Орлова: главная Любовь советского зрителя

Орлова: главная Любовь советского зрителя

Она стала для СССР первой суперзвездой, воплощением мечты и примером для подражания. Ей благоволили власти и лично Сталин, ее боготворили простые граждане. Советский зритель тридцатых годов всегда мог сказать, что видел идеальную женщину – это была Любовь Орлова.

1. «Веселые ребята»

Орлова фото 18.jpg
История Орловой по-настоящему началась с фильма «Веселые ребята». Ему тяжело было пробиться на экран. Сама идея снять веселую музыкальную комедию родилась во время разговора Сталина, Горького и Александрова, который только вернулся из США.

Уже в процессе съемки картина несколько раз была на грани срыва, многие, в том числе и работающие над ней, считали киноленту совершенно «несоветской». Горькому пришлось буквально «пробивать» фильм, устраивая специальный показ для Политбюро и Сталина. Но даже после этого ее предварительно прокатали в Европе и США.

Кто вы из героинь советского кино? – пройдите тест и узнайте >>

Дело в том, что в те годы власти крепко держали искусство за горло. Все, что не вписывалось в стандарты «нового советского искусства», безжалостно изгонялось, как тот же джаз, которым просто переполнен фильм. И тут народ увидел легкую, по-настоящему смешную лирическую комедию без тяжеловесной пропаганды. И раскованную, веселую и красивую блондинку – Любовь Орлову.

У феномена Орловой в мире просто нет аналогов. В закрытом и жестко регламентируемом обществе, где дворянское происхождение закрывало путь к образованию, она предложила образ с тонким флером аристократизма, выточенный буквально до мельчайших деталей, с небольшой долей сексуальности, когда упоминания секса были под запретом. Это была идеальная женщина - и при этом она выглядела досягаемой и простой.

Орлова фото 19.jpg
Затем Григорий Александров снял фильм «Цирк», уже специально заточенный под актрису и еще более «американский». После него слава Орловой стала просто космической.

Потом была «Волга-Волга» – вершина советской пропаганды тридцатых. Перед самой войной творческий дуэт Александрова и Орловой снова возвращается к истории «советской золушки» в фильме «Светлый путь». А в 1947 она снялась в картине «Весна», который стал своеобразным финалом ее эпохи. Были еще фильмы и роли в театре, но в оттепель Орлова уже не вписалась.

2. Первая суперзвезда

Орлова фото 10.jpg
Любовь Орлова стала первой и, пожалуй, единственной «настоящей звездой» в СССР. Звездой со всеми обязательными атрибутами: толпами фанатов, баснословными гонорарами, шикарными автомобилями, большим домом и изысканным аксессуарами. Конечно, все это с учетом окружающей советской действительности.

Орлова и Александров сразу после «Веселых ребят» купили автомобиль. Это был «Бьюик». Сама Любовь Петровна за руль не садилась, предпочитая шофера. Хотя права она получила во время съемок фильма «Светлый путь» еще в 1939 году. Позднее они приобрели уже Mercedes-Benz 170V.

Ее называли подругой Сталина, который явно и неявно благоволил ей и закрывал глаза на многое. Перед ней открывались все двери, вплоть до правительственных.

Орлова фото 16.jpg
Простые поклонники подражали ее героиням, делали прически, как у нее, макияж, пытались копировать даже походку. Психиатры ввели понятие «синдром Орловой», когда желание быть похожей на известную актрису становилось манией.

На Орлову однажды даже покушались. В 1952 году на Западной Украине неизвестный подарил ей траурный букет роз, она укололась, на шипах оказался яд – несколько недель пришлось пролежать в больнице.

Однако превратить свою известность в «живые» деньги в СССР было сложно. Гонорары за фильмы были стандартными и популярность артистов в расчет не бралась. Одна из немногих возможностей – это творческие вечера, и Орлова гастролировала по всей стране, давая иногда по тридцать представлений в месяц.

3. «Советская Марлен Дитрих»

Орлова vs Дитрих фото.jpg
Образ Любови Орловой придумал Александров. У него перед глазами были лучшие голливудские фильмы и американские звезды, многих из которых он знал лично. В 1929 году он уехал в США, где работал вместе с Эйзенштейном и учился киноискусству.

Прообразом для Орловой стала Марлен Дитрих. Чтобы стать больше на нее похожей, она даже перекрасилась в блондинку, хотя по природе была темной шатенкой.

Орлова vs Дитрих фото 1.jpg
Сходство особенно легко обнаружить в первых двух фильмах творческого дуэта: «Веселых ребятах» и «Цирке». Некоторые сцены буквально слизаны с фильмов Дитрих. Например, кадры с Орловой, когда она сидит на пушке («Цирк») почти один в один скопированы из «Голубого ангела». Правда, там Дитрих сидит на бочке.

Читайте также: Марлен Дитрих – стальная орхидея >>

Даже в более поздних картинах, когда использовать образ западной кинодивы было необязательно с точки зрения стиля и тематики, он периодически прорывался. Создавалась впечатление, что Александрову просто доставляло удовольствие наряжать ее «под Марлен».

Орлова vs Дитрих.jpg
Говорить о полном сходстве все же нельзя. Дитрих создавала на экране образ холодной женщины-вамп. Это хищница, которая управляет мужчинами одной вскинутой бровью. В СССР такая героиня кино была просто немыслима. Несмотря на внешнее сходство, это были разные образы. Впрочем, было одно, что их объединяло – сексуальный магнетизм.

4. Эротика от Орловой

Орлова эротика.jpg
Сложно сказать, как Александрову удавалось протащить сквозь многочисленные худсоветы и цензуру такие легкие эротические намеки. Фильмы тридцатых годов удивительно целомудренны. И вдруг на экране появляется Орлова в обтягивающем трико с блесками. Та самая сцена на пушке – это самое эротичное, что видел советский зритель на тот момент. И это были далеко не единственные ее сцены с эротическим подтекстом.

Орлова эротика 2.jpg
Самым скандальным получился фильм «Светлый путь». Вначале Таня, в исполнении Орловой, моется в душевой завода. Ничего предосудительного, актриса показана по плечи, а потом в полупрозрачной кабинке. Затем она размышляет о трудовых свершениях, сидя на кровати в одной ночной сорочке. «Добивает» сцена беседы с парторгом, во время которой она подскакивает и внезапно обнажает чулки.

Даже в боевом киносборнике были кадры, в которых юбочка Орловой игриво взлетает вверх во время танца.

Читайте также: Русская сексуальная революция – главные героини >>

Кстати, использовал сексуальность Орловой не только Александров. В «Деле Артамоновых» Рошаль устроил для нее совсем уж «возмутительный» стриптиз – без откровенной обнаженки, но с провокационными намеками. Хотя сексуальная революция в большевистской России провалилась, актриса немного приоткрывала зрителю запретную тогда тему.

5. Миллионы

Орлова фото 17.jpg
Слухи о миллионах актрисы появились еще до войны. Подогревали их роскошные наряды, привезенные из Европы, частные автомобили и дача во Внуково, больше похожая на современную виллу. Не заметить все это было нельзя. Особенно в стране, где большинство населения жили в откровенной нищете. Вряд ли можно говорить, что Любовь Петровна была миллионершей, но по советским меркам она была очень богатой.

Для примера, в 1940 году средняя по стране зарплата специалиста в месяц составляла 339 рублей, на которые можно было купить 665 килограммов картошки в государственном магазине – теоретически, потому что на практике эти магазины стояли пустыми. Так вот, каждая Сталинская премия «весила» 100 тысяч рублей, их актриса получила две. Еще две получил ее супруг Александров. И это было не единственное денежное поощрение от власти. А ведь Орлова кроме того получала гонорары и ездила на гастроли. Кстати, для гастролеров государство установило таксу в 750 рублей. Но и тут актриса выделилась – она требовала три тысячи.

Орлова 2.jpg
Надо признать, что и расходы у звезды были немаленькие. Фаина Раневская шутила, что моль в ее гардеробе никогда не заведется, ей просто не хватит там места. Виллу она возводила за свой счет, поэтому строительство несколько затянулось. А ведь были еще и пластические операции. Считается, что их оплачивал Чаплин, но точно известно, что у Орловой с Александровым были счета за границей, которые они не афишировали.

6. Посол моды

Орлова фото 7.jpg
Для советских женщин в тридцатых Орлова была своеобразным представителем высокой моды. Имея возможность бывать на Западе, она привозила немыслимое количество нарядов. Даже для столицы ее платья были эксклюзивными, и весь советский бомонд внимательно следил за тем, в чем она появляется на публике, чтобы моментально скопировать фасон.

Но актриса еще и постоянно гастролировала, давая концерты в самых отдаленных уголках СССР. Для небольших провинциальных городков появление на сцене Орловой всегда было источником для новых идей у местных портных.

Читайте также: Иконы стиля советских женщин >>

Благодаря ей в СССР стали популярны белые платья с вырезом, деловые женские костюмы и завивка волос. Но лучше всего о влиянии Орловой на моду лучше всего говорит история с перчатками. Во время Гражданской актриса испортила себе суставы кисти рук, когда была вынуждена возить тяжелые бидоны с молоком в город. Далее она всегда считала руки некрасивыми и скрывала недостатки с помощью перчаток. В результате для советских женщин перчатки стали обязательным элементом модного образа.

под Орлову.jpg
За модой Любовь Орлова следила всегда. Даже в двадцатых годах, в самом начале своей карьеры, когда семья чуть ли не голодала, она старалась выглядеть максимально стильно. Для этого ей пришлось научиться шить. Долгие годы у нее было классическое черное платье, которое она постоянно перешивала, «подстраивая» под моду. Даже став известной, не стеснялась брать нитку с иголкой. Однажды, приехав в Париж, Орлова дважды сама меняла длину своей юбки, чтобы попасть в тренд и быть «как настоящая француженка».

7. Жена Александрова

Орлова и Александров.jpg
Известно о трех мужчинах в жизни Орловой, но ни красный чиновник Андрей Берзин, ни неизвестный австриец Франц не могут сравниться с Григорием Александровым. Встретившись в 1933 году, они не расставались до самой смерти актрисы. Ради него она бросила иностранца, который звал в Европу, а сам режиссер ушел от жены. Он создал образ и дал толчок ее карьере, она полностью взяла на себя быт, превратив дом в маленькое подобие дворянской усадьбы. Он познакомил ее с американскими и европейскими звездами, она стала советской звездой.

Они жили по жесткому расписанию: Орлова следила, чтобы муж правильно питался, вовремя ложился в постель. Они называли друг друга только по старорежимному – на «Вы», спали в разных комнатах, что вызывало пересуды у знакомых.

Читайте также: Мой муж – гений >>

Их дачу во Внуково Александров скопировал с виллы, в которой жил в Голливуде. Но именно Орлова занималась воплощением его мечты – создавала интерьер, выбирала мебель, обои. Более того, деньги на ее строительство и обстановку зарабатывала тоже она.

Орлова и Александров фото.jpg
Сам Григорий Васильевич был окружен заботой, в семье царил культ мужа, его капризы тут же исполнялись, но при этом ни одно решение Любови Петровны никто никогда не оспаривал. Александров даже не общался долгое время с родным сыном, который обидел Орлову.

Взаимоотношения их, конечно, не всегда были идеальными. В конце тридцатых актриса начала пить, и Александров поставил ей жесткий ультиматум, после которого она полностью отказалась от алкоголя.

Какая вы жена? – пройдите тест и узнайте >>

Сам он, по воспоминаниям современников, был бисексуален, до их встречи был завзятым ловеласом. Актриса даже спустя годы ревновала его к Эйзенштейну и Грете Гарбо, но, если у них и были интрижки на стороне, до скандалов ни разу не дошло.

8. Борьба с возрастом

Орлова 1.jpg
Советского зрителя всегда поражало, как Орловой удается молодеть с каждым фильмом. Многие кивали на грамотный монтаж и ретуширование и не подозревали, что в свою внешность ей приходилось много вкладывать.

Надо понимать, что в фильме «Веселые ребята» Любовь Орлова снялась, когда ей уже было тридцать. В дальнейшем, постоянно играя молоденьких девушек, она на самом деле постоянно боролась с собственным возрастом. Вначале с помощью косметических средств, диеты и гимнастики.

Когда и это уже не помогало, она первой в СССР обратилась к пластической хирургии. Орлова летала в Париж, где ей делали подтяжки лица. В шестидесятых актриса помогла создать Институт красоты в Москве и стала чуть ли не первой клиенткой у известного хирурга Александра Шмелева. Там же она посещала косметологов.

Орлова фото 6.jpg
Сколько всего операция сделала Орлова, сказать сложно. В некоторых источниках говорят о шести. В любом случае, актриса стала настоящим первопроходцем среди советских знаменитостей в части косметической медицины.

Известно, что диве привозили в СССР специальный остродефицитный крем с эффектом мгновенного лифтинга, который действовал всего несколько часов. Его она наносила перед каждым выходом в свет.

Но не только эксклюзивным кремам и дорогостоящим процедурам Орлова была обязана своей долгоиграющей красотой. Так, у нее был свой, вполне бюджетный, секрет ухода за кожей лица: умываться кефиром и смывать его минералкой.

9. Здоровый образ жизни

Орлова 3.jpg
Забота о собственном здоровье не была для Орловой какой-то манией. Собственное тело было для нее инструментом, без которого невозможна актерская карьера. Поэтому она старалась максимально следить за ним. И хотя иногда курила, но в остальном вела правильный образ жизни.

Специально обливалась холодной водой, когда это еще не стало «мейнстримом». Не забывала и о физической нагрузке. До самой смерти актриса занималась по несколько часов в день у балетного станка и делала зарядку.

Биографии, особенности стиля и жизненные позиции других великих женщин - в нашей постоянной рубрике Персона >>

Орлова была сторонницей четкого распорядка дня и сбалансированного питания. На фоне хлебосольства в богатых домах того времени, ее стол даже на праздниках выглядел достаточно скромно. Даже в семьдесят лет она оставалась бодрой, подтянутой и свежей.

Орлова фото 14.jpg
Рассказывал наш главный по СССР Макс Усачев

Все тексты автора читайте в разделе «Изучаем быт наших мам и бабушек» >>

Читайте также: