Актриса и певица, возлюбленная Сержа Генсбура, мать троих дочерей и икона стиля 60-х - яркая, бескомпромиссная и сексуальная Джейн Биркин.
1. Артистическое семейство
Джейн Биркин попала в шоу-бизнес неслучайно, кажется, это у неё семейное. Началось всё с матери – Джуди Кэмпбелл – в свое время довольно известной английской актрисы.
Джейн, как и её брат Эндрю, сразу после школы вслед за мамой решила связать свою жизнь с театром и кино. В 17 она дебютировала как актриса, сыграв небольшую роль на театральной сцене. Потом вышла замуж за композитора Джона Барри, снялась у Антониони, родила дочь и развелась, после чего переехала во Францию, где заново начала строить свою актёрскую карьеру.
Брат Джейн действовал схожим образом. Он устроился курьером в лондонский филиале 20th Century Fox, пока получал режиссерское образование, а затем работал над «Космической Одиссеей» под началом Стэнли Кубрика. А впоследствии и сам стал сценаристом и режиссером.
Но за большую часть семейных талантов ответственна именно Джейн. Она трижды была замужем (каждый раз за человеком из творческой среды) и родила троих дочерей, которые также связали свою жизнь с искусством.
Правда, старшая дочь, Кейт Барри, снималась в основном в детстве. Повзрослев, она выбрала профессией фотографию и стала известным глянцевым фотографом.
Зато две другие дочери Джейн, Шарлотта Генсбур и Лу Дуайон, пошли прямо по стопам матери. Обе они – актрисы и певицы, Лу – ещё и модель. А Шарлотта за свою роль в «Антихристе» Ларса фон Триера получила приз Каннского кинофестиваля.
2. Свингующий Лондон
Джейн взрослела на рубеже второй половины 50-х – первой половины 60-х гг. И юность её пришлась на расцвет так называемого «свингующего Лондона».
Взрыв рок-музыки, культурная и сексуальная революции, порыв к свободе и чувственности, поиск истины и ходьба по краю. В отчаянном желании самовыражения смешались битники и хиппи, стремительно эволюционировавшие молодёжные субкультуры, которые за пару десятилетий стёрли привычный облик традиционалистской лицемерной морали и из маргиналов превратились в мейнстрим.
Читайте также: Женщины в XX веке - «маленькие девочки» 1960-х>>
Джейн Биркин – плоть от плоти этого времени. Диких 60-х со всей их свободной любовью, сексом, наркотиками и рок-н-роллом.
И именно в этом подчеркнуто молодёжном амплуа – девушки с модных лондонских улиц – она и попала на киноэкран. Это же всегда оставалось отличительной чертой её стиля.
Конечно, на роль иконы 60-х претендует целый легион – это и Верушка, и Твигги, и Нико, и Эди Седжвик, и многие другие. Яркое время не скупилось на ярких людей. И Джейн Биркин также вполне вписывается в этот ряд.
3. Икона стиля 60-х
В ее стиле можно найти все модные приметы того времени: эклектику, смелые сочетания, эпатаж – всё, что способно подчеркнуть индивидуальность, всё, что работает на раскрутку чувственности и сексуальности, ультракороткие юбки и обтягивающие полупрозрачные платья, брутальный стиль милитари или неряшливую манеру хиппи.
Читайте также: История моды. 1960-е - хиппи, космос и Уорхол>>
Биркин всегда умела сыграть сразу несколько ролей, и женственной кокетки, и роковой женщины, и обычной девчонки в джинсах и каком-нибудь растянутом балахоне. При этом она всегда выглядела желанной и безумно сексуальной.
Со временем, стиль Биркин, конечно, менялся. Однако страсть к эклектике и эксперименту, прорастающая из 60-х, свойственна актрисе до сих пор. Она никогда не боялась искать себя и выражать теми средствами, какие сама считает нужными.
4. Фотоувеличение
Дорога на большой экран открылась для Биркин после того, как она получила эпизодическую роль в фильме Антониони «Фотоувеличение». И хотя снималась она рядом с такими яркими моделями, как Верушка, её маленькая роль не осталась незамеченной. Тем более, что Биркин полностью обнажилась в кадре, что уже обещает повышенный интерес зрителя.
Фильм «Фотоувеличение» очень быстро стал культовым, он и сегодня остается одним из ярких свидетельств свободных 60-х. И Джейн в общем-то даже ничего не играет на экране. Она появляется как безыменная блондинка и фактически изображает саму себя. Как Верушка и другие модели из фильма, Биркин появляется у Антониони в качестве артефакта современности, как живой знак свингующего Лондона, его улыбающееся лицо, его свободное обнажённое тело.
5. Серж и Джейн
После съемок у Антониони Джейн родила свою первую дочь, развелась с мужем и переехала во Францию, где на съемках фильма «Слоган» познакомилась с Сержем Генсбуром. Джейн признавалась, что влюбилась в Сержа с первого взгляда. Он ответил взаимностью. Так родилась одна из самых скандальных, сексуальных и творчески состоятельных пар Франции.
Союз Биркин и Генсбура изначально был не только любовным, но и профессиональным. Они вместе снимались в кино, пели дуэтом, только благодаря Сержу Джейн в принципе запела и со временем стала популярной певицей. Долгие годы, и даже после расставания, Генсбур писал песни для Биркин. Без него творческая индивидуальность Джейн была бы совершенно иной.
Генсбур и Биркин прожили вместе 12 лет, но они сохраняли близкую связь и не прекращали творческого сотрудничества вплоть до смерти Генсбура.
6. Я тебя люблю. Я тебя тоже нет
Безусловно, одной из главных характеристик пары Генсбур и Биркин была сексуальность. Причем не просто яркая, но прямо заигрывающая с пороком, декадентсвующая и утонченная, подчёркнуто европейская – в противовес бездумной витальности тех сексуальных образов, которые транслировала американская культура.
Одним из ярких моментов, связанных с этим, стала песня Генсбура Je t’aime… moi non plus («Я тебя люблю. Я тебя тоже нет»), которая впоследствии стала и главной темой одноименного фильма.
Читайте также: Серж Генсбур и Джейн Биркин - «Я тебя тоже нет»>>
Изначально песня была записана Генсбуром вместе с Брижит Бардо, однако та испугалась выпускать провокационный материал в свет.
Биркин же ничего не останавливало, и в 1969 году песня прогремела на всю Францию. В первые же недели продали более миллиона копий пластинки. Песня стала абсолютным хитом и визитной карточкой дуэта Генсбур и Биркин.
При этом во многих странах песню снимали с эфиров, а Папа римский посчитал нужным выступить с резким осуждением. Ещё бы, ведь песня является буквальным описанием сексуального акта, к чему римские понтифики всегда были особенно чувствительны.
Заканчивается композиция оргазмом лирической героини, который Джейн Биркин весьма убедительно имитирует.
Столь откровенное и прямо поданное развитие темы изрядно прибавило скандальной славы Биркин и Генсбуру. И спустя несколько лет Генсбур продолжил начатое, сняв фильм «Я тебя люблю. Я тебя тоже нет». Как нетрудно догадаться, ещё более скандальный и провокационный, нежели песня.
Сюжет картины завязан на однополую любовь двух мусорщиков, гармонию которой нарушает случайно встреченная официантка в исполнении Джейн Биркин. Подобные творческие ходы сделали пару Биркин и Генсбура одним из самых ярких символов своего времени.
7. Бренд
За свою карьеру Биркин снялась более чем в трёх десятках фильмов и записала больше полутора десятков музыкальных альбомов. Она в полной мере состоялась и как актриса, и как певица. Но в поп-культуру она вошла и в другом качестве – как бренд.
Читайте также: Gucci, Hermes и Louis Vuitton - сумки, которые хотят все>>
Сегодня сумка Birkin от торгового дома Hermès известна в мире едва ли не больше, чем сама актриса.
По легенде глава модного дома однажды в самолете увидел, как Джейн Биркин мучается, не имея большой и вместительной, но при этом стильной сумки. Долетев до места назначения, они договорились о сотрудничестве. Первая модель создавалась при непосредственном участии актрисы.
Сумка Birkin – один из самых дорогих товаров, который производит дом моды Hermès. Каждая сумка уникальная и изготавливается вручную из высококачественной кожи, зачастую украшается драгоценностями. Средняя цена такой сумки – около 25 тысяч долларов, цены на отдельные модели доходят и до 100 тысяч. И даже при такой стоимости очередь на покупку сумки может длиться до 5 лет.
Биографии, жизненные позиции и особенности стиля других знаменитых женщин – в нашей постоянной рубрике Персона>>
Подготовлено редакцией сайта «Апрель»