Жена Безрукова, дама с хвостом и другие женщины «Кинотавра»-2016

Жена Безрукова, дама с хвостом и другие женщины «Кинотавра»-2016

Женское кино – один из негласных трендов сочинского кинофестиваля этого года. И речь не только об актрисах, но и о режиссерах, ведь сразу 5 из 14 конкурсных фильмов снимали женщины. За день до закрытия фестиваля рассказываем о его главных героинях.

1. Рената Литвинова

Фильм: «Петербург. Только по любви»

Петербург. Сны Иосифа.jpg
Самая странная женщина российского кино в этом году открывала «Кинотавр». Сперва в качестве ведущей: на торжественной церемонии Литвинова устроила чуть ли не моноспектакль – говорила с придыханием, водила по воздуху руками, заочно рассыпалась в комплиментах в адрес жюри и конкурсных фильмов.

В тот же вечер, что называется, не выходя из образа, актриса представила свою новую режиссёрскую работу – одну из короткометражек киноальманаха «Петербург. Только по любви». С самой собой, само собой, в главной роли. Про актрису и мать троих дочерей (также актрис), которые все вместе снимаются на «Ленфильме» - в черно-белой артхаусной ленте про Иосифа Бродского некой взбалмошной француженки-режиссера.

Смотрите также: На своем месте – знаменитые женщины-режиссеры>> 

Героиня Литвиной здесь не делает практически нечего, разве что разучивает неведомую роль, ругается с француженкой-режиссером и раздает советы дочерям голосом, который не спутаешь ни с чьим другим. Как и режиссерский стиль: сама картина похожа на Литвинову как две капли воды, полная условностей и театральных преувеличений, трагикомичная, слегка безумная и абсурдистская, но невероятно обаятельная.

2. Анна Матисон

Фильм: «После тебя»


Супруга Сергея Безрукова привезла в Сочи новый фильм – с мужем в главной роли. Его герой – танцовщик Алексей Темников, который двадцать лет назад был надеждой русского театра, но напился на гастролях в Америке, упал на сцене и повредил спину. Эту выходку ему так и не простили, что вкупе с травмой поставило точку на карьере.

ТЕСТ Угадаете ли вы фильм по известной фразе?>>

Теперь он живет в глухой провинции, где руководит балетной школой своего имени и, выпрямив спину и задрав голову, презирает всех вокруг. Несчастья преследуют Темникова одно за другим: то 12-летняя дочь обнаружится, то беременная подруга потребует «женись на мне», то квартиру зальет, то врач сообщит, что до паралича осталось от силы полгода.

Чтобы не терять оставшегося времени на ногах, артист берется за постановку собственного балета. Все это – от Гергиева в роли самого себя до фотографий и видео с телами реальных танцовщиков и головой Сергея Безурукова – абсолютно серьезно, хотя и смахивает на пародию. Вместо заявленной драмы о мужчине и гении, умирающем от нереализованности, у Матисон с Безруковым случился острый приступ самолюбования. А это уже диагноз.

3. Северия Янушаускайте

Фильм: «Рыба-мечта»


В одном из лучших фильмов конкурсной программы, «Рыбе-мечте» режиссера Андрея Бильжо литовская актриса сыграла Хелену. То ли сирену, то ли ундину – одним словом, земноводное – которая выходит из пены морской навстречу главному герою, питерскому корректору (Владимир Мишуков).

На балтийский берег он приехал работать над книгой о подводной фауне, но вместо этого с головой погружается в роман с русалкой, сперва с энтузиазмом, потом с тяжелым сердцем. Янушаускайте с ее нерусской, да и какой-то даже вовсе неземной красотой и правда выглядит как некто не от мира сего. Разгуливает голышом, поет гипнотические песни, отмокает в ванной, готовится метать икру – обычные русалочьи дела. Одним словом, героиня сказки, в которой обязательно доля правды.

ТЕСТ Кто вы из героинь русских сказок?>>

4. Ольга Столповская

Фильм: «Год литературы»

Год литературы.jpg
Фильмов, снятых женщинами-режиссерами, в одной только основной конкурсной программе 27-ого «Кинотавра» пять штук. Один из них, документальный о собственной семье сняла Ольга Столповская. Вместе с супругом, писателем Александром Снегиревым, девушка провела Год литературы в попытках усыновить ребенка и спасти загородный дом, который должны снести под строительство трассы.

Лауреат «Русского Букера» Снегирев написал об этом книгу, а Столповская сняла фильм – вроде бы предельно личный и исповедальный, хотя на деле слишком постановочный для документального.

5. Надежда Степанова

Фильм: «Я умею вязать»

Я умею вязать.jpg
Еще одна конкурсная работа, снятая женщиной, - полнометражный дебют Надежды Степановой. Про двадцатилетнюю Таню, которая не хочет жить. За кадром и в кадре всю дорогу звучит ее бесцветный голос, на экране почти в случайном порядке проносятся картины из жизни героини.

Фильм поспешно прозвали русской версией «Амели», хотя на деле это обычная мелодрама, не совсем умело упакованная в оболочку якобы глубокого авторского кино. Впрочем, в случае с этим фильмом недостатки, по крайней мере, можно списать на то, что это дебют.

6. Ирина Горбачева

Фильмы: «Я умею вязать», «Лунатики»

Лунатики.jpg
Звезда театра «Мастерская Петра Фоменко» и Инстаграма не могла не стать звездой «Кинотавра»: как фанаты, так и журналисты с фотографами и операторами разрывают Ирину Горбачеву на части. Она не против попозировать и даже станцевать, хотя на фестиваль приехала по делу – представить сразу два фильма, короткометражный и полнометражный.

Смотрите также: 16 самых ожидаемых фильмов 2016 года>> 

В упомянутом выше «Я умею вязать» Горбачевой досталась роль эксцентричной сестры главной героини по имени Вася. А в короткометражке «Лунатики» Сергея Осипьяна, к сожалению не получившей призов, актриса исполнила роль проводницы поезда, которая проводит ночь с одним из пассажиров.

На дворе 1968 год, и мужчина рассказывает ей, что русские вот-вот полетят на Луну. Эта стилизованная ретро-зарисовка очень к лицу Горбачевой, которая придумывает своей героини характерные присказки и словечки, делая ее одновременно смешной и трогательной.

7. Виктория Исакова

Фильмы: «Сестры», «Ученик»

Ученик 1.jpg
У Виктории Исаковой на «Кинотавре» сразу две главные роли, по одной на каждую конкурсную программу. В короткометражке «Сестры» Наташи Меркуловой ей досталась роль Аллы, алкоголички, которую старшая сестра в исполнении актрисы Виктории Толстогановой отчаянно и тщетно пытается спасти. Сложный и тонкий образ, снятый почти полностью крупными планами.

А в «Ученике» Кирилла Серебренникова Исакова играет преподавателя биологии, противостоящую старшекласснику – религиозному фанатику. Эту же роль Исакова сыграла и в спектакле, ранее поставленном Серебренниковым в «Гоголь-центре». Отличий между театральной и кинопостановкой почти нет – будто сняли на камеру, чуть сменив декорации.

Но то, что работало на сцене, перестает работать в кадре, а актеры как один переигрывают, так что и без того не самая выдающаяся постановка и вовсе проваливается. Тем, кто все же захочет посмотреть на Викторию Исакову в этой роли, можно разве что посоветовать выбрать спектакль, а не фильм.

8. Анна Михалкова

Фильмы: «Петербург. Только по любви», «Эс, как доллар, точка, джи», «Врач»

Петербург. Выгул собак.jpg
Анна Михалкова побила в этом году рекорд по количеству появлений в фильмах программы и трижды выходила на сцену для презентаций. Сперва на открытии, чтобы представить одну из короткометражек альманаха про Петербург – снятую Авдотьей Смирновой историю под названием «Выгул собак», где отчаявшаяся героиня Михалковой ищет любовь то на сайтах знакомств, то у шамана в исполнении Боярского. И играет, по сути, свою героиню из другого фильма Смирновой, «Кококо» - умную и образованную, но застенчивую, одинокую и несчастную питерскую женщину, которой в финале все-таки повезёт.

Смотрите также: Главные женщины в современном российском кино>>

В другой короткометражке под названием «Эс, как доллар, точка, джи», получившей в итоге один из фестивальных дипломов, Михалкова предстает в образе женщины из будущего, где барышни носят платки и берут мужей в аренду, но все еще верят в светлое и искреннее чувство. И умеют мстить.

Третья роль – эпизодическая, в конкурсном фильме «Врач» Юрия Куценко (для режиссерского дебюта актер Гоша Куценко назвался настоящим именем). Михалкова тут играет супругу главного героя, ее голос всю дорогу звучит у него в телефонной трубке, но во плоти она появляется лишь в самом финале. Что, может, и к лучшему, учитывая качество фильма.

9. Мария Шалаева

Фильм: «Весна, приходи!»

Мария Шалаева.jpg
Главная роль Марии Шалаевой на «Кинотавре»-2016 весьма необычна – ее в этом году избрали в жюри Основного конкурса. Впрочем, увидеть актрису в ее привычном амплуа, на экране, все же удалось.

В хулиганской, несерьезной, но очаровательной короткометражке Дарьи Разумниковой «Весна, приходи!» Шалаева сыграла Весну, которая идет на свидание с Зимой, чтобы расстаться – у нее новый роман, с Летом, который заваливает девушку сообщениями и жаждет встречи. Звучит безумно, но выглядит очаровательно. Во многом благодаря актерскому составу, выдающемуся для такого небольшого кинопроизведения. В роли Зимы и Лета – братья-режиссеры Владимир и Александр Котт.

10. Наталья Павленкова

Фильм: «Зоология»


Актрисе Наталье Павленкой на этом «Кинотавре» полагается приз – как минимум за смелость. Ее героиня из конкурсного фильма Ивана И. Твердовского, старая дева, живущая с мамой и работающая в зоопарке, однажды утром обнаруживает у себя хвост.

Спрятав его под юбкой, она идет в поликлинику, где терапевт выписывает направление на рентген. Сделав снимок, женщина проникается чувством к молодому врачу-рентгенологу, вроде бы взаимным – по городу уже ползут слухи о бесноватой с хвостом, а он единственный не пугается отростка. Героиня делает стрижку, накупает модной одежды и бегает на свидания. Но любовь, как известно, зла – кого только не полюбишь.

При всех недостатках фильма, единственное, к чему нет претензий – так это к игре Натальи Павленковой, которая держится достойно даже в предлагаемых обстоятельствах.

Все самые интересные киноподборки – в нашей рубрике «Фильм! Фильм! Фильм!»>> 

Главная по кино Наталия Григорьева

Читайте также: