Прошлый век: лучшие фильмы 40-х

Прошлый век: лучшие фильмы 40-х

Эпоха раннего послевоенного кино, время нуара, исторических эпосов и новой правдивости, Хамфри Богарта и Орсона Уэллса, «Великого диктатора» и «Ивана Грозного» - фильмов трудной судьбы и грандиозной художественной ценности, отголоски которой видны в кинематографе и по сей день. Главные фильмы 40-х годов – в нашей подборке.

1. «Великий диктатор»

Год: 1940
Режиссер: Чарли Чаплин
В ролях: Чарли Чаплин, Джек Оуки, Реджинальд Гардинер, Генри Дэниелл, Билли Гилберт

Великий диктатор.jpg
Еврей-цирюльник, сражающийся во время Первой мировой в рядах армии вымышленного государства Томании, спасает летчика Шульца – и сам попадает в больницу с потерей памяти. Когда спустя много лет он выходит из клиники, страной уже правит диктатор Аденоид Хинкель, похожий на цирюльника как две капли воды.

Съемки первого полностью звукового фильма Чаплина начались почти одновременно со Второй мировой войной, а к написанию сценария автора в том числе подтолкнуло сходство персонажа его фильмов – Бродяги – с Гитлером. В картине много и других вполне очевидных пародий, будь то министры Гарбич и Херринг (Геббельс и Геринг, превращенные благодаря игре слов в «мусор» и «селедку»), или же правитель еще одной вымышленной страны Бактерии по имени Бензино Напалони (намек на Италию и Муссолини).

Релиз фильма – такой дерзкой политической сатиры – в 1940-м году был смелым шагом, с учетом того, что США на тот момент еще не вступили в войну с Германией. Само собой, фильм не вышел на экраны во многих странах вплоть до окончания войны (а то и позже).

Смотрите также: Лучшие фильмы 50-х – в нашей подборке >> 

Не только и не столько из-за множества комических сцен с участием узнаваемых героев, но из-за общей идеи, высказанной в большей степени в финале, где попавший на предназначенную для диктатора трибуну его двойник-цирюльник произносит серьезную и пламенную речь. Самый абсурдный в мире вымышленный персонаж вдруг обличает абсурд реальный, происходящий здесь и сейчас – чудовищный и разрушительный.

2. «Гражданин Кейн»

Год: 1941
Режиссер: Орсон Уэллс
В ролях: Орсон Уэллс, Джозеф Коттен, Дороти Коминьоре, Агнес Мурхед

Гражданин Кейн.jpg
Газетный магнат Чарльз Фостер Кейн умирает в одиночестве в своем поместье-замке, на последнем вздохе произнося лишь загадочное словосочетание «розовый бутон». После того как газеты публикуют некрологи с описанием бурной жизни Кейна, журналист одного из изданий получает задание узнать смысл таинственных последних слов умершего – и встречается с несколькими его знакомыми.

Тайна так и остается тайной для героев фильма, хотя зрителей в финале все же ждет отгадка. Лучший фильм всех времен и народов – дебютная работа 25-летнего Орсона Уэллса с ним же в главной роли из года в год занимает первое место во всевозможных кинематографических списках.

Смотрите также: Вместо тысячи слов – главные красотки немого кино >> 

Выходу фильма в 41-м году пытался всячески помешать прототип главного героя, медиамагнат и создатель «желтой журналистики» Уильям Рэндольф Херст, который, пользуясь огромным состоянием и неограниченными ресурсами, устроил картине мощную антирекламную кампанию.

Впрочем, стилистически сильно опередившая свое время картина, кажется, и так была обречена на непонимание современников. Зато позднее нелинейная композиция, прустовские мотивы, игра света и тени и прочие изыски, родом скорее из литературы, чем из кино, превратились в предмет поклонения. Надо сказать, более чем заслуженно.

3. «Мальтийский сокол»

Год: 1941
Режиссер: Джон Хьюстон
В ролях: Хамфри Богарт, Мэри Астор, Глэдис Джордж, Петер Лорре

Мальтийский сокол.jpg
Частный детектив Сэм Спейд получает задание проследить за неверным мужем. В ходе расследования погибает сперва напарник Спейда, потом и сам муж, а герою поступает таинственное предложение – отыскать дорогую и ценную статуэтку мальтийского сокола.

Детектив не знает всех подробностей дела, но не зря подозревает, что в нем замешаны и убитый неверный супруг, и его жена, и покойный напарник, и еще несколько крайне подозрительных персонажей, которых Спейду еще предстоит встретить.

Снятый по одноименному роману Дэшила Хэммета фильм не только принес славу Хамфри Богарту, но и стал первым классическим кино в жанре нуар. Именно здесь впервые сама детективная интрига, чрезвычайно путаная, отходит на второй план – уже не так важно, зачем персонажи охотятся за статуэткой и какую ценность она представляет.

Более значимым становится сам процесс, а точнее атмосфера – мрачная, гнетущая, под стать героям. Которые вовсе и не герои в классическом понимании: даже Сэм Спейд в исполнении Богарта далек от благородства и действует скорее из корыстных побуждений – что уж говорить об остальных.

4. «Касабланка»

Год: 1942
Режиссер: Майкл Кертиц
В ролях: Хамфри Богарт, Ингрид Бергман, Клод Рейнс, Пол Хенрейд

Касабланка.jpg
По количеству восторженных отзывов «Касабланка» не уступает «Гражданину Кейну» (а по количеству «Оскаров» и вовсе превосходит – 3 к 1). Хотя, казалось бы, ничего общего: инноваторское, даже революционное кино Уэллса и почти классическая мелодрама Кертица.

Главный герой Рик в исполнении Хамфри Богарта – владелец кафе в Касабланке в разгар Второй мировой. Циничный, аполитичный, равнодушный и разочарованный на первый взгляд человек по сюжету оказывается перед моральной дилеммой, когда в город прибывает его бывшая возлюбленная Ильза со своим супругом, борцом сопротивления.

Читайте также: Ингрид Бергман – от святой до шлюхи и обратно >> 

Они надеются получить документы для выезда в США, которые оказываются в руках Рика. Вечный конфликт долга и чувства приводит к одному из самых сильных финалов в истории кино, в котором суровый герой с добрым сердцем спасает любимую ценой собственного счастья, говоря ей на прощание: «У нас всегда будет Париж».

А бывшему врагу (поначалу крайне отрицательному, но такому же благородному в душе персонажу): «Думаю, что это начало прекрасной дружбы». Скажете, клише? А вот и нет – классика.

5. «Короткая встреча»

Год: 1945
Режиссер: Дэвид Лин
В ролях: Селия Джонсон, Тревор Ховард, Стэнли Холлоуэй, Джойс Кэри

Короткая встреча.jpg
Замужняя женщина, мать двоих детей Лора знакомится на вокзале с женатым доктором Алеком Харви – он помогает ей вытащить соринку из глаза. В следующий раз они случайно сталкиваются у больницы, потом в кафе, в кино и, покорившись чувству, продолжают встречаться и дальше. Понимая, что однажды придется сделать выбор – остаться вместе, бросив семьи, или расстаться навсегда.

Вроде бы обычная мелодрама, снятая по пьесе британского драматурга Ноэла Кауарда, тем не менее стала одним из лучших образцов жанра в истории кино. И получила Гран-при Каннского кинофестиваля, а также три номинации на «Оскар».

И по сей день крайне популярный в кинематографе сюжет о невозможной любви здесь вписан в идеальные декорации, ставшие сами по себе метафорой «короткой встречи»: вокзал, мелькающие поезда и всего несколько минут на разговор или взгляд перед отправлением.

6. «Рим, открытый город»

Год: 1945
Режиссер: Роберто Росселлини
В ролях: Альдо Фабрици, Анна Маньяни, Марчелло Пальеро, Вито Анникьярико

Рим, открытый город.jpg
Действие этой картины – одного из первых образцов неореализма в итальянском кино – разворачивается в Риме в 44-м году, в последние месяцы немецкой оккупации. Инженер Джорджио прячется от гестапо в квартире своего приятеля Франческо.

Тот готовится к свадьбе со своей возлюбленной Пиной, однако утром дом оцепляют, Франческо арестовывают, а Пина погибает от пули. Освобожденные участниками Сопротивления Джорджио и Франческо продолжают скрываться, но в итоге попадают в руки фашистов – их ждет ужасный конец.

Росселлини, написавший сценарий фильма совместно с Федерико Феллини, безусловно, произвел революцию в национальном, да и мировом кинематографе.

Читайте также: Ингрид Бергман и Роберто Росселлини – аморальное поведение >> 

«Рим, открытый город» - одновременно предельное честное, почти документальное свидетельство эпохи, и в то же время безупречное художественное кино, эпичное философское полотно. Картина сделала звездой Анну Маньяни и завоевал Гран-при Каннского кинофестиваля.

7. «Иван Грозный»

Год: 1945
Режиссер: Сергей Эйзенштейн
В ролях: Николай Черкасов, Людмила Целиковская, Серафима Бирман, Павел Кадочников, Михаил Жаров

Иван Грозный.jpg
Двухсерийный (а по задумке – трехсерийный) исторический фильм. За первую часть, рассказывающую о восхождении Грозного на трон, о взятии Казани и появлении опричнины, вся съемочная группа была удостоена Сталинской премии.

Вторая же, посвященная жестокому подавлению боярского заговора, оказалась под запретом вплоть до 1958 года – то, какими Эйзенштейн изобразил Грозного и опричников, пришлось не вкусу ЦК.

Ценность фильма, конечно, не только в его исторической значимости (и в очевидных параллелях между прошлым и настоящим), но и в художественных особенностях – в невероятной актерской игре, операторской работе, музыке Сергея Прокофьева, монтаже, ритме и самом режиссерском, поэтическом осмыслении истории и исторической личности.

8. «Почтальон всегда звонит дважды»

Год: 1946
Режиссер: Тэй Гарнетт
В ролях: Лана Тернер, Джон Гарфилд, Сесил Келлауэй, Хьюм Кронин, Леон Эймс

Почтальон всегда звонит дважды.jpg
Герой по имени Фрэнк останавливается в забегаловке у шоссе. Он безработный, ему нечем даже заплатить за обед. Тогда хозяин-грек предлагает мужчине работу, от которой он поначалу отказывается – пока не встречает жену владельца кафе.

Ослепленный желанием, Фрэнк готов на все, чтобы заполучить красотку. Она же, в свою очередь, убеждает его инсценировать смерть мужа в автокатастрофе и убежать вместе. Однако случается вторая авария, в которой погибает женщина. А полиция настигает Фрэнка, которому придется отвечать за оба преступления.

Как я работала кинокритиком на Берлинале – читайте дневник нашего автора >> 

Классический нуар снят по роману Джеймса М. Кейна. Здесь и отчаявшийся, разочарованный герой, потерявший работу во время Великой депрессии, и, конечно, роковая красотка, и почти детективный сюжет с обманчивым хеппи-эндом, который оборачивается катастрофой. В 1981 году вышел ремейк фильма, главные роли в котором сыграли Джек Николсон и Джессика Лэнг.

9. «Гамлет»

Год: 1948
Режиссер: Лоуренс Оливье
В ролях: Лоуренс Оливье, Эйлин Херли, Бейзил Сидни, Джин Симмонс

Гамлет.jpg
Самая прославленная экранизация пьесы Шекспира: два приза Венецианского кинофестиваля, два «Золотых глобуса» и четыре премии «Оскар», в том числе за Лучший фильм и Лучшую мужскую роль.

А также за Лучшую работу художника: эта намеренно снятая в черно-белом цвете картина и правда поражает размахом и художественным богатством кадра. И дело не только в костюмах и декорациях, но и, к примеру, в придуманных Лоуренсом Оливье мизансценах.

Нарочитая театральность, которая видна в актерских работах, сочетается с сугубо кинематографическими приемами. Важна и игра света и тени, и угол, под которым стоит камера.

Читайте также: Вивьен Ли и Лоуренс Оливье – «Я правда люблю и боготворю тебя, моя бусинка» >> 

В итоге по этому «Гамлету» с одинаковым успехом можно изучать как произведение Шекспира, которое Оливье снял в хорошем смысле предельно близко к тексту, так и историю кино.

10. «Похитители велосипедов»

Год: 1948
Режиссер: Витторио де Сика
В ролях: Ламберто Маджорани, Энцо Стайола, Лианелла Карелль, Джино Сальтамеренда

Похитители велосипедов.jpg
Действие картины разворачивается в послевоенном Риме. Ее герои – безработный Антонио и его маленький сын Бруно. После многих месяцев безуспешных поисков заработка герой, наконец, устраивается расклейщиком афиш. Ради этого – а точнее ради покупки необходимого в деле велосипеда – он продает последнее.

Однако транспортное средство неизвестные крадут у Антонио в первый же день. Вместе с Бруно они ищут похитителей по всему городу, наблюдая за жизнью некогда богатого, а нынче разоренного войной Рима. В финале отчаявшийся Антонио и сам идет на преступление.

Все самые интересные киноподборки – в нашей рубрике «Фильм! Фильм! Фильм!» >> 

«Похитители велосипедов» - один из главных фильмов итальянского неореализма, оказавшего огромное влияние на мировой, в том числе и советский кинематограф. Натурные съемки, естественное освещение, герои – «маленькие люди» из низов, жизнь, показанная без прикрас, часто и основанные на реальных событиях истории, оттого почти репортажная эстетика и внимание к самим героям. Все это стало для послевоенное кинематографа – как в Италии, так и во многих других странах – глотком свежего воздуха.

Главная по кино Наталия Григорьева

Читайте также: