Майя Плисецкая: Кармен в Стране Советов

Майя Плисецкая: Кармен в Стране Советов

Она стала для всего мира символом балета и русской культуры в целом. Но кроме танца в её жизни было трудное детство, военная юность и одна из самых счастливых и удивительных историй любви – той, которая сильнее смерти. Настоящий борец и удивительная женщина – Майя Плисецкая.

1. Дочь «врага народа»

Плисецкая фото 1.jpg
Михаил Эммануилович Плисецкий руководил советской угольной концессией на острове Шпицберген и там же представлял интересы страны в качестве генерального консула СССР. Но пережить сталинские чистки высокопоставленному советскому чиновнику и убежденному коммунисту все же не удалось: он был арестован 1 мая 1938 года и вскоре расстрелян.

Мать Майи выслали в казахстанский лагерь для жен изменников родины, где она находилась до весны 1941 года. «Характер у мамы был мягкий и твердый, добрый и упрямый. Когда в тридцать восьмом году ее арестовали и требовали подписать, что муж шпион, изменник, диверсант, преступник, участник заговора против Сталина и прочее, и прочее, - она наотрез отказалась. Случай по тем временам героический. Ей дали восемь лет тюрьмы», - вспоминала Плисецкая.

Изучаем быт наших мам и бабушек - интересное об эпохе СССР в нашей специальной рубрике >>

От детского дома будущую балерину спасла родная тетя – Суламифь Мессерер, которая была солисткой Большого театра. Она удочерила Майю и помогла своей сестре раньше положенного по советскому законодательству срока (жены изменников родины подлежали заключению в лагеря на 5-8 лет) вернуться в Москву. Но вплоть до марта 1956 года, когда отец Плисецкой был посмертно реабилитирован, балерина считалась дочерью врага народа.

2. Балет во время войны

Плисецкая фото 10.jpg
Мать Майи Рахиль Михайловна Мессерер-Плисецкая была актрисой немого кино, а удочерившая её тетя Суламифь – балериной, артистом балета и хореографом был также и дядя Майи – Асаф Михайлович Мессерер. Другими словами, балет окружал девочку с самого рождения, и неудивительно, что её судьба оказалась связана именно с этим искусством.

В 9-летнем возрасте, Майя поступила Московское хореографическое училище. Среди педагогов будущей звезды были Елизавета Гердт и Мария Леонтьева.

Плисецкая фото 11.jpg
Учиться искусству танца балерине пришлось в страшные военные годы. Тогда же произошло одно из первых заметных выступлений Плисецкой – в 1942 году в Свердловске, где она находилась в эвакуации. Это была созданная Михаилом Фокиным для Анны Павловой миниатюра «Умирающий лебедь». Впоследствии номер стал одной из визитных карточек Плисецкой, а она – одной из самых известных балерин, когда-либо исполнявших его, и в наше время «Умирающий лебедь» ассоциируется в первую очередь с её именем.


По окончании училища Плисецкая была принята в труппу Большого театра и уже вскоре стала солисткой и одной из ведущих балерин. Свою профессиональную карьеру она начинала в переломные годы Великой Отечественной войны. И критики отмечают, что танец молодой Майи был предчувствием победы, которым в те годы жила вся страна, предчувствием освобождения. Эту победоносную, освобождающую силу искусства балерина утверждала всей своей жизнью.

3. Плисецкая как символ

Плисецкая фото 8.jpg
После ухода со сцены Галины Улановой в 1960 году Плисецкая стала примой-балериной Большого театра. К тому времени она исполнила уже немало знаковых партий. Например, ещё в 1945 году стала первой исполнительницей Осени в балете Сергея Прокофьева «Золушка», а в 1947 поразила публику своей Одеттой-Одиллией в «Лебедином озере».

Потом были партии Мирты в балете «Жизель», уличной танцовщицы в «Дон Кихоте», Царь-девицы в «Коньке-Горбунке» и многие другие работы.

Плисецкая фото 6.jpg
Но именно в шестидесятые начинается расцвет великолепной Плисецкой, она не просто становится примой Большого, но добивается мировой славы. Для неё создают номера лучшие балетмейстеры мира: кубинец Альберто Алонсо (балет «Кармен-Сюита»), классики французского балета Ролан Пети (балет «Гибель Розы») и Морис Бежар («Айседора») и многие другие.

Читайте также: Отсвет Плисецкой. Великие о великой >>

Балерина со временем становится символом искусства и символом классической русской культуры, и исполняет эту роль вплоть до своей смерти. Тем более, что Плисецкая отличалась беспрецедентным творческим долголетием: регулярную танцевальную карьеру она завершила в возрасте 65 лет, но даже после этого периодически выходила на сцену, например, свой 70-летний юбилей отпраздновала исполнением специального номера «Аве Майя», который поставил для нее Морис Бежар.

4. Кармен

Плисецкая фото 7.jpg
Балет Альберто Алонсо «Кармен-сюита» сыграл одну из главных ролей в профессиональной жизни Майи Плисецкой – он ярче всего выразил необыкновенной танцевальный стиль балерины, и именно с него началась её мировая слава. Но дался этот номер непросто. Плисецкой пришлось приложить много усилий, чтобы балет сначала сбылся, а потом ещё столько же – чтобы получить право его танцевать.

Устав от бесконечной классики в репертуаре, к 1964 году Плисецкая твердо решила сделать что-то новое, что-то своё. Она всегда мечтала танцевать Кармен, поэтому с выбором материала проблем не было, оставалось только найти балетмейстера и композитора.

Здесь дело затянулось, но когда в 1966 году Плисецкая увидела выступление кубинского национального балета в Москве, то поняла – вот тот самый язык, который идеально подойдет для её Кармен.

Плисецкая и Фидель Кастро.jpg
Кубинский балетмейстер Альберто Алонсо сразу же согласился сотрудничать, но главная трудность была в том, чтобы убедить советских чиновников пригласить его для работы в Большой театр, ведь иностранцев в СССР не жаловали. Убедить министра культуры Екатерину Фурцеву Плисецкой помогла и недавно полученная Ленинская премия, и тот факт, что Алонсо был родом из правильной страны – с Острова Свободы, а значит его работа в Большом могла укрепить советско-кубинскую дружбу.

Однако после первого же просмотра нового балета Фурцева была явно разочарована – слишком много эротики и вообще сплошной формализм. Она назвала Плисецкую «предательницей классического балета». Балерине лишь чудом удалось уговорить министра не запрещать постановку – после обещания сократить любовное адажио.

Читайте также: Екатерина Фурцева - показатель культуры >>

Но это было только началом. Потом было сражение за право показать балет «Кармен-сюита» на зарубежных гастролях Большого театра. «- Вы сделали из героини испанского народа женщину легкого поведения…», - громила Фурцева танец, запрещая исполнять «Кармен» на «Экспо-67» в Канаде. Только после того, как в 1968 году на один из спектаклей пришел председатель совета министров Косыгин, Фурцева разрешила показать «Кармен» зарубежным зрителям.


С тех пор Плисецкая танцевала «Кармен» около 350 раз и публика всегда принимала этот балет с восторгом. С него началась мировая слава балерины, так что ее упрямство и настойчивость в борьбе с ханжеством советских боссов окупились сполна. Говорят, когда французский президент наградил Плисецкую орденом Почетного легиона, один из советских чиновников с недоумением сказал ей: «Я думал, что этот орден дают только борцам Сопротивления». На что балерина справедливо ответила: «А я всю жизнь и сопротивляюсь!»

5. Муза Пьера Кардена

Плисецкая фото 3.jpg
Плисецкую мечтали одевать лучшие кутюрье мира. Этой чести удостоились Пьер Карден, Ив Сен-Лоран, Коко Шанель. Но любимым и непревзойденным модельером балерины стал именно Карден, который с гордостью называл Плисецкую своей музой. Его творческий союз с Майей длился долгие годы. В своих мемуарах балерина писала: «Я твердо знаю, что благодаря костюмам Кардена получили признание мои балеты «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой». Без его истонченной фантазии, достоверно передавшей зрителю аромат эпох Толстого и Чехова, мне не удалось бы осуществить мечту».

Плисецкая фото 2.jpg
В повседневной жизни Плисецкая предпочитала, как выразился историк моды Александр Васильев, «спортивно-космический стиль». Она – едва ли не первая в СССР женщина, которая использовала в создании своего образа стиль милитари.

СССР: иконы стиля советских женщин >>

И вообще, одевалась Плисецкая так же свободно, как танцевала – не интересуясь мнением экспертов из женских журналов и не обращая особого внимания на модные тенденции, но создавая их.

Плисецкая фото 4.jpg
Она никогда не подчеркивала свою стройность, предпочитая объемные вещи, любила лаковую обувь на низком каблуке, кожу, необычные геометрические пропорции и всевозможные угловатости. Повторить стиль Плисецкой вряд ли возможно – и дело не только в том, что для неё специально шили одежду лучшие модельеры Франции, дело в необычайной пластике балерины, в умении носить «странные» вещи красиво и невозмутимо – дело в том, что танцевала Плисецкая не только на сцене.

6. Щедрин

Плисецкая и Щедрин фото 1.jpg
Майя Плисецкая вышла замуж за композитора Родиона Щедрина в 1958 году. История их любви длилась до смерти балерины в 2015 году, а в каком-то смысле длится и до сих пор: Плисецкая оставила завещание, согласно которому её прах будет соединён воедино с прахом Родиона Щедрина после его смерти и развеян над Россией.

С Щедриным балерину связывали не только чувства (а это по-настоящему светлая, счастливая история любви), но и творческие отношения. Композитор написал специально для своей жены балеты «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой» – во всех этих постановках Плисецкая танцевала главные партии и выступала как балетмейстер.

Плисецкая и Щедрин.jpg
Причем Щедрин честно признавался, что никогда большим любителем балета не был и писал их исключительно ради любимой жены. «До сих пор балетоманом я себя назвать не могу. Я – Майяман», – сказал композитор в одном из своих интервью.

Какая вы жена? - пройдите тест и узнайте >>

Плисецкая всегда отзывалась с восхищением о своем муже: «Он удержал меня на плаву. Он писал мне балеты. Он дарил идеи. Он вдохновлял. Это уникально. Это редкость. Потому что он редкий. Он уникальный. Я таких людей, как он, просто не знаю. Таких целостных, таких самостоятельных по мысли, таких талантливых, даже гениальных. Я восхищаюсь мужем всю жизнь. Он меня ни разу ни в чем не разочаровал».

Плисецкая и Щедрин фото 2.jpg
Похоже, именно Щедрину обязана Плисецкая и своим творческим долголетием, по крайней мере, так она считала сама: «Он продлил мою творческую жизнь, как минимум, на двадцать пять лет».

7. Во имя искусства

Плисецкая фото 9.jpg
С самого детства Плисецкая жила балетом и ради балета. Ради него ей пришлось пожертвовать и счастьем материнства. В самом начале отношений с Щедриным балерина забеременела. Она думала о том, чтобы оставить ребенка, но желание танцевать взяло верх.

Плисецкая считала, что можно еще повременить, «срок еще есть», выбрать же материнство в тот момент значило поставить под серьёзный удар свою дальнейшую профессиональную судьбу. «Щедрин без восторга, но согласился», – писала Плисецкая в своей автобиографии.

Однако больше детей у супругов не было. Танец и любимый муж оставались двумя безусловными приоритетами в жизни великой Плисецкой.

Плисецкая фото 13.jpg
Подготовлено редакцией сайта «Апрель»

Биографии, особенности стиля и жизненные позиции других великих женщин - в нашей постоянной рубрике Персона >>

Читайте также: