Астрид Линдгрен: главное, чтобы весело

Астрид Линдгрен: главное, чтобы весело

Она придумала Карлсона и Пеппи Длинный Чулок и стала одной из первых писательниц, которая смогла посмотреть на мир глазами ребёнка. Выдающаяся сказочница всех времён и народов – Астрид Линдгрен.

1. Крестьянская дочь

астрид в детстве с семьей.jpg
Астрид Линдгрен родилась на одном из хуторов юга Швеции. Кроме будущей сказочницы в простой крестьянской семье росли её старший брат и две младшие сестры.

Писательница говорила, что у неё было по-настоящему счастливое детство. Ежедневная работа на семейном хуторе сопрягалась с детскими играми, шалостями и приключениями, жизнь была наполнена доверительным общением с родителями и сверстниками.

Родители Астрид не только любили друг друга, но и не боялись показывать эту любовь «на людях». Отец Самуэль Август Эрикссон всегда открыто восхищался своей женой Ханной Йонссон и не уставала говорить детям, какая прекрасная у них мама.

ТЕСТ Кто вы из героинь советских мультиков?>>

Впоследствии писательница рассказала о своих родителях в книге «Самуэль Август из Севедсторпа и Ханна из Хюльта».

Счастливое детство Линдгрен считала одним из главных источников своего творчества. Простота быта, близость к природе, естественная погруженность в шведский фольклор – во многом из этого и выросли сказочные сочинения писательницы.

2. Мать-одиночка

астрид с сыном.jpg
Но детство кончилось, а юность оказалась полна соблазнов. Бойкая и свободная Астрид выросла в своенравную девушку. Она одной из первых в своей округе сделала модную короткую стрижку, увлеклась кинематографом и джазом.

Вскоре, однако, стало не до развлечений. В 18 лет Астрид забеременела, причем от женатого человека. Чтобы избавиться от слухов и сплетен, писательница уехала рожать в Копенгаген, где в отличии от Швеции одинокие женщины могли рожать без лишних расспросов об отце ребенка.

Читайте также: Недетские сказки – книжки для детей, которые полезно перечитать любому взрослому>>

Но, оказавшись абсолютно одна в большом городе и без средств к существованию, Астрид была вынуждена отдать сына Ларса в приёмную семью. Она забрала его только через 4 года, когда встала на ноги и вышла замуж.

Вынужденную разлуку с сыном Астрид переносила с трудом, она испытывала чувство вины, переживала, что Ларса в приемной семье могут обижать. Неудивительно, что одинокие и брошенные дети – одна из главных тем в творчестве писательницы. Кажется, до конца она так и не простила себе те первые 4 года, которые её сын вынужден был прожить без неё.

линдгрен в молодости.jpg
Последующее творчество отчасти стало компенсацией, попыткой Астрид возместить внимание, которая она недодала сыну помощью и утешением, которые она могла дать всем детям своими сказками.

3. Домохозяйка

с ларсом.jpg
После рождения ребенка Астрид переехала в Стокгольм, окончила курсы стенографисток и устроилась работать секретаршей. Через какое-то время она вышла замуж за своего шефа Нильса Стуре Линдгрена и получила возможность заниматься семьей. Тем более, что вскоре Астрид родила второго ребенка – дочь Карин.

Ни о каком писательстве Астрид в те годы не мечтала. Она с удовольствием играла роль жены и матери. При этом, правда, вела себя совсем не так как благовоспитанные шведские мамы.

с детишками.jpg
Линдгрен активно участвовала во всех детских играх своих сына и дочери, не скрывая того удовольствия, которое получает, возвращаясь в мир детства.

Непосредственно из этого мира пришли и сказки Астрид Линдгрен. Первая из них появилась буквально по заказу дочери, которая попросила рассказать что-нибудь про Пеппи Длинный Чулок. Деваться было некуда, и Астрид принялась сочинять приключения про девочку с таким странным именем.

Смотрите также: Женщины, которые нас вдохновляют>>

Спустя какое-то время Линдгрен записала несколько рассказанных историй – так появился первый вариант рукописи знаменитой сказки. И хотя сначала издательство сказку отвергло, у Линдгрен всегда были благодарные слушатели в лице своих детей, поэтому сочинять она не бросила.

астрид с девочкой.jpg
Напротив – написала ещё одну историю, на этот раз специально для конкурса на лучшую книгу для девочек, объявленного издательством «Рабен и Шёгрен». Рукопись «Бритт-Мари изливает душу» заняла второе место на конкурсе и Линдгрен предложили издать её. Так жена, мать и домохозяйка Астрид Линдгрен стала профессиональной писательницей.

4. Пеппи Длинный Чулок и Карлсон

астрид с карандашем.jpg
Известность Астрид Линдгрен принесла та самая придуманная по заказу дочери сказка «Пеппи Длинный Чулок». Детская литература прежде не знала такого персонажа. Считалось, что книги для детей должны наставлять и воспитывать, рассказывать, что такое хорошо, и что такое плохо.

Образ независимой девочки Пеппи совершенно выбивался из общепринятой протестантской морали, устои которое в те времена ещё были чрезвычайно сильны в Скандинавии. Пеппи всегда делает только то, что хочет. Она никого не слушается и считает, что главное – чтобы было весело. Она живая, свободная и абсолютно независимая.

пеппи длинный чулок.jpeg
«Взрослым никогда не бывает весело. У них вечно уйма скучной работы, дурацкие платья и куминальные налоги. И ещё они напичканы предрассудками и всякой ерундой», – считает Пеппи, и с ней трудно не согласиться.

Пеппи воплощает в себе чаяния любого ребенка, особенно – страдающего от того, что взрослые его не замечают и не воспринимают всерьез. Линдгрен одной из первых (вместе с той же Туве Янссон) в творчестве для детей смогла встать на место ребенка, посмотреть на мир его глазами.

карлсон.jpg
Она сделала его субъектом литературы и увидела в нём личность. Все её сказки – именно об этом. Среди них «Пеппи Длинный Чулок» и «Карлсон», пожалуй, самые яркие и популярные во всем мире.

5. Нет — насилию

астрид с книгами.jpg
Проблематика сказок Линдгрен оказалась созвучна постепенному изменению европейских взглядов на воспитание детей. Её творчество стало весомым аргументом для сторонников новой педагогики, отрицавшей телесные наказания и требующей относиться к ребенку с уважением, как к независимой личности.

Читайте также: Самые яркие книжные героини>>

В 1978 году Линдгрен выступила со своими идеями в открытую, произнеся на вручении очередной литературной премии речь «Нет — насилию», в которой призывала отказаться от любых форм насилия как метода воспитания.

«Нам всем известно, что дети, которых бьют и подергают жестокому обращению, сами будут бить и подвергать жестокому обращению своих детей, а посему этот заколдованный круг должен быть разорван», – говорила Линдгрен.

с детьми.jpg
Впоследствии Линдгрен неоднократно выступала как общественный деятель и по другим проблемам, но всегда отстаивая демократические и гуманистические ценности. Например, в 1985 году писательница призвала бороться с жестоким обращением с сельскохозяйственными животными. В результате через несколько лет был принят соответствующий закон, который назвали в честь сказочницы – Lex Lindgren. Уже этот пример показывает сколь велико было влияние Линдгрен на общественную жизни Швеции.

Читайте также: «Бурда» и «дональды» - что коллекционировали советские девочки>>

Впрочем, за свои идеалы Линдгрен боролась не только словом. Сказки сделали её одной из самых богатых женщин Швеции, и огромную часть заработанных средств писательница тратила на благотворительность, в то время как её повседневная жизнь с появлением больших денег практически не изменилась.

астрид и голубка.jpg
Общественные заслуги Линдгрен были оценены не менее высоко, чем собственно писательские. Как общественный деятель она была удостоена Премии мира немецкой книготорговли и награждена медалью Альберта Швейцера.

6. Национальный бренд

астрид за рабочим столом пожилая.jpg
Сказки принесли Астрид Линдгрен любовь миллионов читателей во всём мире и превратили её имя в национальный бренд Швеции. Она неоднократно объявлялась самым читаемым шведским автором и по сей день остается в числе самых известных шведских писателей.

Влияние сказочницы на жизнь Швеции трудно переоценить. Несколько поколений шведских детей выросли на её книжках. Более того – Линдгрен регулярно читала свои произведения по радио, выступала на телевидении, она стала своего рода Ариной Родионовной для целого народа, и не только сказки, но голос и образ писательницы стали неотъемлемой частью современной шведской культуры.

астрид по деревьям.jpg
Несмотря на то, что Линдгрен всю жизнь писала детские книжки, она не была аполитичной, и хотя непосредственно политикой не занималась, никогда не боялась высказывать свои взгляды. Когда считала нужным, писательница рассказывала о необходимости бережно относиться к природе, защищала права животных. Она была одним из главных проводников идей пацифизма, гуманизма и демократии. Однажды Линдгрен даже призналась, что если бы она не была писательницей, то хотела бы быть одной из тех, кто стоял у истоков социал-демократического движения.

Читайте также: Сказки по-голливудски – лучшее кино для взрослых девочек>>

Всю свою жизнь Линдгрен прожила в соответствии с идеалами социал-демократической партии. Но однажды громко выступила против её реальной политики.

После того, как в 1976 налог на прибыль писательницы превысил все разумные пределы, она опубликовала в газете небольшую сказочку под названием «Помперипосса из Монисмании», в которой с иронией и легкой издевкой описала некоторые социальные устои Швеции.

астрид пожилая.jpg
Публикация мгновенно получила отклик, в полемику со сказочницей вступил сам премьер-министр, а оппозиция, защищая Линдгрен, выступила с протестами и жёстко раскритиковала налоговую политику правящей партии. Нельзя сказать, что всё это привело к серьезным переменам, однако в стране усилились протестные настроения, а в правительстве о себе заявила оппозиционная коалиция.

Можно только гадать, чего могла бы добиться писательница на политическом поприще, будь у неё соответствующие амбиции. Но до конца жизни Астрид Линдгрен предпочитала оставаться сказочницей, которая своим юным читателям смягчает драму взросления, а себе возвращает детство.

Биографии, жизненные позиции и особенности стиля других знаменитых женщин – в нашей постоянной рубрике Персона>>

Подготовлено редакцией сайта «Апрель»

Читайте также: