Женщины, которые нас вдохновляют

Женщины, которые нас вдохновляют

Они сказочно красивы, невероятно талантливы и любимы миллионами. На них хочется равняться или, по крайней мере, смотреть не отрываясь. В честь дня рождения женского журнала «Апрель» вспоминаем великих и прекрасных женщин, которые на нас повлияли.

1. Лени Рифеншталь

Рассказывает Андрей Ковалев, наш главред

Лени.jpg
Мое отношение к Лени Рифеншталь очень личное. Десять лет назад я написал про эту женщину с феноменальной судьбой книжку с картинками, которая вышла в фирменной серии биографической макулатуры. Серийная рецептура была проста: громкое имя на обложке, несколько более-менее достоверных фактов из жизни героини и куча авторской болтовни по поводу и без, написанной наспех, для объема.

Накануне за многочисленные прогулы и пропуски занятий меня выперли из Литинститута. Стояло жаркое лето. Я сидел на даче с ноутбуком в футболке и спортивных трусах, лениво отмахивался от мошкары и путешествовал во времени. Через пару месяцев книга была готова.

До начала работы мне было известно следующее: Рифеншталь – выдающийся режиссер, согласившаяся сотрудничать с нацистами. По личному заказу Гитлера она сняла несколько пропагандистских фильмов. После войны ее судили и осудили. Она прожила немыслимо долго. К концу жизни вернулась в режиссуру и была морально реабилитирована прогрессивной общественностью.

Смотрите также: Лени Рифеншталь – сила образов>>

На два беззаботных жарких летних месяца я погрузился в эстетику 30-х, размышлял над причинами восхождения нацизма, механизмами сползания европейской страны в бездны мракобесия, наблюдал за нарастанием демагогии и пропаганды, шапочного ура-патриотизма, агрессии и нетерпимости в немецком обществе. Я долго думал над тем, как и почему талантливый человек сперва не сопротивлялся, потом присоединился, а затем активно сотрудничал и помогал преступному режиму и чем это все закончилось.

Моя книжка про Рифеншталь вышла так себе, можно сказать – это очень плохая книжка, но полученные в процессе работы над ней знания и извлеченный опыт помогают мне, русскому мальчику, живущему и работающему в России, ежедневно.

2. Омара Портуондо

Рассказывает Вера Кастильо, наш шеф-редактор

Омара.jpg
Если вы не ценитель кубинской музыки, не танцуете сальсу (сон, ча-ча-ча) и не смотрели нашумевшую документалку Вима Вендерса «Buena Vista Social Club», то вы, конечно, очень странный человек.) И, наверняка, никогда не слышали про Омару.

А между тем этой кубинской девчонке уже 85, она в полном здравии и на очередном пике своей карьеры гастролирует по миру – одна и с другими товарищами-музыкантами из «Буэна Виста», распевает дореволюционную классику и международные хиты вроде Killing Me Softly. Как и сама Гавана, с годами становится только ярче – все эти обязательные банты-цветы на голове и прочие причепурки.

Когда я познакомилась с Омарой Портуондо, я еще не знала, что это – она. Я просто снимала комнатку в Старой Гаване, в двух минутах ходьбы от главной улицы – Обиспо, на 4-м этаже. На крыше в доме напротив располагался бар, где каждый вечер играли живую музыку. А за полночь, когда группа расходилась по домам – поесть риса с бобами и упасть под бочок к своей сладко пахнущей мухер, - в баре ставили старые записи. Я сидела на балконе, писала что-нибудь про Кубу и слушала раз за разом песню Mueve la cintura, mulato (в вольном переводе – «Шевели телом, парень»).


Женский голос выводил: «Каждый раз, когда я вижу своего мулатОна (красавца, то бишь), Я не знаю, что со мной творится, не могу держать себя в руках…» Испанским я владела на уровне 3-летнего ребенка, но эти слова были простые, я понимала и улыбалась. А потом наступало раннее утро – и на смену Омариным песням приходила тележка панадеро, торговца хлебом, который только шел за товаром, и далекий крик петуха.

Я выучила испанский. 3 раза потеряла (и два раза нашла) голову от мулатОнов разной степени порядочности. За самого порядочного вышла замуж. И по сей день, когда я пишу что-нибудь или занимаюсь домашними делами, в нашей квартирке звучит голос Омары. Она все так же беззастенчиво призывает «besame mucho», то есть целовать ее ненасытно, или рассказывает про капризную девушку и ее бедолагу-воздыхателя, уставшего от вечных «может быть, может быть, может быть». Она напоминает, что Куба – это не только страна, но и способ жить эту жизнь. Мой способ.

3. Джессика Лэнг

Рассказывает Таня Барботина, наш редактор-райтер

Джессика Лэнг.jpg
Старость не красит ни мужчин, ни женщин, о да. Но именно прекрасная половина человечества часто не может смириться с благородной сединой, обвисшими щечками и мимическими морщинами. Попытки старушек казаться моложе с помощью румян, помады и прочих женских штучек и вовсе заставляют испытывать то тяжелое, необъяснимое чувство, замешанное на стыде и брезгливости.

Актриса Джессика Лэнг, казалось бы, должна олицетворять все эти бесплодные попытки выглядеть в свои 67 лет цветущей розой. Должна, но не олицетворяет. Судя по последним ролям в таких сериалах, как «Американская история ужасов» или «Хорас и Пит», Лэнг шагает к 70-летнему юбилею с высоко поднятой головой, на каблучках, покачивая стройными бедрами и благодушно посматривая на старлеток. Интересно, что других ролей ей до последнего времени и не предлагали. Может быть, поэтому актриса все чаще стала говорить, что пора бы и на покой.

Читайте также: Наши 90-е – немного редакционной ностальгии>> 

К счастью, покой ей только снится. В начале мая было объявлено, что Лэнг сыграет в сериале-антологии «Вражда». Этот сериал ждут с нетерпением, ведь он посвящен легендарной кровавой бане, которую устроили актрисы Бетт Дэвис и Джоан Кроуфорд на съемках фильма «Что случилось с Бэби Джейн?». Этот фильм Роберта Олдрича — один из моих любимых.

Те, кто смотрел эту картину, понимают что за роль досталась Лэнг на закате ее кинокарьеры — идущая вразрез со всем, что делала актриса в последние десять лет, тяжелая, прекрасная, не роль, а мечта.

Вот так, сыграть орущую весь фильм героиню «Кинг-Конга», получить две премии «Оскар», восстать, как феникс из пепла, спустя десятилетие и получить под конец актерской карьеры лучший подарок. И все это, повторюсь, с 20-летним блеском в глазах, кошачьей пластичностью и впечатляющей самоиронией.

4. Верушка

Рассказывает Макс Усачев, наш колумнист

Верушка.jpg
Совсем маленьким я искренне относил к красивому все, что хотелось лизнуть. В крайнем случае, укусить. Как меня завораживала бабушкина брошь с эмалью… Страшно вспомнить. Взрослея, я только больше убеждался в правоте этого своего первого опыта общения с прекрасным. За исключением женщин. Лизнуть и укусить здесь не работало.

Пышущие от румян и перламутра, сочные, хоть сразу на страницы книг о вкусной и здоровой пище, спелые до сладкого и тягучего аромата – все эти девушки красивыми мне не казались. Разве что питательными. Мне требовалось нечто больше калорий и витаминов. Хотелось такой красоты, которую можно было бы бесконечно придумывать, а не жевать.

В древности таких женщин называли музами, но в это понятие замесили так много секса и сексуальности, что вычленить суть удалось не сразу. Только в середине двадцатого века, когда фотография шагнула в искусство, стало понятно, в чем действительно дело. И лично я считаю, что первый шаг сделали не фотографы или художники, а Верушка.

Верушка – это маленькая Вера. Так она сама пыталась объяснить свой творческий псевдоним. И в этом ее определении столько же мистификации, игры и фарса, сколько в ней самой. Вера Готлибе Анна Грефин фон Лендорф. Высокая, холодная и какая-то нечеловеческая.

Смотрите также: Верушка – женщина-трансформер>> 

Выбравшись из трагического детства, она захотела превратить свою странную красоту в славу и деньги. И не смогла. Ее не оценили. Тогда она придумала себе персонаж: Верушку. Русскую девушку, каким-то чудом оказавшуюся на Западе, модель без портфолио и биографии, красавицу в черной одежде, демонстративно не на каблуке и не в тренде.

Создание Верушки – это не просто наглость и мистификация, это творчество. Художественный акт, который вполне в духе эпохи постмодернизма. Но на этом она не остановилась. Она предложила фотографам не модель, а возможность фантазировать и экспериментировать. Не запечатлеть соблазнительную женщину, а придумать ее. Полноценное соавторство. Этого почему-то не поняли.

Сейчас еще и забыли. Как-то так получается, что даже замешивая натуральность и естественность, из печи достают длинную, пышную, воздушную, но все равно хлебобулочную красоту. Ее не хочется придумывать, тянет свериться с составом и посмотреть сертификат СЭС.

5. Фаина Раневская

Рассказывает Ирина Зайончковская, наш переводчик

Фаина Раневская.jpg
Наверно, у каждого в жизни есть такой человек, с которым хочется поговорить, когда тебе тошно, тоскливо или просто не по себе. Хотя бы просто, чтобы поднять настроение. Признаюсь, мне здесь повезло еще больше. Подруги – подругами, а замечательной, ироничной и бесподобной Фаины Раневской никто не отменял. Любой, кто хоть раз читал ее письма, афоризмы или видел ее на экране, уверена, согласится со мной. Этой феерической актрисы нет с нами уже более 30 лет, но ее правдивый, бескомпромиссный и полный оптимизма взгляд на жизнь живее всех живых.

Читайте также: Лучшие ругательства Фаины Раневской на все случаи жизни>> 

Когда в жизни (как мне кажется!) наступает черная полоса, все валится из рук или банально раздражает, а самооценка падает ниже плинтуса, я открываю томик «перлов» Раневской или нахожу ее интересное (желательно, ранее не прочитанное) письмо в интернете ... И вуаля, каких-то 10 минут – и все возвращается на круги своя. Как говорила сама Фаина Раневская, «если больной хочет жить, врачи бессильны».

Пусть у каждого будет свой собственный неиссякаемый источник жизненного оптимизма, с которым гораздо проще и веселее идти по жизни. Для меня им останется Она – великая Раневская – и ее поразительно мудрый совет: «Жизнь слишком коротка, чтобы портить её диетами, жадными мужчинами и плохим настроением!» Так что «меньше пафоса, господа», и вперед – радоваться жизни!

6. Джульетта Мазина

Рассказывает Наталия Григорьева, наш кинообозреватель

Джульетта Мазина и Федерико Феллини.jpg
«Теперь ты можешь плакать, Джульетта», - написано на могиле Федерико Феллини в итальянском Римини. Это обращение к супруге Джульетте Мазине, с которой они, как в сказке, жили «долго, счастливо и умерли в один день». Актриса пережила своего режиссера всего на пять месяцев

«Не плачь, Джульетта», - говорит Феллини со сцены, получая свой пятый, на этот раз почетный, «Оскар» в 1993 году. Камера выхватывает в толпе зрителей смущенное, счастливое и, да, чуть заплаканное лицо хрупкой блондинки, музы, верной спутницы.

Любовь с первого взгляда переросла в отношения длиною в жизнь. Они – студентка-филолог, игравшая в любительском театре, и сценарист радиоспектаклей, мечтавший о большом кино – поженились спустя две недели после знакомства.

Феллини снял свою Джульетту в семи фильмах (не считая тех, где он выступал в качестве сценариста). «Дорога», «Ночи Кабирии», «Джинджер и Фред» - так видеть женщину, пусть и через объектив кинокамеры, мог только влюбленный.

Как правило, в таких союзах принято восхищаться мужчиной, сделавшим из возлюбленной музу и звезду. В случае с Феллини и Мазиной все так – но с оговорками. Смог бы он воплотить в жизнь то, что задумал, в одиночку? Вопрос.

Лучшие фильмы 30-х40-х50-х, 60-х70-х80-х и 90-х в наших подборках>>

Полюбившая еще никому не известного Федерико Джульетта (тогда еще Джулия Анна) не только сменила имя на то, которое приглянулось мужу, но и посвятила всю жизнь исполнению его мечты. Поддерживая все самые смелые фантазии – на экране и в жизни, не стремясь затмить, не желая себе славы и признания, которые пришли, но, по сути, не изменили ничего.

Как не изменился за все годы по-детски наивный взгляд широко распахнутых глаз Джульетты, как не изменилось за 50 лет желание Феллини наблюдать за ней, любоваться ей – в каждом новом фильме как в первый раз. Удивительная история любви и история удивительной женщины.

7. Туве Янссон

Рассказывает Валентина Гольцберг, наш автор

Туве Янссон.jpg
Для меня Туве Янссон – это, прежде всего, муми-тролли. Из года в год собираюсь прочитать что-нибудь из её «взрослых» книжек, но потом снова открываю пухлый зеленый томик с картинками и долго смотрю на то, как Снусмумрик и Муми-тролль приветствуют весну, сидя на перилах моста.

Муми-тролли.jpg
Если разглядывать на эту картинку дольше 10 минут, можно забыть про то, что тебе 26, что у тебя работа, дедлайны, счета за коммуналку и ужин на плите. Шум и суета внешнего мира растворяются в приветливой прохладе Мумидалена. Игриво звенят льдинки, плывущие по реке…

В мире Туве Янссон всегда так – уютно, спокойно. Даже огромная страшная комета не может разрушить гармонию, в которой живут обитатели этой волшебной страны. Дело тут, конечно, не в климатических условиях (которые, вероятно, не так уж благоприятны, учитывая широту, на которой находится Хельсинки), и не в варенье Муми-мамы, приготовленном специально, чтобы угощать многочисленных друзей любимого сына.

Просто среди хемулей, снорков, муми-троллей и других забавных существ нет ни одного злодея или подлеца. И самое страшное существо на свете – Морра – пугает окружающих не со зла. Холод, который она распространяет вокруг себя, – есть не что иное, как кромешное одиночество.

8. Вера Брежнева

Рассказывает Вера Маркина, наш колумнист

Вера Брежнева.jpg
Подвиги, совершаемые мужчинами во имя прекрасных дам – классика жанра. Подвиги, совершаемые прекрасными дамами ради мужчин – проза жизни. Но главные свершения все-таки случаются не ради Мужчины Мечты, а под знаменем других женщин – знакомых и не знакомых, известных и не очень.

Мощнейшим стимулом похорошеть, похудеть, научиться ходить на каблуках и рвануть на этих самых каблуках вверх по карьерной лестнице для девушек всех возрастов были и остаются более успешные, стройные и красивые девушки.

Читайте также: «Не хочешь моих персиков – не тряси мое дерево»  лучшие советы знаменитых женщин>>

Признаться, есть у меня такая путеводная звезда, глядя на которую сразу хочется расправить плечи, прихорошиться и стать счастливой раз и навсегда. Это моя тезка, а по совместительству красивая жизнерадостная женщина – Вера Брежнева.

Я не буду касаться неблагодарной эстрадной стези – тут, как говорится, каждому свое – я о другом. О том, что можно быть улыбчивой и не пафосной, несмотря на громкий успех. Что можно быть трудолюбивой и упорной, несмотря на соблазны. Что можно быть женственной и красивой, будучи дважды мамой. И вообще можно все, стоит только захотеть и много работать!

Причем, глядя на Веру, не хочется оказаться на ее месте, а хочется найти свое. Такое бессловесное напутствие вижу и понимаю я. Возможно, кто-то видит совсем иное за растиражированным образом эстрадной дивы, а кто-то и вовсе не видит ничего, кроме хрестоматийно красивой голубоглазой блондинки. Но мое вдохновение жизнью просыпается всякий раз, когда я вижу Веру Брежневу.

Вот только строгий режим госпожи Брежневой пока мне не дается. Понятное дело, что для сохранения такой формы нужно держать себя в жестких рамках: ни тебе печенек на ночь, ни картошки с грибами… Ну ничего, тезка, я буду страдать за двоих!

9. Одри Хепберн

Рассказывает Наталья Попова, наш колумнист

Одри 1.jpg
Женщины, которые нас восхищают, к сожалению, обычно мертвы, что, впрочем, позволяет нам «канонизировать» их образы, хорошо это или плохо.

Точно не помню, какой фильм с Одри Хепберн я увидела первым, но скорее всего «Римские каникулы». Потом были «Завтрак у Тиффани», «Как украсть миллион» и «Шарада». Современному киноману простые сюжеты и утрированные эмоции актеров середины 60-х, наверняка, покажутся нелепыми, но в этом и очарование таких фильмов и их героев.

Кто вы из актрис Золотого века Голливуда? – пройди тест и узнай>> 

Если абстрагироваться от характеров ее персонажей – Холли Голайтли, Сабрина или принцесса Анна – и точно также отстраниться от личности самой актрисы, ее непростой жизни, благотворительности, болезни, то все равно останется некий «бестелесный образ», возникающий в памяти при упоминании ее имени.

К созданию этого образа, безусловно, приложил руку Юбер Живанши, но Одри – это не только платья, это еще и умение их носить. И это первое чему нам стоит у нее поучиться: сдержанной элегантной женственности, утонченности, королевской осанке и манере поведения без малейшего намека на высокомерие.

10. Су Лукас

Рассказывает Дима Ковальчук, наш автор

Су Лукас.jpg
Если вам 13, и вы хотите быть таким же, как все – с вами что-то не так. Когда мне было 13 лет, я был не таким, как все. Ну, по крайней мере, я так считал.

Правда, так не считала моя мама, которой довелось первой увидеть сына (вчерашнего отличника, к слову) с новой прической. «Что это?» - маме, которая смотрела на мою свежевыбритую голову, явно было нехорошо.

«Это ирокез. Я теперь панк», - гордо ответил я. Мама ушла в комнату и долго говорила по телефону с отцом. Вечером к воспитательной беседе подключился родитель.

«Где ты вообще это увидел, а?» - грозно спросил папа. «Вот тут, в журнале», - я вывалил на стол кучу журнальных вырезок. С фотографий смотрели веселые и, как мне казалось, очень крутые лондонские панки.

«Хорошо хоть как у этой вот страшилы не сделал», - усмехнулся отец, махнул рукой и переключился на футбол. «Страшилой» оказалась Девушка-кошка. Не та, что из комиксов о Бэтмене. Эта была круче – вы ее видите на фото. Правда же, круче?

Потом был документальный «Punk Rock Movie» - вообще пособие по стилю. И там снова была Она. Потом я увидел Ее на обложке сингла Sex Pistols, потом еще где-то. Потом снова. Женщина-кошка была символом какой-то свободы и независимости. По крайней мере, для меня. И не только для меня – раз уж ее постоянно снимали в кино и для различных обложек.

При этом я не знал, как ее зовут. И что самое главное – не хотел знать. Она была просто Женщиной-кошкой из Лондона 70-х. Тем самым символом подростковой свободы и безбашенности.

Сейчас-то я знаю, что ее зовут Су Лукас. Знаю, что свою знаменитую прическу она придумала сама в 1976-м и заставила парикмахера ее сделать. Она дружила с Билли Айдолом и Сьюкси Сью, была ярой фанаткой Sex Pistols, но отказалась сняться в их легендарном фильме «Great Rock-n-roll Swindle». В общем, она была крутая.

Сейчас Су с детьми живет где-то в Лондоне, а я по-прежнему в Москве. И я не хочу знать, как сейчас выглядит самая крутая на планете Женщина-кошка. Потому что очень хочу оставить в себе хотя бы маленькую частичку того времени, когда я был не таким, как все. Отчасти благодаря Ей.

11. Дженнифер Лопес

Рассказывает Татьяна Внученкова, наш автор

Лопес.jpg
Когда мне было 17, я считала, что у меня ужасная фигура. В то время носили обтягивающие джинсы, и модным считались девочки с фигурой мальчика. А тут я со своей выразительной фигурой, какие уж тут узкие джинсы – с таким то «уродством». И с мальчиками не клеилось – с такими то комплексами...

Очень переживала. Переломом в моей судьбе стала удивительная новость о том, что Дженнифер Лопес застраховала свою попу на огромную сумму. Так мы и познакомились с этой многогранной и талантливой женщиной, которая реализовала себя как певица, как актриса, как бизнес-леди и получила звезду на Аллее славы. И к тому же у меня точно такая же попа!

Я смотрела на нее и думала: «Как же так? У нее такая выпуклая «пятая точка», а она как- будто не обращает внимания на это?! И никто не обращает, а наоборот, все восхищаются! Она надела обтягивающее платье, и выглядит в нем так чудесно! Так что же я?! Я же тоже могу!»

Читайте также: Страшная сила – неидеальные звезды, которые довольны собой>>

Я пересмотрела все фильмы с ее участием, а заодно весь свой гардероб. Я выбросила объемные свитера и широкие штаны, которыми пыталась скрыть свою аппетитную фигуру, надела шпильки и узкие джинсы.

Я поняла важную вещь: нужно чувствовать себя красивой и сексуальной, чтобы другие люди увидели это. Да, это непросто, над этим нужно работать каждый день, пока новые ощущения не станут частью тебя. Как Джей Ло – она уверена в себе, она прекрасно двигается, она раскована, она принимает и любит себя такой, как есть, и она не останавливается на достигнутом, осваивая все новые и новые горизонты для реализации своих талантов. И, да, жизнь моя наладилась. А Дженнифер для меня – икона стиля.

12. –

Рассказывает Саша Журов, наш автор

Девочка.jpg
Ко дню рождения «Апреля» редакция постановила написать о женщине. Такой, чтобы была любимой, особенной, вдохновляющей, но ещё и знаменитой – стало быть, известной не тебе одному. Но мой опыт говорит о другом. Самые вдохновляющие женщины встречаются не на обложках журналов и не в кино, а вот прямо здесь – посреди твоей неуклюжей повседневности.

И речь не обязательно о самых близких – маме или возлюбленной. Но, к примеру, и о школьной учительнице, которая так читает лекции по истории и обществознанию, как не прочитает ни один профессор из Оксфорда или МГУ, которая своей речью оживляет ход времени и заставляет поверить в себя. Или о преподавательницах и сокурсницах в институте, начальнице и коллегах по работе. Как правило, восхищают и вдохновляют именно они – у них есть чему поучиться.

А еще есть девочки, что пишут для того же «Апреля» – о своих личных историях, комплексах, преодолениях. Они рассказывают, как пускаются на поиски себя, как лечатся от неврозов, сдают анализы на ВИЧ, переезжают в другие страны, выходят замуж и разводятся. Написать о многих подобных вещах я бы и не решился. И у них мне тоже есть чему научиться.

Личные истории наших читательниц о жизни, любви, работе, учебе, путешествиях - да обо всем на свете! - читайте в специальной рубрике журнала «Апрель»>>

Знаменитые же – лишь увлекают, сопутствуют твоему взрослению и радуют глаз. Вот Моника Беллуччи – богиня, напитывающая подростковые сексуальные переживания величием, недоступностью и тайной. А вот дикая, рваная, ранняя Земфира, царапающая своим синтаксисом, вплетающая в тебя свой голос, свою наивность, смелость, и страх. И Дженис Джоплин – свобода, надрыв, секс, экстатический выход.

Их много, они разные. Но мне всегда казалось, что «Апрель» тем и отличается от большинства женских журналов, что даже о «богатых и знаменитых» пишет несколько по-другому – оставляя зазор между тем воображаемым образом, который и принес когда-то известность, и той маленькой девочкой, что стоит в отбрасываемой им тени до сих пор.

И вот, например, ключ к рубрике «Персона»: вычесть всё названное прямо, стереть следы очередной знаменитости на снегу массовой культуры, которые и становятся главным предметом наших разборов, и увидеть (не столько в тексте, сколько за ним) – ту отсутствующую, невесомую девочку, сделавшую когда-то первый шаг. Она-то меня и восхищает.

Биографии, жизненные позиции и особенности стиля других знаменитых женщин – в нашей постоянной рубрике Персона>>

Подготовлено редакцией сайта «Апрель»

Читайте также: