На последнем «Кинотавре» главный приз получила режиссер Анна Меликян. В прокат вышли или вот-вот выйдут неплохие фильмы, сделанные женщинами. Настало время признать, прекрасный пол все чаще доминирует в кадре и за кадром немногих приличных отечественных картин.
1. Анна Меликян
Профессия: режиссер, сценарист, продюсерЧто смотреть: «Русалка», 2007
Чего ждать: «Про любовь», 2015
Еще студенткой ВГИКа Анна Меликян получала награды за свои короткометражные работы. Затем были документальные и телевизионные проекты. Дебют в большом игровом кино - фильм «Марс» с Гошей Куценко, - вышел не очень. Зато вторая работа получила приз в «Санденсе». «Русалка» во многом хороша благодаря исполнительнице главной роли, актрисе Марии Шалаевой, чью игру отметили на том же «Кинотавре».
От Меликян можно ожидать всего, она в топе не только отечественных, а мировых молодых режиссеров, но мы осторожно ждем начала широкого проката «Про любовь».
2. Авдотья Смирнова
Профессия: сценарист, режиссер, актриса, продюсерЧто смотреть: «Дневник его жены», 2000. «Кококо», 2012
Чего ждать: «Петербург: Категория чувств», 2015
До замужества на Чубайсе и триумфальной фотографии на фоне ковра и салата, Авдотья Смирнова выступала в составе рок-группы «Тупые», писала удивительные литературоцентричные сценарии в соавторстве с Алексеем Учителем и работала спичрайтером в штабе Сергея Кириенко.
Первый же ее режиссерский фильм («Связь» 2006 год) был отмечен на фестивале «Кинотавр», как лучший дебют. В следующей картине – «Два дня», – многие увидели параллели с личной жизнью режиссера (он, дескать, чиновник, она вся такая интеллигентная), хотя сама Смирнова факт отрицает и журналистов за наводящие вопросы высмеивает.
Но по-настоящему заслуживает внимания последняя работа Смирновой - трагикомедия «Кококо». История внезапной женской дружбы и ненависти представительниц двух абсолютно разных социальных и культурных сословий. Там все как мы любим: прекрасные актрисы (Яна Троянова и Анна Михалкова), едкая сатира на тему «два мира, два детства» и вдохновляющий Питер как главная декорация.
3. Наталья Мокрицкая
Профессия: продюсерЧто смотреть: «Изображая жертву», 2006. «Класс коррекции», 2014
Чего ждать: «Учитель», 2016
У Мокрицкой особый нюх на хорошие картины. Благодаря ей и ее вере в некоммерческое кино, мы увидели «Класс коррекции» и «Четыре возраста любви». Но особый интерес вызывает картина «Изображая жертву», дебют в большом кино (дурацкий «Рагин» не в счет) главного театрального режиссера страны Кирилла Серебренникова.
Молодой парень Валя зарабатывает на жизнь, изображая жертву во время следственных экспериментов. Выезд на место преступления — это отдельная зарисовка о людских пороках, страхах и любви. Но дело даже не в этом. Запомните, финальное пятиминутное выступление майора полиции на тему: «Все русские футболисты — конченные п….сы» ваш друг, жених или муж могут пересматривать бесконечно.
Помните об этом и используйте это супероружие с умом.
4. Елена Николаева
Профессия: режиссер и сценаристЧто смотреть: «Попса», 2005
Чего ждать: —
Свой первый фильм Николаева сделала в волшебной стране под названием СССР в далеком 1988 году — драма «Абориген» с молодым Владиславом Галкиным. Затем была попытка снять экранизацию рассказа Набокова «Сказка» и, поскольку в прокат фильм вышел с названием «СекСказка», на этом, в общем, можно было и закончить.
Однако в середине нулевых, когда шальных денег в стране было уже много, а ума примерно столько же, как сейчас, Николаевой дали снять музыкальную драму «Попса». Казалось бы, банальная история – молоденькая провинциалка приезжает в Москву с гитарой и мечтой стать певицей, встречает там Татьяну Васильеву, но та вдруг дает такого Пугачева-Смоктуновского, что первые минут сорок — это почти не стыдно смотреть.
Согласны, если исходить из описания – ничего оригинального. Но весь вкус в начинке картины. Брезгливость, с которой Николаева снимает очередную историю Золушки, нанизывая один сюжетный штамп на другой вызывает бешеное уважение. Особенно досталось от Николаевой городу-герою Москве.
К счастью для кинозрителя Николаева вскоре ушла в телевизионное мыло, где выдает одну рейтинговую «алешкину любовь» за другой. И уж если есть в российском кино действительно главные люди, то «коллективная Николаева» – самая-самая.
5. Чулпан Хаматова
Профессия: актриса, продюсер, «совесть нации»Что смотреть: «Страна глухих», 1997. «Гудбай, Ленин», 2003. «Бумажный солдат», 2008
Чего ждать: «Под электрическими облаками», 2015
Заслуженная, народная и вот это все «утренняя звезда» (перевод имени Чулпан с татарского) российского кино. Ее открыл Валерий Тодоровский в «Стране глухих».
Быстрый успех позволил Хаматовой выбирать, и на протяжении многих лет она чередовала съемки в картинах коммерческих и в авторском независимом кино. Только в этом году запланирован выход трех картин с ее участием. У всех на устах сейчас фильм «Под электрическими облаками» младшего Германа, получивший приз на Берлинском кинофестивале, где у Хаматовой, понятно, одна из главных ролей.
В кинематографически совершенном, но отстраненно-холодном мире германовских картин, Чулпан – единственный живой момент, вызывающий зрительские эмоции. В общем, не дай Бог, если они однажды поссорятся.
6. Валерия Гай Германика
Профессия: режиссер, актриса, сценаристЧто смотреть: «Все умрут, а я останусь», 2008. «Да и да», 2014
Чего ждать: новый отличный сериал
Долгое время Германика умудрялась эпатировать публику всеми возможными способами, от внешнего вида, до заявлений о том, что работала оператором в порностудии, но однажды всем немножко стало надоедать.
К счастью, еще есть ее кино. Первые же режиссерские работы (короткометражки «Девочки» 2005 года, «Мальчики» 2006 года), такие же кричащие и эксцентричные, как и сама режиссер возвестили будущего большого мастера.
Дебютный полный метр «Все умрут, а я останусь» произвел мощное впечатление. История завязывается вокруг школьной дискотеки, на которую собираются три подружки. Первые алкоголь, секс, драка — обряды инициации современных старшеклассниц во взрослую жизнь. Примерно про это же сериал «Школа», который Германика сделала для «Первого канала».
Неисчерпаемая тема тайной жизни подростков, от которой у любого родителя волосы дыбом, нещадно эксплуатировалась Валерией в нескольких проектах. И когда уже стали поговаривать, что на этом кончилась история скандального режиссера и ждать нам больше нечего, свет увидела картина «Да и да».
Под слоган фильма «В ад с закрытыми глазами» зрители шагнули в новый мир режиссера, который на этот раз был создан вокруг натур творческих, умеющих любить красиво, но почти никогда долго и счастливо. И снова награды, обсуждения и ожидание новых фильмов, о дате выхода которых нам пока ничего не известно.
7. Нигина Сайфуллаева
Профессия: режиссер, сценарист, продюсерЧто смотреть: «Как меня зовут», 2014
Чего ждать: второй фильм
Дебютная работа Сайфуллаевой на прошлом «Кинотавре» удостоилась специального приза из рук Андрея Звягинцева и сплошь положительных рецензий обычно довольно едкой российской кинокритики. И в самом деле, у Сайфуллаевой получилась нежная, по-хорошему легкомысленная и очень умная картина про двух девочек и Константина Лавроненко с дурацкой физиономией.
Снимали в Крыму.
8. Оксана Бычкова
Профессия: режиссер, сценаристЧто смотреть: «Еще один год», 2013
Чего ждать: еще раз про любовь
В бэкграунде Бычковой два довольно милых ромкома «Питер FM» и «Плюс один». Романтически настроенным барышням особенно запомнился первый: они очаровывались Питером и главными героями с их тонкой душевной организацией (он – архитектор, влюбленный в родной город, она – парящая в облаках ведущая радиоэфира) и их высокими, высокими отношениями. И, казалось бы, дальше тут все ясно — девушка будет снимать обаятельную чепуху про любовь-морковь до ее, морковки, морковкина заговения.
Но в 2013 Бычкова возьми, да и сними свой главный фильм — «Еще один год», по пьесе Володина «С любимыми не расставайтесь». И вроде тоже про любовь, но появился реализм, а еще на главные роли позвали молодых актеров с незатертыми лицами и получилось живое, трогательное, да просто прекрасно кино про «будь ты проклят немецкий поэт Гейне, выдумавший зубную боль в сердце».
Хочется добавки.
9. Ксения Раппопорт
Профессия: актрисаЧто посмотреть: «Незнакомка», 2006. «Юрьев день», 2008
Чего ждать: «Дама Пик», 2016
Раппопорт трижды уходила из театрального института, сомневаясь в выборе профессии. Все же образование она получила, и первый успех к ней пришел в театре, где она играла главные роли. В кино, напротив, ей доставались незначительные эпизоды и съемки в сериалах.
А потом случился «итальянский период»: «Незнакомка» Джузеппе Торнаторе (Раппопорт назвали лучшей актрисой Италии) и «Двойное время» (приз в Венеции за лучшую женскую роль). В России лауреатной работой для Ксении стал фильм «Юрьев день» Кирилла Серебренникова (приз за женскую роль на «Кинотавре»).
Замечательная нездешней красотой, обаянием и харизмой, Раппопорт доказала, что может вытащить на себе любой фильм. Вот, в частности, ее следующий фильм снимает Павел Лунгин, и Раппопорт его вытащит.
10. Елена Лядова
Профессия: актрисаЧто смотреть: «Елена», 2011. «Левиафан», 2014
Чего ждать: «Орлеан», 2015
Любимая актриса главного русского режиссера прямо сейчас Андрея Звягинцева, свой первый фильм у мастера («Изгнание») Лядова только озвучивала, во втором («Елена») у нее случился небольшой, но запоминающийся выход, а в третьем — без пяти минут оскароносном, — главная роль. И, чего греха таить, невероятно естественная Лядова, пожалуй, лучшее, что есть в «Левиафане». То же можно сказать и про самый нашумевший отечественный фильм прошлого года «Географ глобус пропил», который оживает только когда она присутствует в кадре.
Подготовила Анна Андреевна и редакция сайта «Апрель»