Прошлый век: лучшие фильмы 60-х

Прошлый век: лучшие фильмы 60-х

Одна из самых прекрасных эпох в истории кино – время авторского кино, «новой волны» во Франции, великих итальянских режиссеров, «спагетти-вестернов» и «Космической одиссеи». Главные фильмы 60-х – в нашей подборке.

1. «На последнем дыхании»

Год: 1960
Режиссер: Жан-Люк Годар
В ролях: Жан-Поль Бельмондо, Джин Сиберг, Даниэль Буланже, Анри-Жак Юэ, Роже Анен

На последнем дыхании.jpg
26-летний Бельмондо в роли беспечного автомобильного вора Мишеля, однажды случайно (как и все в его жизни) застрелившего полицейского. Скрываться герой будет в квартире своей знакомой, американки Патриции. Вместе они, как новые Бонни и Клайд, совершают преступления, мечтая о побеге в Италию. Пока еще одна случайная пуля не кладет конец всему.

Лучшие фильмы 70-х, 80-х и 90-х – в наших подборках >>

Программный фильм французской «новой волны», в создании которого принимали участие чуть ли не все ее главные действующие лица (от Трюффо в качестве сценариста до Клода Шаброля как художественного руководителя). Многочисленными кинематографическими и культурными цитатами, переосмыслением эстетики жанра нуар и главным героем, так отчаянно желающим быть похожим на персонажей Хамфри Богарта, он как бы подвел итоги прошедших десятилетий.

Одновременно лента стала квинтэссенцией новых культурных тенденций и определила, каким будет авторское кино будущего. В нем, к слову, «На последнем дыхании» будут цитировать не раз – от придуманного Годаром «рваного монтажа» (еще одной почти случайности, ставшей результатом необходимости быстро сократить фильм) до хрестоматийной финальной сцены с умирающим Бельмондо.

2. «В прошлом году в Мариенбаде»

Год: 1961
Режиссер: Ален Рене
В ролях: Дельфина Сейриг, Джорджио Альбертацци, Саша Питоефф, Франсуа Бертен

Прошлым летом в Мариенбаде.jpg
Второй (после «Хиросима, любовь моя») полнометражный фильм режиссера, сценарий к которому писал один из основоположников литературного течения «новый роман» Ален Роб-Грийе. Отсюда – сложная, даже запутанная структура фильма, которую можно назвать визуальным воплощением стиля французского писателя.

Действие фильма разворачивается в шикарном загородном отеле, где встречаются мужчина и женщина. Он утверждает, что они познакомились в прошлом году, более того – между ними даже завязался роман. Она же поначалу словно ничего не помнит об этой встрече, хотя постепенно память будто бы возвращается – то ли флешбэками, то ли сновидениями, то ли путешествиями во времени.

Какая фраза из фильма вам подходит? – пройти тест >>

До конца понять, когда происходит действие, невозможно. Кадры, диалоги, закадровый текст все время повторяются, память в этом фильме хоть и играет первостепенную роль, работает по принципу дежа вю. Кажется, что все происходящее уже однажды случилось, но вдруг это только кажется?

3. «Жюль и Джим»

Год: 1962
Режиссер: Франсуа Трюффо
В ролях: Жанна Моро, Оскар Вернер, Анри Серр, Ванна Урбино

Жюль и Джим.jpg
Пожалуй, самый известный фильм Франсуа Трюффо и, по всеобщему признанию, главный фильм «новой волны». В Париже начала XX века живут друзья Жюль и Джим. Первый, вечный неудачник в любовных делах, рассказывает приятелю, что ему нравится девушка Катрин.

Читайте также: Кларк Гейбл и Кэрол Ломбард – последняя история настоящей любви >> 

Она, в свою очередь, играет чувствами обоих, так и не делая выбор – они проводят время втроем, гуляя, обсуждая книги и искусство. Первая мировая разлучает друзей. Уже повзрослевшими герои встречаются после окончания войны – и требуют от Катрин принять решение. Которого, о чем свидетельствует трагический финал, не было с самого начала.

4. «Лоуренс Аравийский»

Год: 1962
Режиссер: Дэвид Лин
В ролях: Питер О’Тул, Алек Гиннесс, Энтони Куинн, Джек Хоукинс, Омар Шариф

Лоуренс Аравийский.jpg
Эпическая, как по форме (хронометраж – 3,5 часа), так и по содержанию лента, основанная на автобиографической книге главного героя – Т.Э. Лоуренса – и на многочисленных исследованиях, посвященных его жизни. Весьма выдающейся: офицер британской разведки, в годы Первой мировой работавший в Сирии (за что и был прозван «Аравийским») и по сути возглавивший восстание кочевых арабских племен против Османской империи.

Фильм завоевал семь статуэток «Оскар», среди которых, впрочем не было приза за лучшую мужскую роль, хотя ее исполнителя Питера О’Тула номинировали в соответствующей категории. Вместо этого актер удостоился всего лишь мировой славы.

Читайте также: Голливуд – борьба за равноправие >>

А вот женских номинаций не могло быть по определению – в фильме, если не считать девушки в чадре, мелькающей на заднем плане, нет ни одной героини.

5. «8 с половиной»

Год: 1963
Режиссер: Федерико Феллини
В ролях: Марчелло Мастроянни, Клаудия Кардинале, Анук Эме, Сандра Мило

8 с половиной.jpg
Название фильма, как известно, обозначает порядковый номер картины в фильмографии Феллини: до этого он снял 6 полнометражных картин, 2 короткометражки (идут за один полноценный фильм) и «наполовину», совместно с Альберто Латтуадой, поработал над лентой «Огни варьете».

Фильм-размышление режиссера над его профессией и попытка визуализировать творческие искания в целом – на примере главного героя, успешного кинорежиссера Гвидо, который готовится снимать свою новую картину.

Читайте также: На своем месте – главные женщины-режиссеры >> 

Декорации построены, актеры отобраны, но история никак не складывается в голове создателя. В поисках вдохновения он обращается и к детским воспоминаниям, и к реальности, и к фантазиям, которые переплетаются одна с другой.

6. «Хороший, плохой, злой»

Год: 1966
Режиссер: Серджио Леоне
В ролях: Клинт Иствуд, Ли Ван Клиф, Илай Уоллак, Альдо Джуффре, Луиджи Пистилли

Хороший плохой злой.jpg
Чуть ли не главный вестерн в истории кино снят вовсе не на на американском Диком Западе, а в выстроенных в Италии и Испании декорациях – как и большинство «спагетти-вестернов». Сам жанр был создан автором картины, итальянским режиссером Серджио Леоне.

«Хороший, плохой, злой» – одна их частей так называемой «долларовой трилогии» Леоне – рассказывает историю трех преступников-одиночек, которые объединяют свои усилия в поисках золота конфедератов.

Из-за предвзятого (в то время) отношения к жанру критики оценили картину весьма негативно. В итоге путь к сердцам зрителей «Хороший, плохой, злой» нашел только спустя два десятилетия. Зато теперь фильм – признанная классика, такая же, как музыка Морриконе и фирменный прищур Клинта Иствуда из финальной сцены.

7. «Ребенок Розмари»

Год: 1968
Режиссер: Роман Полански
В ролях: Миа Фэрроу, Джон Кассаветис, Рут Гордон, Сидни Блэкмер, Морис Эванс

Ребенок Розмари.jpg
Со зловещей лентой про дитя сатаны Роман Полански попал в Голливуд – для своей первой американской ленты, которая до сих пор уверенно держится в списках лучших фильмов всех времен и народов, режиссер выбрал роман Айры Левина.

По сюжету, молодая бездетная пара, Розмари и Гай, переезжает в новую квартиру и знакомится с соседями – пожилыми супругами и их приемной дочерью. Она вскоре выбрасывается из окна – ничего подозрительного. Как и разговоры о том, какой плохой папа римский, и странное на вкус угощение.

Читайте также: Просто ужас – лучшие фильмы, нагоняющие страх >> 

Отведав этот соседский шоколадный мусс, Розмари чувствует себя нехорошо, впадает в лихорадчный сон, где видит демона, а, проснувшись, узнает, что беременна. В последующие месяцы она будет терять вес, пить странные отвары по советам не менее странного доктора и есть сырое мясо, а пресловутые соседи – как выясняется, участники сатанинского культа – ждать появления своего нового повелителя.

8. «2001 год: Космическая одиссея»

Год: 1968
Режиссер: Стэнли Кубрик
В ролях: Кейр Дуллеа, Гари Локвуд, Уильям Сильвестр: Дэниэл Риктер

2001 Космическая одиссея.jpg
Философско-фантастическая притча Кубрика, снятая по рассказу ученого и писателя Артура Кларка «Часовой», опередила свое время – как в научном, так и в кинематографическом плане. Таких спецэффектов, также как и смелого взгляда на космос в кино еще не было.

Сам Артур Кларк был уверен, что «Космическая одиссея» изменит все, а Ридли Скотт, к примеру, уверял, что после этой картины научная фантастика умерла, картина Кубрика – лучшее, что случилась с жанром, и что каждый подобный фильм с тех пор или подражает, или ссылается на «Одиссею».

Какого романа вы героиня? – пройти тест >>

В этом определенно есть доля правды: несмотря на то, как далеко шагнули кинотехнологии за последовавшие полвека, просмотр ленты до сих пор вызывает ощущения, сравнимые с реальным полетом в космос. В том числе потому, что вопросов к фильму и его содержанию до сих пор больше, чем ответов. Но, как говорил сам Кубрик, «нужно просто поверить своим глазам».

9. «Гибель богов»

Год: 1969
Режиссер: Лукино Висконти
В ролях: Дирк Богард, Ингрид Тулин, Хельмут Грим, Хельмут Бергер

Гибель богов.jpg
Одна из поздних картин итальянского режиссера, к тому моменту уже автора «Рокко и его братьев», «Белых ночей», «Леопарда», «Постороннего». В центре этой исторической драмы, которая разворачивается в Германии в начале 30-х годов – семья главы металлургического концерна, барона фон Эссенбека.

История клана «сталелитейных королей» показана на фоне становления нацизма – так одним из важных эпизодов становится «ночь длинных кинжалов».

То ли шекспировская, то ли древнегреческая трагедия семьи, «пожирающей» себя изнутри, как метафора падения старой Европы – Висконти удалось снять социальную, в чем-то камерную историю одновременно и очень детально, и предельно масштабно, с массой шокирующих подробностей и поистине эпическим размахом.

10. «Беспечный ездок»

Год: 1969
Режиссер: Деннис Хоппер
В ролях: Питер Фонда, Деннис Хоппер, Джек Николсон, Антонио Мендоза, Фил Спектор

Беспечный ездок.jpg
Как и первый фильм списка, «Беспечный ездок» – в чем-то программная лента 60-х, уступающая остальным шедеврам эпохи в художественном смысле, но точно не в значимости. Лента о последних бунтарях, колесящих на мотоциклах по просторам Америки в тщетных поисках американской мечты.

Все самые интересные киноподборки – в нашей рубрике «Фильм! Фильм! Фильм!» >>

О музыке, о хиппи, о предрассудках, царящих в глубинке, о дорожной романтике, о свободе тела и духа – и, конечно, о свободе авторского кино, именно в 60-х заявившего о себе в полную силу.

Главная по кино Наталия Григорьева

Читайте также: