В тридевятом царстве: femme fatale русских сказок

В тридевятом царстве: femme fatale русских сказок

Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит... Про лешего мы не будем, а вот про волшебных барышень из русских народных преданий почему бы не вспомнить. Тем более, что они гораздо интереснее беспомощных европейских принцесс.

1. Баба-яга

Сказки: «Баба-Яга», «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Иван-царевич и серый волк».

Баба Яга.jpg
Уродливая старуха, которая то и дело норовит полакомиться человечинкой, определенно, пришла в наш мир с «иной» стороны. Уже имя персонажа указывает на её хтоническое происхождение: праславянский корень «яг» использовался для обозначения змей и других гадов, населяющих подземный мир.

Баба-яга, как известно, обитает в Тридесятом царстве за огненной рекой Смородиной (аналог греческого Стикса – граница между мирами). Её жилище, избушка на курьих ножках, представляет собой не что иное, как «избу смерти» – погребальное сооружение древних славян – деревянный сруб, который стоит на очень высоких «курных» (окуренных дымом) пнях.

Баба Яга 1.jpg
В своей избе старуха лежит неподвижно – «нос в потолок врос». О присутствии в доме посторонних узнает по запаху – «фу-фу, русским духом пахнет». В славянской мифологии мертвые не видят живых, а живые – мертвых.

Кто вы из героинь русских сказок? – пройти тест >> 

В разных историях Ягинична предстает то героем-вредителем, то помощником. Одно неизменно: чтобы попасть в иной мир, Ивану необходимо пройти через её избушку. Внутри этого своеобразного «портала» герой получает знания и навыки, которые помогают ему вернуться из странствия целым и невредимым.

2. Снегурочка

Сказки: «Снегурочка», «Снегурушка и Лиса»

Снегурочка.jpg
Героями русских народных сказок редко становились дети. Особенно девочки. Как правило, те из них, что начинали совсем крохами, по ходу сюжета стремительно взрослели и в финале удачно выходили замуж.

Одним из немногих фольклорных образов, «законсервированных» в своем нежном возрасте, стала Снегурочка.

Имя этого персонажа напрямую связано с его происхождением. Однажды бездетная пара вылепила из снега маленькую девочку, которая, к радости родителей, превратилась в настоящего ребенка.

Но врожденный дефект не позволил Снегурочке прожить долгую и счастливую жизнь. Играя в лесу с подружками, она прыгнула через костер и тут же растаяла, обратившись в облачко. Эта история представляет собой обработанный вариант «метеорологического мифа», в котором природный (зимний) дух умирает при смене сезона.

Снегурочка 1.jpg
Трагический образ ледяной девочки развил А.Н. Островский в одноименной пьесе 1873 года. У Островского Снегурочка, дочь Мороза и Весны, погибает во время ритуала почитания Ярилы – бога солнца.

Недетские сказки – книжки, которые полезно перечитать взрослым>> 

К началу XX века Снегурочка наконец избавилась от привычки таять при любом удобном случае. С 1930-х гг она стала постоянной спутницей Деда Мороза – приводит на праздник лесных зверей, развлекает детей, дарит подарки. Теперь срок её жизни ограничен новогодними праздниками.

3. Хозяйка медной горы

Сказки: сборник «Малахитовая шкатулка» П. П. Бажова

Хозяйка медной горы.jpg
Этот фольклорный образ, фигурирующий в преданиях уральских горняков, знаком современному читателю благодаря литературной обработке П. П. Бажова.

Он описывает Малахитницу как девицу невероятной красоты в роскошном, под стать богатствам уральских недр, наряде: на ней платье из шелкового малахита, в иссиня черную косу вплетены ленты из листовой меди.

Слуги Хозяйки – крошечные обитатели скалистых ущелий – ящерки. Сама Каменная дева тоже может обращаться в ящерицу – с человеческой головой и в короне. В своих гостях-рабочих она превыше всего ценит честность, трудолюбие и преданность делу.

Хозяйка Медной горы.jpg
Хозяйка хоть и «любит над человеком мудровать», но никогда не вредительствует просто так: она либо испытывает, либо, если попался жадный, ленивый или лживый, наказывает.

Читайте также: Femme fatale – роковая женщина от Лилит до Лолиты >> 

Несмотря на недюжинную волшебную силу, Малахитнице ничто человеческое не чуждо. В сказе «Медной горы Хозяйка» она влюбляется в рабочего Степана, чем обрекает и себя, и его на страдания. Даром, что роковая.

Разумеется, в горно-рабочем фольклоре образ Малахитницы менее конкретен. Персонифицированная природная стихия, горный дух имеет много имен – Азовка-девка, Горная матка, Каменная девка, Золотая баба – и отсылает, по-видимому, к языческому культу Богини-матери.

4. Русалка

Сказки: сборник «Русалочьи сказки» А. Н. Толстого

Русалка 1.jpg
Прижившийся в современной массовой культуре образ русалки – девушки с рыбьим хвостом вместо ног – имеет мало общего с древнеславянским представлением об этих существах.

В славянской мифологии русалки – души «заложенных покойников», девочек или женщин, погибших неестественной смертью, часто - утонувших или утопившихся. Выглядят они ровно так же, как и обычные женщины.

Читайте также: Берегитесь женщин – самые опасные барышни в истории >> 

Нагие и простоволосые русалки по ночам выбираются из водоемов на сушу, где расчесывают гребнем свои длинные волосы. Заблудившегося путника русалка может защекотать до смерти или утащить к себе в подводное царство.

Русалка.jpg
Предшествующую Троице неделю традиционно называют Русальной. Считается, что в это время русалки ежедневно резвятся в лесах и полях, а на седьмой день возвращаются в воду.

Надо сказать, что русалки в русских народных сказках не появляются. Их среда обитания былички – еще один распространенный жанр народного фольклора – рассказ о встрече с нечистой силой. Одну из таких историй включил в свой сборник авторских сказок А. Н. Толстой.

5. Кикимора

Сказки: сборник «Русалочьи сказки» А. Н. Толстого

Кикимора 1.jpg
Еще один персонаж быличек – обитающий в чуланах и на чердаках зловредный дух по имени Кикимора.

Кикимора похожа на маленькую уродливую старушонку в лохмотьях и с палкой вместо посоха. Больше всего на свете Кикимора любит две вещи: прясть и пакостить. И при любом удобном случае совмещает эти занятия – треплет, рвет или крадет кудель, оставленную пряхами без присмотра.

Серьезного вреда человеку Кикимора причинить не может – только нервы попортит. Она бьет посуду, разбрасывает одежду, стрижет шерсть с овец и выщипывает перья у кур, шумит, гремит, мешает спать.

Кикимора.jpg
Откуда берутся в домах Кикиморы – неизвестно. Не то еще один беспокойный дух – «неправильный» покойник, не то воплощенное проклятие, порча, которую навели, скажем, строители дома в отместку за плохое обращение подрядчика.

Самым опасным видом кикимор считается Кикимора болотная или лесная – она имеет обыкновение воровать маленьких детей из люлек и утаскивать их в лесную чащу.

6. Царь-девица

Сказки: «Марья Моревна», «Сказка о трех царствах», «Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде».

Марья Моревна 2.jpg
Царь-девица – это не столько персонаж, сколько тип персонажа. Марья Моревна, Усоньша-богатырша, Белая лебедь Захарьевна, Девица-синеглазка – каких только имен нет у первой русской амазонки.

В большинстве текстов Царь-девица предстает как самостоятельная, умная женщина. Без посторонней помощи она заправляет делами в своем девичьем царстве-государстве, где есть много такого, что простому смертному и не снилось: молодильные яблоки, живая и мертвая вода.

Читайте также: Самые яркие книжные героини >>

Царь-девица часто выступает в роли воительницы – она руководит девичьим войском и на равных сражается не только с заезжими Иванами, но даже с самим Кощеем. Правда, вместо силушки богатырской она зачастую использует колдовство. Царевичам приходится изрядно попотеть, чтобы взять её себе в жены.

Марья Моревна 3.jpg
Исследователи считают, что в образе могущественной женщины-правительницы отразились матриархальные установки наших далеких предков.

7. Василиса Премудрая

Сказки: «Морской царь и Василиса Премудрая», «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная».

Василиса.jpg
Ближайший «родственник» Царь-Девицы – Василиса Премудрая, она же – Прекрасная. Её образ возникает в контексте взаимоотношений с мужскими персонажами. Тем не менее, она хоть и царская дочь, но не бессловесная царевна, которой без Ивана никуда. Василиса сама не промах – она лихо справляется с кознями злой мачехи, свекра и других несимпатичных родственников. И заодно помогает Ивану не упасть в грязь лицом.

Магия окружает Василису всюду – ей подчиняются растения и животные, она руководит целым отрядом волшебных помощников.

Василиса 1.jpg
Как и в случае с Царь-девицей, отношения смертного Ивана со сверхъестественным существом преображают последнего. По ходу сюжета «чудесная невеста» из обычного парня (пусть даже королевской крови) делает красавца-удальца, которого и подругам-волшебницам показать не стыдно.

Разбиралась Валентина Гольцберг

Читайте также: