Прошлый век: лучшие фильмы 50-х

Прошлый век: лучшие фильмы 50-х

Эти фильмы стали культовыми, когда это слово еще не было мейнстримом. Эпоха голливудской классики с Брандо, Монро и Джеймсом Дином – и классиков мирового кино, таких как Бергман и Куросава. Важнейшие фильмы середины прошлого столетия – в нашей подборке.

1. «Бульвар Сансет»

Год: 1950
Режиссер: Билли Уайлдер
В ролях: Уильям Холден, Глория Суонсон, Эрих фон Штрогейм, Нэнси Олсон, Фред Кларк

Бульвар Сансет.jpg
Молодой голливудский сценарист, которого преследуют неудачи и отказы, бесцельно мчится на своей машине по шоссе. Проколотая шина заставляет его затормозить у особняка на бульваре Сансет и познакомиться с его обитателями – стареющей и обезумевшей кинозвездой и ее дворецким (а на деле – мужем, бывшим кинорежиссером), который подыгрывает хозяйке.

Она уверена, что все еще является востребованной актрисой, пишет для себя сценарий и готовится к роли Саломеи, он носит ей выдуманные письма от поклонников. Ничуть не смутившись, герой остается жить в особняке на содержании сумасшедшей женщины, даже помогает ей в написании сценария – пока не влюбляется в молодую девушку. Однако желание сбежать с любимой из особняка не заканчивается для мужчины ничем хорошим – это, к слову, понятно еще из первой сцены фильма, в которой его бездыханное тело плавает в бассейне.

Лучшие фильмы 60-х70-х80-х и 90-х – в наших подборках >> 

Жутковатая драма, все еще несущая в себе дух прошлого десятилетия и нуарных фильмов – один из самых ярких примеров размышлений на тему неприятной изнанки гламурной голливудской жизни. Более того, в эпизодических ролях здесь можно увидеть тех, с кого начиналась история «фабрики грез» - от Эриха фон Штрогейма и Сесила Б. Де Милла до Бастера Киттона и светской журналистки Хедды Хоппер.

2. «Поющие под дождем»

Год: 1952
Режиссер: Стенли Донен, Джин Келли
В ролях: Джин Келли, Дональд О’Коннор, Дебби Рейнольдс, Джин Хэйген

Поющие под дождем.jpg
Звезду немого кинематографа Дона Локвуда и его экранную партнершу Лину Ламонт приглашают на съемки нового фильма, где им приходится говорить – и это оказывается сложнее, чем они могли представить. Жесты, так необходимые раньше, теперь выглядят комично, а голоса звучат противно – особенно голос Лины, над которым зрители откровенно потешаются.

На помощь приходит молодая актриса Кэти, которая должна озвучить звезду за кадром и остаться в тени. Но все тайное становится явным.

Читайте также: Вместо тысячи слов – главные красотки немого кино >>

Интересное рассуждение на тему одного из важнейших этапов в истории кинематографа и одновременно классическое голливудское кино с шутками, гэгами, танцами и песнями - герои этого фильма-мюзикла всю дорогу напевают старые бродвейские композиции.

3. «Дикарь»

Год: 1953
Режиссер: Ласло Бенедек
В ролях: Марлон Брандо, Мэри Мерфи, Роберт Кит, Ли Марвин

Дикарь.jpg
Фильм-предтеча более позднего «Бунтовщика без причины», во многом схожий с ним и не менее значимый как для поколения, так и для истории кино в целом. Марлон Брандо во всей красе, на мотоцикле, во главе банды байкеров под названием Black Rebels Motorcycle Club, ворвавшейся в мирный городишко – чтобы там столкнуться с враждующей бандой.

Не обходится и без любовной линии, по своему трагической – герой Брандо влюбляется в дочку шерифа – и нелепой смерти мирного жителя. Дикие нравы, ревущие байки, кожаные куртки и неотразимый Брандо – романтика, да и только!

4. «Семь самураев»

Год: 1954
Режиссер: Акира Куросава
В ролях: Тосиро Мифунэ, Такаси Симура, Кэйко Цусима, Юкико Симадзаки

Семь самураев.jpg
Действие исторической драмы разворачивается в Японии XVI века. Крестьяне, узнав о готовящемся нападении разбойников на деревню, нанимают для охраны самураев. Семерым защитникам придется вступить в неравный и кровопролитный бой, а отчаявшимся местным жителям – научиться защищать себя и своих близких.

Выходу фильма предшествовала кропотливая подготовительная работа: добиваясь правдоподобия, Куросава прописывал характер каждого из основных героев. Он же придумал снарядить бандитов огнестрельным оружием, еще больше противопоставляя их благородным самураям с их мечами (хотя и те, и другие, по сути, являлись ронинами – самураями, лишившимися своих феодалов).

Завязка и конфликт, придуманные Куросавой (и частично основанные на реальных событиях), впоследствии использовались во многих фильмах, а американский вестерн «Великолепная семерка» и вовсе является ремейком картины.

5. «Окно во двор»

Год: 1954
Режиссер: Альфред Хичкок
В ролях: Джеймс Стюарт, Грейс Келли, Уенделл Кори, Тельма Риттер

Окно во двор.jpg
Эталон детективного триллера: прикованный из-за перелома ноги к инвалидному креслу фотограф от нечего делать наблюдает через объектив за окнами соседнего дома. Увиденное в одной из квартир наталкивает его на подозрение, что один из жильцов убил свою жену.

Главные актрисы Золотого века Голливуда – в нашей специальной рубрике >>  

Нет ни доказательств, ни физической возможности проверить это, отчего ситуация с каждой минутой становится все более напряженной – герою никто не верит, а вот подозреваемый, напротив, замечает слежку.

Мастер саспенса Хичкок здесь, кажется, превзошел сам себя. Заточив героев в замкнутые пространства, он закручивает такую детективную интригу, что оторваться невозможно. Определенную роль играет и возникающий эффект присутствия и соучастия зрителей, которые, подобно герою, подглядывают за происходящим.

6. «Бунтовщик без причины»

Год: 1955
Режиссер: Николас Рэй
В ролях: Джеймс Дин, Натали Вуд, Сэл Минео, Джим Бакус, Энн Доран

Бунтарь без причины.jpg
Семнадцатилетний Джим Старк (Дин) не ладит с родителями, не может ни удержаться надолго в одной школе, ни найти друзей. Действие фильма умещается в один день из жизни героя: полицейский участок, девушка, приятель-родственная душа, заклятый враг, гонка и смерть.

Не самый замысловатый сюжет, который выглядит подростковой драмой для подростковой же аудитории (что тоже было своего рода новым словом), но в тоже время является целой историей о неприкаянных страдальцах и бунтарях – да, безо всякой причины.

Эта картина – одна из немногих, поистине заслуживающих эпитета «культовая». Стильная - красный бомбер Дина поверх белой майки, впервые представшей как самостоятельная часть гардероба, а не нижнее белье, красные губы Натали Вуд, замысловатый угол съемки, снизу вверх.

Читайте также: Молодежные движения 20-го века и их влияние на моду – в подборке Десять Великих Модных революций >>

И пронизанная трагическим экзистенциальным девизом «живи быстро, умри молодым». Которому все трое исполнителей главных ролей последовали в реальной жизни: в 70-х от ножевого ранения умер Сэл Минео, спустя несколько лет загадочно утонула Натали Вуд. Что до Джеймса Дина, то 24-летний актер разбился на машине спустя несколько месяцев после премьеры «Бунтовщика», второго из трех фильмов, в которых он успел сняться.

7. «Седьмая печать»

Год: 1957
Режиссер: Ингмар Бергман
В ролях: Гуннар Бьернстранд, Бенгт Экерот, Нильс Поппе, Макс фон Сюдов

Седьмая печать.jpg
Особый приз жюри Каннского кинофестиваля за эту картину принес шведскому, уже не начинающему, но на тот момент мало известному за пределами родной страны режиссеру мировую славу. «Седьмая печать» стала и осталось ключевой и, если можно сказать, программной работой в фильмографии Бергмана.

Черно-белая философская притча о крестоносце-страннике, поставившем свою жизнь на кон в шахматной партии со Смертью – одновременно религиозная и богоборческая, экзистенциальная и очень земная, понятная история.

Формальный проигрыш героя в финале оборачивается победой: по ходу фильма он путешествует по выжженной чумой стране, невольно спасая от гибели нескольких человек. И, всю дорогу мучаясь вопросами бытия, находит в этих простых актах проявления человеческого добра ответы – и спасение.

8. «12 разгневанных мужчин»

Год: 1957
Режиссер: Сидни Люмет
В ролях: Генри Фонда, Мартин Болсам, Джек Уорден, Джозеф Суини, Эд Бегли

12 разгневанных мужчин.jpg
Пуэрториканского подростка судят за убийство отца. На основании улик свой вердикт должны вынести присяжные – похоже, все они сойдутся на обвинительном приговоре, потому что доказательства кажутся неопровержимыми.

На улице жара, у каждого – куча дел и совершенно нет времени сидеть в душном помещении. Но закон требует единогласного решения, а потому, когда один из присяжных заявляет о своих сомнениях, остальным не остается ничего другого, как сесть за стол переговоров.

Одна из самых известных и напряженных юридических драм в истории кино. Замкнутое пространство, ограниченное число персонажей, почти полное отсутствие динамики – и при этом невероятное напряжение, нарастающее с каждой репликой.

Все самые интересные киноподборки – в нашей рубрике «Фильм! Фильм! Фильм!» >>

В 2007 году ремейк фильма снял Никита Михалков – его фильм «12», впрочем, не идет ни в какое сравнение с оригиналом, в том числе и потому, что сама практика судов присяжных в России, в отличие от США, не слишком популярна. В Америке же в последние несколько лет жанр процессуальной драмы, во многом зародившийся с фильмом Люмета, переживает настоящий Ренессанс, причем как в художественном, так и в документальном кино.

9. «Ночи Кабирии»

Год: 1957
Режиссер: Федерико Феллини
В ролях: Джульетта Мазина, Франсуа Перье, Франка Марци, Дориан Грей, Альдо Сильвана

Ночи Кабирии.jpg
Два приза Каннского кинофестиваля и «Оскар» за лучший иностранный фильм – лишь часть наград, которые получил итальянский режиссер за одну из лучших своих работ. Муза и спутница Феллини, Джульетта Мазина, в роли неунывающей жрицы любви Кабирии, которая мечтает о большой и светлой любви.

А находит обманщика Оскара, посулившего ей безбедное будущее, но на деле задумавшего жестоко расправиться с наивной девушкой. Даже такое предательство не лишает Кабирию жизнелюбия и веры в хорошее.

Фильм-путешествие и наблюдение, даже любование восхитительной героиней, сыгранной Мазиной – ее взлетами и, все больше, падениями. Простая, наивная, сентиментальная, местами комическая и сатирическая история в финале достигает самых высот – драматических и кинематографических.

В одной лишь сцене с потерявшей все, бредущей по дороге в слезах и под смешки прохожих героиней Мазины, чье лицо вдруг – совершенно неожиданно – озаряется детской, чистой и абсолютно счастливой улыбкой.

10. «В джазе только девушки»

Год: 1959
Режиссер: Билли Уайлдер
В ролях: Мэрилин Монро, Тони Кертис, Джек Леммон, Джордж Рафт

В джазе только девушки.jpg
Какие 50-е без главной голливудской блондинки Мэрилин Монро и ее самого знаменитого фильма «В джазе только девушки» («Некоторые любят погорячее»)?

Кто вы из великих голливудских актрис прошлого? – пройти тест >>

Музыканты Джо и Джерри, став невольными свидетелями мафиозной разборки, убегают из Чикаго во Флориду в женских костюмах. Назвавшись Джозефиной и Дафной, они успешно вливаются в состав женского джаз-бэнда.  

Но мужская природа берет свое, и Джо приударяет за солисткой по прозвищу Душечка (Монро) – в очередной раз переодевшись, теперь в миллионера. Джерри в образе Дафны тем временем становится объектом вожделения настоящего богача, старого и странного. Мало того, в том же месте на «сходку» собирается пресловутая мафия, что вынуждает героев вновь пуститься в бега.

«Апрель» выбирает стиль, проверенный временем: лучшие платья в стиле ретро в интернет-магазине Busva.ru>>

Смешная, нелепая, эпатажная комедия стала новым словом в кинематографе, поправ многие устои пуританского Голливуда – переодевания и явный сексуальный подтекст всего действия были очень смелым кинематографическим заявлением.

Несмотря на недовольство цензоров, фильм все-таки вышел в прокат и более того – неплохо окупился. Плюс заработал премию «Оскар» и три «Золотых глобуса». Что уж говорить про популярность песни Монро про «пу-пу-пи-ду» и многочисленные ушедшие в народ цитаты.

MM-some-like-it-hot-33260880-500-268.gif
Главная по кино Наталия Григорьева

Читайте также: