Прошлый век: лучшие фильмы 30-х

Прошлый век: лучшие фильмы 30-х

Десятилетие кинематографических открытий: звук, цвет, спецэффекты – все это когда-то случилось впервые. Режиссеры изобретали киноязык, на котором «говорят» до сих пор, и приемы, без которых сейчас невозможно представить кино. В нашей подборке – десять главных картин 30-х годов.

1. «Земля»

Год: 1930
Режиссер: Александр Довженко
В ролях: Степан Шкурат, Семен Свашенко, Юлия Солнцева, Елена Максимова

Земля.jpg
Непревзойденный образец поэтического кино, снятый одним из титанов советского послереволюционного кинематографа. События этого немого, черно-белого фильма, в котором из спецэффектов – только операторская работа и монтаж, разворачиваются в селе накануне всеобщей коллективизации, события, которое, по мнению режиссера, стало переломным в истории страны.

Здесь, однако, нет ни громких лозунгов, ни призывов, никаких привычных символов времени. Острополитические, социальные темы превращаются у режиссёра в вечные — любовь и смерть, эрос и танатос. Тут нет той революционной «красной нити», как в том же «Броненосце «Потёмкине» Эйзенштейна. Долгие планы и неспешная смена кадров, в каждом из которых своя драма — немая, выраженная одними глазами.

Смотрите также: Вместо тысячи слов – главные красотки немого кино >> 

Камера снимает портреты, за которыми не рисованный декоративный задник, а бесконечное пространство. Лица показаны всегда анфас, немного снизу, отчего человек кажется гигантом. Не случайно Довженко сравнивали с Микеланджело: игра света и тени в его фильме напоминает о рельефно выписанных полотнах и скульптурах итальянского художника.

Удивительно, но жизнь есть даже в кадрах, где нет ни души — бесконечное поле пшеницы, по которому от ветра пробегает рябь, или ветка с яблоками снята крупным планом так, будто фрукты наливаются соком прямо на глазах у зрителя.

2. «Голубой ангел»

Год: 1930
Режиссер: Джозеф фон Штернберг
В ролях: Марлен Дитрих, Эмиль Яннингс, Курт Геррон, Роза Валетти, Ганс Альберс

Голубой ангел.jpg
Школьный учитель обнаруживает, что его подопечные вместо уроков разглядывают фотографии певицы из местного кабаре по имени Лола Лола, а после уроков – ходят на ее шоу. Чтобы положить конец этому разгулу непристойности, герой сам отправляется в увеселительное заведение.

Где тут же сам оказывается очарован Лолой, забывает о своей благой миссии и, совсем как те, кого он осуждал и пытался перевоспитать, разглядывает красотку.

Читайте также: Марлен Дитрих – стальная орхидея >> 

С этой роли по сути началась карьера кинодивы Марлен Дитрих. Ее Лола, сломившая волю сурового профессора, не отличается ни особым умом, ни какими-либо другими положительными качествами – этакая беззаботная певичка, порхающая по жизни.

Но именно Дитрих превращает ее в роковую красотку, чей образ окутан манящим ореолом таинственности, чьи песни, как песни сирен, заманивают путников в сети, из которых не выбраться, заставляют их поступиться принципами и положить весь мир к ногам белокурого ангела.

3. «Под крышами Парижа»

Год: 1930
Режиссер: Рене Клер
В ролях: Альбер Прежан, Пола Иллери, Билл Боккет, Эдмон Т. Гревиль

Под крышами Парижа.jpg
Уличный музыкант Альбер любит Полу, она отвечает ему взаимностью, но не прочь пофлиртовать с другими. Когда Альбер, ложно обвиненный в преступлении, попадает в тюрьму, девушка бросается в объятья Луи. В то же время ее внимания добивается Фред.

Так что оправданному и вышедшему, наконец, на свободу Альберу приходится буквально сражаться за возлюбленную. Впрочем, окончательную победу одерживает благородство, и в финале Альбер уступает Полу другому.

Иллюзорный мир Рене Клера проще и романтичнее реального: герои сходятся и расходятся, любая драма длится недолго и обязательно завершается хеппи-эндом. Наивное, сентиментальное кино, настоящим героями которого становятся город и звучащие за кадром и в кадре мелодии, французские от первой до последней ноты.

4. «М убийца»

Год: 1931
Режиссер: Фриц Ланг
В ролях: Петер Лорре, Эллен Видманн, Инге Ландгут, Отто Вернике

М убийца.jpg
Неизвестный маньяк, убивающий маленьких девочек, наводит ужас на целый город. Полиция выходит на след преступника, однако поиски идут медленно – и сильно мешают другим бандитам. Раздраженные происходящим, они начинают собственные поиски – в городе воцаряется атмосфера паники, паранойи, жители доносят друг на друга, подозревают всех подряд и с нарастающей ненавистью и яростью требуют расправы.

Маньяк в итоге оказывается пойман – по крайней мере, улики указывают на него. Его ждет и суд, и приговор, что – как замечает в финале мать одной из жертв – не вернет детей, как вряд ли вернет покой на улицы города.

Смотрите также: Просто ужас – лучшие фильмы, нагоняющие страх >> 

Классический триллер, предтеча жанра «нуар», хотя с художественной точки зрения лента выходит за любые жанровые рамки. В своем первом звуковом фильме Ланг именно звук делает главным приемом – и даже главной уликой.

5. «Кинг Конг»

Год: 1933
Режиссер: Мериан Купер, Эрнест Шодсак
В ролях: Фэй Рэй, Брюс Кэбот, Роберт Армстронг, Фрэнк Рейхер, Сэм Харди

Кинг Конг.jpg
Группа кинематографистов отправляется на съемки на тропический остров – в последний момент в команду попадает блондинка Энн, которой предстоит заменить выбывшую исполнительницу главной роли. На острове герои сталкиваются с племенем туземцев, которые похищают Энн, чтобы принести ее в жертву гигантской горилле.

Команде удается вызволить девушку, победить откуда-то взявшихся динозавров и уплыть домой – да еще и не с пустыми руками. Кинг Конга они забирают с собой, надеясь заработать денег на демонстрации чудища нью-йоркской публике.

Вместо этого горилла вновь похищает Энн и затаскивает ее на вершину Эмпайр-стейт-билдинг – пожалуй, одна из самых ярких и известных сцен в истории кино.

Особая ценность первого «Кинг Конга» - в небывалых для того времени спецэффектах. Создателям удалось сделать то, что сейчас кажется самым обычным делом, но в те времена казалось чем-то из области фантастики – совместить игру живых актеров и анимацию в одном кадре. И несмотря на все технические достижения, ни одна последующая история про огромных разумных обезьян все же не выглядит столь же эпично.

6. «Великая иллюзия»

Год: 1937
Режиссер: Жан Ренуар
В ролях: Жан Габен, Пьер Френе, Марсель Далио, Эрих фон Штрогейм

Великая иллюзия.jpg
Действие самого известного и действительно великого фильма режиссера Жана Ренуара (сына художника Огюста Ренуара) разворачивается во время Первой мировой войны. Героями становятся французские летчики (аристократ и простолюдин), сбитые немецким асом фон Рауффенштайном и попавшие в плен.

После долгих скитаний по лагерям, оба оказываются в тюрьме, комендантом которой к тому времени назначен их старый знакомый фон Рауффенштайн. Вместе с еще одним знакомым, офицером Розенталем, герои готовят побег и осуществляют его – не без потерь, но и не без помощи все того же вечного врага-немца, для которого классовая принадлежность, офицерская и аристократическая честь оказываются важнее созданной войной межнациональной вражды.

Несмотря на вроде бы счастливый исход, картина заканчивается на тревожной ноте. Война продолжается, и она, как замечает один из персонажей, не будет последней.

7. «Олимпия»

Год: 1938
Режиссер: Лени Рифеншталь

Олимпия.jpg
Наряду с «Триумфом воли» этот документальный фильм – пожалуй, самый яркий пример пропагандистского кино. Оба фильма сделали Лени Рифеншталь главным режиссером гитлеровской Германии, чьей задачей было запечатлеть тот самый триумф воли и режима. При всей неоднозначности истории и личности самой Рифеншталь отрицать художественную ценность ее картин невозможно.

«Олимпия» рассказывает об Играх 1936 года в Берлине, которые режиссер снимает и панорамами, и крупными планами, использует оптические приемы, рапиды, игру света и тени, монтаж и музыкальное сопровождение.

Читайте также: Лени Рифеншталь – сила образов >> 

Камера выхватывает лица, руки, глаза спортсменов, стремящихся к победе – каждый кадр неслучаен и символичен, а документалистика, как и полагается, превращается из простой фиксации происходящего камерой в авторскую работу, срежиссированную не хуже художественного фильма.

8. «Унесенные ветром»

Год: 1939
Режиссер: Виктор Флеминг, Джордж Кьюкор, Сэм Вуд
В ролях: Вивьен Ли, Кларк Гейбл, Лесли Говард, Оливия Де Хэвилленд, Оскар Полк

Унесенные ветром 1.jpg
Экранизация одноименного романа Маргарет Митчелл стала первым цветным фильмом – и одним из самых успешных в истории американского проката. Картина принесла ее создателями 8 статуэток «Оскар», а фраза «Я подумаю об этом завтра», произнесенная главной героиней фильма в исполнении Вивьен Ли, не теряет своей актуальности.

Основное действие этой двухсерийной эпической драмы разворачивается в годы Гражданской войны на юге США. Беззаботная жизнь красавицы и богатой наследницы Скарлетт О’Хары заканчивается с первыми выстрелами – поместье разрушено, друзья и близкие гибнут в боях, потеряно все, кроме гордости.

Кто вы из голливудских актрис прошлого? – пройдите тест и узнайте >> 

На фоне главной битвы в истории США разворачивается и локальная «битва полов» между Скарлетт и красавцем Реттом Батлером, которая заканчивается вовсе не счастливо. На руинах родного поместья героиня с отчаянием кричит вслед уходящему Ретту: «Что мне делать?» - на что он отвечает: «Если честно, дорогая, мне теперь на это наплевать!»

9. «Ниночка»

Год: 1939
Режиссер: Эрнст Любич
В ролях: Грета Гарбо, Мелвин Дуглас, Ина Клер, Бела Лугоши

Ниночка.jpg
Грета Гарбо в роли советской партработницы Нины Якушовой, которая прибывает в Париж, чтобы наставить на путь истинный троих соотечественников. Они приехали, чтобы продать конфискованные украшения, а вместо этого, ослепленные достижениями капиталистического общества, пустились во все тяжкие в компании французского графа.

Ниночка поначалу настроена серьезно, однако и суровой советской женщине ничто человеческое не чуждо. Особенно, когда речь идет о влюбленном графе, готовом на все, чтобы добиться сердца красавицы.

Читайте также: Жизнь как анекдот – запрещенный юмор СССР >>

Фильм стал одним из последних в карьере Гарбо – и первым комедийным. Даже на афишах в качестве рекламы было написано «Гарбо смеется!». Фильм и правда изобилует забавными эпизодами, придуманными мастером жанра Любичем. Речь главным образом о пародийных зарисовках жизни советских граждан – при этом никакой «клюквы» здесь и в помине нет.

10. «Волшебник страны Оз»

Год: 1939
Режиссер: Виктор Флеминг
В ролях: Джуди Гарлэнд, Фрэнк Морган, Рэй Болджер, Берт Лар, Джек Хейли

Волшебник страны Оз.jpg
Вышедший в один год с «Унесенными ветром», также цветной фильм-экранизация одноименной сказки про девочку Дороти, ее собачку Тото, волшебника Изумрудного города, дорогу из желтого кирпича, Страшилу, Железного Дровосека и Трусливого Льва был номинирован на «Оскар» в 6 категориях – и получил две статуэтки. В том числе и за песню Over the Rainbow, хит всех времен и народов в исполнении Джуди Гарлэнд.

«Волшебник» был невероятно затратным проектом даже по нынешним меркам: решение снимать фильм в цвете привело к тому, что этот кропотливый процесс затянулся чуть ли не на полгода. И это не считая строительства декораций, которое заняло еще почти год. Но игра однозначно стоила свеч – как и в случае с «Кинг Конгом», именно эта киноверсия сказки была и остается главной, несмотря на обилие последующих экранизаций.


Все самые интересные киноподборки – в нашей рубрике «Фильм! Фильм! Фильм!» >> 

Главная по кино Наталия Григорьева

Читайте также: