Знаменитая лётчица, писательница и общественный деятель. Первая в мире женщина, совершившая одиночный перелет через Атлантику. Она поставила множество мировых рекордов в авиации, стала самой известной в мире женщиной-пилотом и внесла весомый вклад в борьбу женщин за свои права.
1. Том Сойер в юбке
Страсть к геройству и авантюрам проснулась в Амелии Эрхарт еще в детстве. Мама будущей лётчицы придерживалась весьма прогрессивных взглядов, поэтому Амелии и её младшей сестре была предоставлена очень широкая свобода. Прямо скажем, для девочки, родившейся в самом конце XIX века, у Амелии было на зависть свободное детство. Родители никогда не указывали ей, чем заниматься, не запрещали дружить с соседскими мальчишками и не корили возгласами «ты же девочка!»
Амелия с ранних лет показала себя как отличная наездница, обожала плавать и играть в теннис. А после того как отец подарил настоящую винтовку 22 калибра, освоила ещё и стрельбу. Среди сверстников она всегда была лидером, нисколько не уступая мальчикам в шалостях и опасных развлечениях. Другими словами, росла как этакий Том Сойер, только в юбке. И свой первый маленький рекорд Амелия поставила ещё в юности – она стала первой женщиной, которая поднялась на гору Пайкс Пик в Скалистых Горах Колорадо.
В то же время Амелия с четырех лет обожала читать, и прежде всего приключенческую литературу. Она отлично училась в школе, показывая особые успехи в естественных науках, истории и географии.
Хотя со временем отец Амелии запил, свёл на нет свою адвокатскую карьеру и материальное положение Эрхартов приблизилось к катастрофическому, мать на деньги родственников смогла отправить дочь в престижный колледж. А впоследствии Амелия некоторое время училась в Колумбийском университете, где осваивала естественные науки и медицину.
Читайте также: Женщины в XX веке>>
2. В тени войны
Несмотря на мальчишеское детство, Амелия не мечтала об авиации, когда была маленькой. Впервые она увидела самолёт в 10 лет, и тогда он показался её «ржавой штуковиной из дерева и проволоки» и никакого впечатления не произвёл.
Во время учёбы в колледже Амелия решила, что свяжет свою жизнь с медициной. Это случилось, когда она приехала на каникулы к родственникам в Торонто и увидела в городе солдат, раненных на фронтах Первой мировой.
После этого Амелия бросила учёбу, прошла курсы медицинских сестёр и до конца войны проработала в военном госпитале. Всё это время она считала, что уже нашла своё призвание – лечить людей.
3. Девушка и самолёты
Самолёты привлекли внимание Амелии почти случайно. Неподалёку от госпиталя, где она работала, находился военный аэродром. Там время от времени устраивали авиашоу. На одном из представлений Амелия и почувствовала тягу в небо.
По легенде пилот биплана, увидевший двух девушек на поле, начал пикировать прямо на них, желая произвести впечатление. Подруга Амелии поспешила отбежать в сторону, она же не двинулась с места, и самолёт пролетел у неё прямо над головой. «Я думаю, этот маленький красный самолет, пролетая, сказал что-то мне!» – говорила позднее Амелия.
ТЕСТ Какой исторической эпохи вы эталон красоты?>>
Через какое-то время Амелия впервые поднялась в воздух в качестве пассажира. Тот первый десятиминутный полёт привёл её в настоящий восторг, и Амелия решила научиться летать.
В 1921 году она наняла инструктора – лётчицу Аниту Снук – и под её руководством впервые поднялась в воздух самостоятельно. В том же году Амелия купила свой первый личный самолёт. Она с интересом погрузилась в авиацию, стараясь изучить её не только на практике, но и в теории.
В 1922 году Амелия Эрхарт установила свой первый мировой рекорд – она стала первой женщиной, которая поднялась на высоту 14 000 футов. В то же время она получила первую известность и как постоянная участница показательных авиашоу. В 1923 году Эрхарт стала 16-й женщиной в мире, получившей лицензию Международной авиационной федерации.
При этом Амелии, чтобы иметь средства для регулярных полетов, приходилось много работать. Например, после переезда в Бостон в 1924 году Эрхарт работала там учительницей английского языка, и летала только в свободное время. Самолёты довольно долго оставались для неё чем-то вроде хобби. Хотя летчица уже точно знала, что авиация – дело её жизни.
4. Первая в небе
Амелия Эрхарт мечтала не просто летать, она всегда хотела быть первой, ставить рекорды. Такой шанс ей выпал в 1928 году. После того как Чарльз Линдберг пересёк Атлантику, появились энтузиасты, которые решили, что теперь подобный перелёт должна совершить женщина.
Перелет продлился 20 часов 40 минут. К своему сожалению Эрхарт практически не участвовала в управлении самолетом – погода была слишком плохая, и у летчицы просто не хватило опыта для маневрирования тяжелым самолетом в таких условиях. Почти все время самолетом управляли другие члены экипажа – пилот Уилмер Стульц и бортмеханик Лу Гордон.
Читайте также: Первые леди: как женщины осваивали новые профессии>>
После приземления Амелия честно сообщила репортерам, что никакая она не героиня: «Меня просто везли, как мешок с картошкой!» Но пресса уже объявила Эрхарт первой женщиной, которая пересекла Атлантику. В некотором смысле это было правдой, пусть и на «пассажирском кресле», но Амелия стала первой женщиной, совершившей трансатлантический перелёт. Это превратило её в знаменитость, позволило стать писательницей и видной общественной фигурой.
Спустя 4 года Эрхарт доказала себе и другим, что имеет полное право на все свалившиеся на неё почести. В ночь с 20 на 21 мая 1932 года она повторила перелет Линдберга и в одиночку пересекла Атлантику. Она стала вторым пилотом (и первой женщиной) в мире, кому это удалось. Этот перелёт моментально сделал Амелию Эрхарт самой известной лётчицей своего времени, она стала настоящей мировой знаменитостью.
Но и после такого успеха Эрхарт не снизила свою активность в небе. Она установила ещё целый ряд мировых рекордов, в том числе несколько рекордов по времени перелета.
Эрхарт была первой женщиной, которая участвовала в смертельно опасной трансамериканской гонке на приз Бендикса. Она первой в мире пролетела над Тихим океаном по маршруту от Гавайских островов до Окленда. Она же – первая женщина, которая без посадки перелетела Американский континент от побережья до побережья и установила новый рекорд дальности беспосадочного перелёта среди женщин.
Эрхарт стала первым пилотом, рискнувшим и преодолевшим Мексиканский залив по прямой, а не по береговой линии.
5. За равные права
Вместе с тем Эрхарт была не просто знаменитой летчицей, она использовала свою известность для популяризации авиации среди женщин и борьбы за равные права во всех сферах общественной жизни.
Для этого Амелия написала несколько книг о своих полетах, каждая из которых неизменно становилась бестселлером.
Смотрите также: Небесные ласточки – чего вы не знали о профессии стюардессы>>
Она также стояла у истоков «Девяносто девять» – международной организации женщин-пилотов, и была её первым президентом. Организация была создана для поддержки женщин, желающих связать свою жизнь с авиацией. Она существует и по сей день, включая в себя более 5000 членов в 30 странах.
Эрхарт также состояла в Национальной Партии Женщин и была одной из первых активных сторонниц знаменитой Поправки о равных правах.
6. Исчезнувшая
Уже при жизни Амелия Эрхарт стала легендой. Она наглядно доказала, что женщины на равных могут соперничать с мужчинами даже в таких опасных и передовых сферах, как авиация. Но окончательно её имя обессмертил последний полет, которые должен был стать пиком лётной карьеры Эрхарт, но стал неисчерпаемым источником мифов и тайн.
В мае 1937 года Амелия отправилась в свой последний рекордный полёт – вокруг света. В этом предприятии её сопровождал штурман Фредерик Нунан.
Эрхарт рассчитывала, что этот рекорд станет последним в её карьере. Она считала, что уже очень скоро главным человеком в авиации станет не бесстрашный лётчик, но знающий свое дело инженер, и рассчитывала реализовать себя на этом поприще.
Читайте также: Yes We Can – великие поступки, совершенные женщинами>>
Эрхарт и Нунан преодолели больше 80% маршрута, пролетев 22 тысячи миль. За их плечами остались Атлантика, Африка, Индия, Юго-Восточная Азия – всего 28 этапов перелёта, причём часть из них были признаны как мировые рекорды.
Однако что-то пошло не так. На одном из последних этапов перелета самолет Эрхарт перестал выходить на связь и пропал посреди Тихого океана. Судя по донесениям лётчицы, она не смогла вовремя найти остров Хоуленд, на котором самолёт должен был дозаправиться.
Грандиозная спасательная операция, которую предприняли власти США не дала никаких результатов. Даже обломки самолёта найти не удалось. Это породило множество слухов и конспирологических теорий по поводу исчезновения Эрхарт.
Например, по одной из версий, и у неё даже имеются некоторые устные косвенные подтверждения, экипаж самолета выжил, но попал на территорию японцев, которые взяли лётчиков в плен и впоследствии казнили.
Убедительных доказательств ни одна из версий до сих пор не получила. Американские энтузиасты и по сей день регулярно совершают экспедиции в район исчезновения самолёта.
7. Национальная героиня
В первой трети XX века в США было несколько известных женщин-пилотов. Но Амелия Эрхарт выбилась в безоговорочные лидеры. К середине 30-х она превратилась в олицетворение всей женской авиации и в главную национальную героиню Америки. Её популярность в Соединенных Штатах даже сравнивают с популярностью Гагарина в СССР.
При жизни Эрхарт входила в высшие политические круги Америки. Она пила чай с четой Рузвельтов и давала первой леди лётные уроки. Она была популярнее и влиятельнее любой голливудской кинозвезды. Но после таинственного исчезновения Эрхарт превратилась в настоящую легенду, и её слава нисколько не померкла за прошедшие 70 лет.
О лётчице написаны сотни книг, и регулярно появляются новые. Ей посвящают песни, о ней снимают фильмы. В городе Атчисон, где родилась Амелия, проходит ежегодный фестиваль её имени. Он включает в себя показательные полеты и воздушный парад, и собирает десятки тысяч зрителей.
Независимый образ жизни, бесстрашие и целеустремленность сделали Амелию Эрхарт ролевой моделью для множества женщин как в Америке, так и за её пределами. И опыт знаменитой лётчицы востребован до сих пор.
Биографии, жизненные позиции и особенности стиля других знаменитых женщин – в нашей постоянной рубрике Персона>>
Подготовлено редакцией сайта «Апрель»