Женщины-дирижеры: от Нади Буланже до Марии Эклунд

Женщины-дирижеры: от Нади Буланже до Марии Эклунд

И в наши дни женщина-дирижер скорее исключение, чем правило. Виной тому отчасти традиции — к примеру, в Венской филармонии женщины не имели права даже играть в оркестре вплоть до 1993 года. Сегодня женщин в профессии по разным данным от 5 до 9%. И все же за последние двадцать лет они все чаще встают за дирижерский пульт. «Апрель» совместно с косметическим брендом NanoDerm вспоминает главных женщин-дирижеров — от первопроходцев до наших современниц.

1. Надя Буланже

надя буланже.jpg
Француженка с русскими корнями, Надя Буланже считается одной из первых в мире женщин-дирижеров. Надя родилась в 1887 году в Париже, в семье композитора и дирижера Эрнеста Буланже и певицы Раисы Мышецкой.

В 10 лет девочка начала учиться в Парижской консерватории. Там Буланже изучала теорию музыки, игру на органе, аккомпанемент. В это же время Надя начала делиться знаниями с родной сестрой Лили, которая была младше на шесть лет.

буланже.jpg
Спустя годы Лили Буланже стала первой в истории женщиной, завоевавшей престижную Большую Римскую премию за достижения в области искусства. Надя считала композиторские способности сестры ярче и глубже своих собственных, и после смерти Лили в 1918 году больше никогда не возвращалась к сочинению музыки. Однако Наде была суждена другая дорога: в 1912 году она дебютировала как дирижер, став первой женщиной в этой профессии.

Смотрите также: История классической музыки (женская версия)>>

На протяжении карьеры Надя Буланже руководила крупнейшими оркестрами, в том числе Нью-йоркским филармоническим оркестром, Бостонским симфоническим оркестром, Филадельфийским оркестром, а также английскими Халле-оркестром из Манчестера и Симфоническим оркестром Би-би-си.

Во время Второй мировой войны Буланже переехала в США, где преподавала в колледжах. Считается, что под влиянием Буланже, создавшей собственную уникальную методику преподавания, в Штатах сформировалась новая школа композиции.

nanoderm_003.gif

2. Жанна Эврар

жанна.jpg
Француженка Жанна Эврар, как и Надя Буланже, окончила Парижскую консерваторию, где познакомилась с будущим мужем, скрипачом Гастоном Пуле. Несколько лет супруги выступали вместе в оркестрах под руководством выдающихся дирижеров того времени.

Однако вскоре брак Эврар и Пуле распался, и Жанна стала развивать собственную дирижерскую карьеру. В 1930 году ей удалось собрать и возглавить Парижский женский оркестр, который впоследствии исполнял произведения ведущих композиторов середины XX века, многие из которых посвящали произведения Жанне и доверяли ее оркестру первое исполнение.

3. Вероника Дударова

вероника.jpg
Первая женщина-дирижер в СССР, Вероника Дударова попала в Книгу рекордов Гиннеса как женщина, более 50 лет руководившая крупнейшими оркестрами. Будущий музыкант родилась в 1916 году в Баку, в 5 лет начала заниматься в музыкальной школе для одаренных детей, где приглашенный преподаватель, венгерский дирижер Стефан Штрассер привил ей любовь к будущей профессии.

Читайте также: Все, что тебе нужно – это любовь. И немного музыки>> 

В 1933 году, после того как отец девочки был репрессирован, а старшие сестры умерли, Вероника вместе с матерью переехала в Ленинград, где продолжила получать музыкальное образование. Еще через четыре года девушка переехала в Москву, а в 1944 году дебютировала как дирижер. В 1960 году Дударова стала главным дирижером и художественным руководителем Московского государственного академического симфонического оркестра.

дударова.jpg
Уйдя с этой должности в 1989 году, Вероника Борисовна осуществила еще одну мечту — создала собственный симфонический оркестр, который долгие годы носил название «Государственный симфонический оркестр России под управлением Вероники Дударовой». Помимо управления оркестром Дударова в разные годы организовывала музыкальные фестивали, концерты и конкурсы.

nanoderm_003.gif

4. Симона Янг

янг дирижер.jpg
Первая женщина — главный дирижер Венской оперы, Симона Янг родилась в Сиднее в семье выходцев из Ирландии и Хорватии. Окончив Сиднейскую консерваторию, Янг начала работать репетитором в Австралийской опере, а в 1985 году в Сиднейском оперном театре состоялся ее дирижерский дебют.

Какая известная песня вам идеально подходит? - пройдите тест и узнайте>>

Вслед за оркестром в родной Австралии Янг покорились Баварская государственная опера, лондонский Ковент-Гардене, Опера Бастилия в Париже, Метрополитен-опера в Нью-Йорке. С 2003 года Симона — главный дирижер Гамбургской государственной оперы и Гамбургского филармонического оркестра, а также — первая женщина на этом посту.

симона янг с палочкой.jpg
В репертуаре Янг — оперы Пуччини, Верди, Штрауса, Бриттена, Доницетти, а также сочинения Моцарта, Малера, Копленда. Помимо работы в опере и филармоническом оркестре Симона Янг занимается преподаванием — в 2006 году она стала профессором музыки и театра в Гамбургском университете.

5. Глория Исабель Рамос

Gloria Isabel Ramos Triano.jpg
Глория Исабель Рамос родилась на Канарских островах, музыке училась сначала Санта-Крус-де-Тенерифе, а позже — в Барселоне. Изначально Рамос изучала виолончель и фортепиано, но позже решила сконцентрироваться на дирижировании. В 1991 году девушка получила престижную стипендию и уехала развивать мастерство в Бернской консерватории.

Какая вы женщина в русском роке? - пройдите тест и узнайте>>

Глория завершила учебу в 1995 году и тогда же получила ряд престижных международных музыкальных премий. После Рамос вернулась на Родину, где стала первой в Испании женщиной-дирижером. Ее дебют состоялся в 1996 году с Симфоническим оркестром Тенерифе и Галисийским симфоническим оркестром.

В последующие годы Глории удалось поработать с симфоническим оркестром Люцерна, Цюрихским камерным оркестром, Камерным оркестром Великобритании, Венским камерным оркестром, Симфоническим оркестром Санкт-Петербурга, оркестром Государственного Эрмитажа, Лиссабонским оркестром Гульбенкяна. Помимо гастролей с оркестрами Рамос выступает и в качестве композитора.

6. Мария Эклунд

эклунд.jpg
Россиянка Мария Эклунд музыкальную карьеру начала еще на Родине — в 2001 году она стала аспиранткой Московской консерватории под руководством профессора Геннадия Рождественского. Однако вскоре девушка вышла замуж за гражданина Швеции и переехала с ним в Стокгольм.

На новой Родине Мария стала самой молодой аспиранткой Стокгольмской Королевской академии музыки. Сегодня, вспоминая студенческие годы, Эклунд отмечает, что очень немногим девушкам, окончившим оркестровый факультет, удается работать по специальности.

эклунд дирижер.jpg
Мария — одна из тех, кому удалось не просто войти в профессию, но и стать не менее востребованной, чем коллеги-мужчины: в разное время она руководила спектаклями в Пекинском Оперном театре и в Большом театре России, была дирижером Симфонического оркестра Стокгольма, Берлинской симфониетты, симфонического оркестра Московской филармонии, Российского национального оркестра, Государственной академической симфонической капеллой России.

Какая известная песня вам идеально подходит? - пройти тест>>

Вместе с коллегами Мария создала общественную организацию женщин-дирижеров Швеции, цель которой — увеличить количество женщин за дирижерским пультом. «Уже есть первые результаты. Директор одного из оркестров после встречи с нами решил ввести квоту 15% на женщин-дирижеров на ближайшие три года. Это в 5 раз больше, чем было раньше,» - рассказывает Эклунд.

Подготовила Белла Адцеева

Читайте также: