсер
Что смотреть: «Русалка», 2007
Чего ждать: «Про любовь», 2015

анна меликян.jpg
Еще студенткой ВГИКа Анна Меликян получала награды за свои короткометражные работы. Затем были документальные и телевизионные проекты. Дебют в большом игровом кино - фильм «Марс» с Гошей Куценко, - вышел не очень. Зато вторая работа получила приз в «Санденсе». «Русалка» во многом хороша благодаря исполнительнице главной роли, актрисе Марии Шалаевой, чью игру отметили на том же «Кинотавре».

От Меликян можно ожидать всего, она в топе не только отечественных, а мировых молодых режиссеров, но мы осторожно ждем начала широкого проката «Про любовь».

2. Авдотья Смирнова

Профессия: сценарист, режиссер, актриса, продюсер
Что смотреть: «Дневник его жены», 2000. «Кококо», 2012
Чего ждать: «Петербург: Категория чувств», 2015

авдотья.jpg
До замужества на Чубайсе и триумфальной фотографии на фоне ковра и салата, Авдотья Смирнова выступала в составе рок-группы «Тупые», писала удивительные литературоцентричные сценарии в соавторстве с Алексеем Учителем и работала спичрайтером в штабе Сергея Кириенко.

Первый же ее режиссерский фильм («Связь» 2006 год) был отмечен на фестивале «Кинотавр», как лучший дебют. В следующей картине – «Два дня», – многие увидели параллели с личной жизнью режиссера (он, дескать, чиновник, она вся такая интеллигентная), хотя сама Смирнова факт отрицает и журналистов за наводящие вопросы высмеивает.

Но по-настоящему заслуживает внимания последняя работа Смирновой - трагикомедия «Кококо». История внезапной женской дружбы и ненависти представительниц двух абсолютно разных социальных и культурных сословий. Там все как мы любим: прекрасные актрисы (Яна Троянова и Анна Михалкова), едкая сатира на тему «два мира, два детства» и вдохновляющий Питер как главная декорация.

3. Наталья Мокрицкая

Профессия: продюсер
Что смотреть: «Изображая жертву», 2006. «Класс коррекции», 2014
Чего ждать: «Учитель», 2016

мокрицкая.jpg
У Мокрицкой особый нюх на хорошие картины. Благодаря ей и ее вере в некоммерческое кино, мы увидели «Класс коррекции» и «Четыре возраста любви». Но особый интерес вызывает картина «Изображая жертву», дебют в большом кино (дурацкий «Рагин» не в счет) главного театрального режиссера страны Кирилла Серебренникова.

Молодой парень Валя зарабатывает на жизнь, изображая жертву во время следственных экспериментов. Выезд на место преступления — это отдельная зарисовка о людских пороках, страхах и любви. Но дело даже не в этом. Запомните, финальное пятиминутное выступление майора полиции на тему: «Все русские футболисты — конченные п….сы» ваш друг, жених или муж могут пересматривать бесконечно.

Помните об этом и используйте это супероружие с умом.

4. Елена Николаева

Профессия: режиссер и сценарист
Что смотреть: «Попса», 2005
Чего ждать: —

николаева.jpg
Свой первый фильм Николаева сделала в волшебной стране под названием СССР в далеком 1988 году — драма «Абориген» с молодым Владиславом Галкиным. Затем была попытка снять экранизацию рассказа Набокова «Сказка» и, поскольку в прокат фильм вышел с названием «СекСказка», на этом, в общем, можно было и закончить.

Однако в середине нулевых, когда шальных денег в стране было уже много, а ума примерно столько же, как сейчас, Николаевой дали снять музыкальную драму «Попса». Казалось бы, банальная история – молоденькая провинциалка приезжает в Москву с гитарой и мечтой стать певицей, встречает там Татьяну Васильеву, но та вдруг дает такого Пугачева-Смоктуновского, что первые минут сорок — это почти не стыдно смотреть.

Согласны, если исходить из описания – ничего оригинального. Но весь вкус в начинке картины. Брезгливость, с которой Николаева снимает очередную историю Золушки, нанизывая один сюжетный штамп на другой вызывает бешеное уважение. Особенно досталось от Николаевой городу-герою Москве.

К счастью для кинозрителя Николаева вскоре ушла в телевизионное мыло, где выдает одну рейтинговую «алешкину любовь» за другой. И уж если есть в российском кино действительно главные люди, то «коллективная Николаева» – самая-самая.

5. Чулпан Хаматова

Профессия: актриса, продюсер, «совесть нации»
Что смотреть: «Страна глухих», 1997. «Гудбай, Ленин», 2003. «Бумажный солдат», 2008
Чего ждать: «Под электрическими облаками», 2015

чулпан.jpg
Заслуженная, народная и вот это все «утренняя звезда» (перевод имени Чулпан с татарского) российского кино. Ее открыл Валерий Тодоровский в «Стране глухих».

Быстрый успех позволил Хаматовой выбирать, и на протяжении многих лет она чередовала съемки в картинах коммерческих и в авторском независимом кино. Только в этом году запланирован выход трех картин с ее участием. У всех на устах сейчас фильм «Под электрическими облаками» младшего Германа, получивший приз на Берлинском кинофестивале, где у Хаматовой, понятно, одна из главных ролей.

В кинематографически совершенном, но отстраненно-холодном мире германовских картин, Чулпан – единственный живой момент, вызывающий зрительские эмоции. В общем, не дай Бог, если они однажды поссорятся.

6. Валерия Гай Германика

Профессия: режиссер, актриса, сценарист
Что смотреть: «Все умрут, а я останусь», 2008. «Да и да», 2014
Чего ждать: новый отличный сериал

ca543e28d778863f1bf492c68fbe38d2.jpg
Долгое время Германика умудрялась эпатировать публику всеми возможными способами, от внешнего вида, до заявлений о том, что работала оператором в порностудии, но однажды всем немножко стало надоедать.

К счастью, еще есть ее кино. Первые же режиссерские работы (короткометражки «Девочки» 2005 года, «Мальчики» 2006 года), такие же кричащие и эксцентричные, как и сама режиссер возвестили будущего большого мастера.

Дебютный полный метр «Все умрут, а я останусь» произвел мощное впечатление. История завязывается вокруг школьной дискотеки, на которую собираются три подружки. Первые алкоголь, секс, драка — обряды инициации современных старшеклассниц во взрослую жизнь. Примерно про это же сериал «Школа», который Германика сделала для «Первого канала».

Неисчерпаемая тема тайной жизни подростков, от которой у любого родителя волосы дыбом, нещадно эксплуатировалась Валерией в нескольких проектах. И когда уже стали поговаривать, что на этом кончилась история скандального режиссера и ждать нам больше нечего, свет увидела картина «Да и да».

Под слоган фильма «В ад с закрытыми глазами» зрители шагнули в новый мир режиссера, который на этот раз был создан вокруг натур творческих, умеющих любить красиво, но почти никогда долго и счастливо. И снова награды, обсуждения и ожидание новых фильмов, о дате выхода которых нам пока ничего не известно.

7. Нигина Сайфуллаева

Профессия: режиссер, сценарист, продюсер
Что смотреть: «Как меня зовут», 2014
Чего ждать: второй фильм

proishodit-chistka-nravov_1.jpeg
Дебютная работа Сайфуллаевой на прошлом «Кинотавре» удостоилась специального приза из рук Андрея Звягинцева и сплошь положительных рецензий обычно довольно едкой российской кинокритики. И в самом деле, у Сайфуллаевой получилась нежная, по-хорошему легкомысленная и очень умная картина про двух девочек и Константина Лавроненко с дурацкой физиономией.

Снимали в Крыму.

8. Оксана Бычкова

Профессия: режиссер, сценарист
Что смотреть: «Еще один год», 2013
Чего ждать: еще раз про любовь

бычкова.jpg
В бэкграунде Бычковой два довольно милых ромкома «Питер FM» и «Плюс один». Романтически настроенным барышням особенно запомнился первый: они очаровывались Питером и главными героями с их тонкой душевной организацией (он – архитектор, влюбленный в родной город, она – парящая в облаках ведущая радиоэфира) и их высокими, высокими отношениями. И, казалось бы, дальше тут все ясно — девушка будет снимать обаятельную чепуху про любовь-морковь до ее, морковки, морковкина заговения.

Но в 2013 Бычкова возьми, да и сними свой главный фильм — «Еще один год», по пьесе Володина «С любимыми не расставайтесь». И вроде тоже про любовь, но появился реализм, а еще на главные роли позвали молодых актеров с незатертыми лицами и получилось живое, трогательное, да просто прекрасно кино про «будь ты проклят немецкий поэт Гейне, выдумавший зубную боль в сердце».

Хочется добавки.

9. Ксения Раппопорт

Профессия: актриса
Что посмотреть: «Незнакомка», 2006. «Юрьев день», 2008
Чего ждать: «Дама Пик», 2016

origin.jpg
Раппопорт трижды уходила из театрального института, сомневаясь в выборе профессии. Все же образование она получила, и первый успех к ней пришел в театре, где она играла главные роли. В кино, напротив, ей доставались незначительные эпизоды и съемки в сериалах.

А потом случился «итальянский период»: «Незнакомка» Джузеппе Торнаторе (Раппопорт назвали лучшей актрисой Италии) и «Двойное время» (приз в Венеции за лучшую женскую роль). В России лауреатной работой для Ксении стал фильм «Юрьев день» Кирилла Серебренникова (приз за женскую роль на «Кинотавре»).

Замечательная нездешней красотой, обаянием и харизмой, Раппопорт доказала, что может вытащить на себе любой фильм. Вот, в частности, ее следующий фильм снимает Павел Лунгин, и Раппопорт его вытащит.

10. Елена Лядова

Профессия: актриса
Что смотреть: «Елена», 2011. «Левиафан», 2014
Чего ждать: «Орлеан», 2015

лядова.jpg
Любимая актриса главного русского режиссера прямо сейчас Андрея Звягинцева, свой первый фильм у мастера («Изгнание») Лядова только озвучивала, во втором («Елена») у нее случился небольшой, но запоминающийся выход, а в третьем — без пяти минут оскароносном, — главная роль. И, чего греха таить, невероятно естественная Лядова, пожалуй, лучшее, что есть в «Левиафане». То же можно сказать и про самый нашумевший отечественный фильм прошлого года «Географ глобус пропил», который оживает только когда она присутствует в кадре.

Подготовила Анна Андреевна и редакция сайта «Апрель»

Читайте также: