Клавдия Шульженко: синий платочек

Клавдия Шульженко: синий платочек

Исполнительница самой популярной версии «Синего платочка», символ советской фронтовой песни. Она мечтала о драматической сцене, но прославилась как народная певица и звезда советской эстрады. И не побоялась стать по-женски счастливой после 50 – в годы по советским меркам для этого не предназначенные.

1. Мечта о сцене

в юности.jpg
Клавдия Шульженко родилась в Харькове в семье бухгалтера Главного управления железной дороги. Несмотря на прозаическую профессию, отец будущей певицы увлекался искусством и прежде всего музыкой. Шульженко говорила, что именно с отцом связаны первые художественные впечатления её жизни.

«От него я впервые услышала украинские народные песни. Он приобщил меня к пению. Бухгалтер управления железной дороги, отец мой серьезно увлекался музыкой: он играл на духовом инструменте, как тогда говорили, в любительском оркестре, а иногда и пел соло в концертах. Его выступления, его красивый грудной баритон приводили меня в неописуемый восторг», – вспоминала певица.
 
старый харьков.jpg 
Ещё в детстве Клавдия и сама попробовала себя на сцене. Вместе с соседскими детьми она участвовала в детских спектаклях, которые ставил студент Владимир Мозилевский, живший в её доме. Эти любительские постановки собирали зрителей со всей округи. Маленькая Клавдия играла, к примеру русалку и Пьеро, и почти в каждом спектакле пела – либо по ходу пьесы, либо в дивертисменте.

В детстве же Клавдия загорелась мечтой об искусстве. Однако становиться певицей она не собиралась. Она мечтала стать настоящей драматической актрисой.

2. Театральный дебют

театр.jpg
Окончив гимназию, 17-летняя Шульженко пришла в Харьковский драматический театр. На вступительном испытании она исполнила несколько песен – на русском и украинском языках. Во много благодаря своему голосу Клавдия прошла конкурс с первого же раза. Кстати, аккомпанировал ей молодой начинающий композитор Исаак Дунаевский, который в те годы уже работал в Харьковском театре.
  
Читайте также: Лидия Русланова: русская песня>>

Вскоре она уже пела в хоре и сольно, и исполняла маленькие эпизодические роли. Серьезных драматических работ юной актрисе не предлагали. Она, впрочем, не расстраивалась. С увлечением ходила на все репетиции, какой бы незначительной ни была её собственная роль, и впитывала новые знания.

«Николай Николаевич требовал, чтобы все актеры присутствовали на ней (репетиции) вне зависимости от того, заняты они в этом акте или нет, играют они в первом составе или во втором. Синельников называл репетиции школой актерского мастерства. Для меня они стали моими университетами», – вспоминала Клавдия впоследствии.

3. От актрисы до певицы

на сцене.jpg
В то же время Шульженко всерьез задумалась о том, чтобы стать певицей. В свободное время она училась вокалу и нотной грамоте у профессора консерватории Никиты Чемизова. А однажды её голос «благословила» оперная певица Лидия Липковская, к которой Клавдия пробилась в гримёрку и напросилась на импровизированное прослушивание.

К тому, чтобы сосредоточиться на пении подталкивало и окружение. На выступления Шульженко в дивертисменте всегда хорошо реагировали зрители. А после одного из них подошёл поэт Павел Герман, автор очень популярного в те годы «авиамарша». Он хотел, чтобы его новые песни исполнила именно Шульженко.

Вскоре после этого Клавдия познакомилась с композитором Юлием Мейтусом и поэтом Евгением Брейтиганом, которые также предложили ей творческое сотрудничество. Таким образом, у Клавдии уже в середине 20-х годов стал складываться собственный оригинальный репертуар. Всё указывало на то, что ей надо полностью посвятить себя пению.

4. Кирпичики

шульженко1.jpg
Популярность к Шульженко пришла еще в Харькове. Она стала известна как исполнительница лирических песен и городского романса. Один из первых хитов – «Песня о кирпичном заводе», которую в народе прозвали «Кирпичиками». Композитор Валентин Кручинин положил в её основу известную вальсовую мелодию, которая уже в те годы считалась народной. А поэт Павел Герман написал нехитрые слова в стилистике городского романса. Результат превзошёл все ожидания.

Читайте также: Анна Герман: все песни о любви>>

Рабочие сразу же подхватили «Кирпичики». Шульженко вспоминала, как девушки подбегали к ней после выступления и просили «дать списать слова». Уже через несколько лет песня значилась в песенниках как русская народная, и с ней выходили на сцену десятки эстрадных исполнителей. Появилось множество переделок и пародий. Шульженко же благодаря «Кирпичикам», «Шахте № 3» и другим песням на современную городскую и производственную тематику стала одной из самых популярных певиц Харькова.

диск.jpg
Однако более утонченными слушателями песни типа «Кирпичиков» воспринимались как образец пошлости. И сама Шульженко впоследствии сдержанно отзывалась о своих первых хитах:

«Павел Герман, широко образованный человек, хорошо знавший русскую и зарубежную поэзию, умевший писать тонкие лирические стихотворения, и Валентин Кручинин, талантливый музыкант, не поднялись здесь выше вкуса своих слушателей, даже, вероятно, я бы сказала, сознательно потакали его неразвитости. Но они, и в этом их заслуга, впервые обратились, пусть не во всем удачно, к современной бытовой теме», – писала певица о «Кирпичиках».


Как бы там ни было, но Шульженко стала одной из первых советских эстрадных певиц. Запев о рабочих, колхозницах и т.д., она органично объединила традиции русской народной песни, городского романса и дух времени – реалии нового социально строя. Получилось убедительно.

5. В мюзик-холле

мюзик холл.jpg
Успех в Харькове позволил Шульженко рассчитывать и на признание в столицах. В 1928 году она переехала в Ленинград и дебютировала на сцене Мариинского театра. Первое же выступление завершилось многократным выходом на бис, хотя концерт был сборный. Вместо двух запланированных песен Шульженко исполнила сразу шесть, и слушатели не хотели её отпускать.

Читайте также: Мурка, Катюша и Билли Джин – женщины, давшие легендарным песням свои имена>>

Через несколько недель сольных выступлений по кинотеатрам, Шульженко пригласили в Ленинградский мюзик-холл. Она в частности играла в популярных в те годы музыкальных представлениях «100 минут репортера» и «Аттракционы в действии». А также сыграла одну из главных ролей в спектакле «Условно убитый», где пела в паре с Леонидом Утёсовым. При этом музыку к спектаклю написал сам Дмитрий Шостакович, а дирижером был Исаак Дунаевский.


В 30-е годы популярность Шульженко постоянно росла. Она много гастролировала, записывала фонограммы для кино, были выпущены первые граммофонные записи певицы. Песни Шульженко «Челита», «Девушка, прощай» и «Записка», изданные на пластинках, стали всесоюзными хитами.

6. Синий платочек

на фронте.jpg
В 1940 году Шульженко вместе с мужем и «продюсером» Владимиром Коралли создала джазовый оркестр, который в годы Великой Отечественной войны превратился во фронтовой джаз-ансамбль. Вместе с ним она дала сотни концертов на передовой и стала одним из символов русской военной песни.

Читайте также: Свидетельства смерти. Девичьи дневники о войне, страданиях и гибели>>

«Мы выступали на аэродромах, на железнодорожных платформах, в госпиталях, в цехах заводов, в сараях и палатках, на льду, припорошенном снегом, на Дороге жизни. Концерты часто прерывались вражескими атаками. Наш автобус был изрешечен пулями и осколками. К месту, где предстояло выступать, мы порой пробирались под обстрелом, перебежками. Двое музыкантов наших умерли от голода. Дело было в блокадном Ленинграде – что уж тут подробно рассказывать. Не пристало жаловаться тем, кто все-таки выжил», – писала Шульженко впоследствии.


Пожалуй, самая известная фронтовая песня Шульженко – знаменитый «Синий платочек». Она входила в репертуар многих эстрадных певцов, но именно исполнение Клавдии Шульженко стало любимым у советских солдат.

платочек.jpg
Тот вариант текста, который пела она, стал самым популярным и со временем каноническим. Его написал, изменив оригинальный текст поэта Якова Галицкого, молодой лейтенант Михаил Максимов прямо на фронте и передал Шульженко после одного из её выступлений. Так что эта песня буквально родилась в окопах.

Образ Клавдии Шульженко с синим платочком в руках (именно так она пела эту песню) солдаты полюбили не меньше, чем её голос. Она была воплощением того любящего взгляда и тех девичьих плеч, что ждали их дома, вдали от ужаса и смерти страшной войны.


7. Любовь по патефону

коралли.jpg
Клавдия Шульженко не только пела о любви, но и немало знала о ней из личного опыта. На заре карьеры певица вышла замуж за артиста и конферансье Владимира Коралли. Она прожила с ним больше 25 лет и родила сына. Но этот более чем серьезный роман оказался лишь прологом к другой удивительной истории любви.


В 1956 году, когда Клавдии Шульженко было уже 50, она, не побоявшись сплетен и слухов, стала женой оператора документальных фильмов Георгия Епифанова, который был моложе её на 13 лет. Он же влюбился в певицу задолго до этого дня, услышав её голос на пластинке в конце 30-х, когда был студентом ВГИКа.

Музыка на века – самые интересные материалы о легендарных певицах прошлого в нашей специальной рубрике>>

Георгий прошёл войну буквально с пластинками любимой певицы за пазухой. После победы он смог раздобыть адрес Клавдии, которая к тому моменту была уже суперзвездой. Однако зайти в гости не решался.

шульженко и епифанов.jpg
Около 10 лет Георгий регулярно отправлял Шульженко поздравительные открытки, скромно подписываясь – Г.Е. А летом 1956 года коллега Епифанова, которая работала режиссером и была знакома с певицей, предложила ему познакомиться со своей любовью.

Первое же чаепитие наедине завершилось тем, что Шульженко сказала робеющему Епифанову: «Слушайте, вы или уходите, или оставайтесь». Он остался и следующие 8 лет прожил вместе с Клавдией. Потом они поссорились и практически не общались до 1976 года. После чего вновь сошлись. Шульженко неоднократно признавалась Епифанову, что он был её единственной настоящей любовью.

епифанов.jpg
«Сегодня пела только для тебя, мой родной, любимый Жорж! Ты вошёл в мою жизнь, когда она потеряла для меня смысл и интерес. Ты вдохнул в меня жизнь. 21 июля 1956 года, когда мы встретились, — великий день для меня, день моего второго рождения для любви. Сколько мне осталось — всё твоё», – писала певица своему возлюбленному.

Биографии, жизненные позиции и особенности стиля других знаменитых женщин – в нашей постоянной рубрике Персона>>

Подготовлено редакцией сайта «Апрель»

Читайте также: