Хеди Ламарр: экстаз и радиоуправляемые торпеды

Хеди Ламарр: экстаз и радиоуправляемые торпеды

Актриса, красавица и изобретательница, легенда золотой эры Голливуда. Хеди Ламарр стала первой женщиной, раздевшейся на большом экране и изобразившей оргазм в кино, а в «свободное от покорения Голливуда время», придумала технологию, которая легла в основу Wi-Fi.

1. Еврейская девочка

1.jpg
Хедвиг Ева Мария Кислер родилась в богатой еврейской семье в Вене в 1914 году – через несколько месяцев после начала Первой мировой войны. Её отец работал управляющим банка, а мама была пианисткой.

Читайте также о судьбе другой звезды, удивительно внешне похожей с Хеди Ламарр: Вивьен Ли - слишком красивая>>

Детство и юность актрисы прошли в эпоху распространения фашистской идеологии по Европе. Однако несмотря на еврейское происхождение, Хеди удалось миновать тяготы, которые выпали на долю многих в те страшные годы.

Родную Вену актриса покинула как раз незадолго до присоединения Австрии к Германии в 1938 году, после которого нацисты начали преследование евреев.

2. Актриса

2.jpg
Хеди родилась в состоятельной семье, принадлежавшей к высшим слоям австрийского общества. Она росла в роскоши и получила отличное образование. С детства училась музыке и балету, увлекалась театром и другими искусствами.

Актёрское мастерство она изучала в театральной школе, но состоялась именно в кино, где начала сниматься с 16 лет. Какое-то время уроки драматического искусства Хеди давал знаменитый немецкий режиссер Макс Рейнхардт.

Кто вы из голливудских актрис прошлого? Пройдите тест >>

Параллельно с театральными курсами Хеди устроилась ассистенткой сценариста в крупную австрийскую киностудию Sascha.

Уже к 18 годам она стала перспективной начинающей актрисой. На её счету было несколько заметных ролей, в том числе и главная – в комедийном фильме «Деньги не нужны». Однако настоящую славу Хеди принёс чехословацко-австрийский фильм «Экстаз», вышедший на экраны в 1933 году.

3. Экстаз

3.jpg
Мировой знаменитостью Хеди стала после премьеры скандальной картины «Экстаз». Впервые в истории полнометражного художественного кино на экране была показана сцена обнажения.

Обнажалась, конечно же, Хеди. Сцена купания актрисы в озере шокировала общественность. Однако ещё более чувственной (и не менее шокирующей) стала сцена, в которой Хеди изображает оргазм – такого в кино раньше тоже не видели.

Смотрите также: Не порно, но задорно: художественные фильмы с реальными постельными сценами>>

На протяжении примерно минуты камера крупным планом показывает лицо актрисы, выражающее постепенное нарастающее удовольствие. Говорят, что для достижения нужного эффекта в этой сцене Хеди колола себя английской булавкой в процессе съемок.


В оригинальном виде фильм был запрещён к показу во многих странах, его осудила церковь и общественность. Многие зрители смогли увидеть картину только в сокращённой версии, после того как её подвергли цензуре.

Читайте также: Мэри Стоупс - женщина, которая научила общество наслаждаться сексом>>

Скандальный успех «Экстаза» сделал Хеди безусловной звездой европейского кино, о которой говорили даже спустя те пять лет после выхода фильма на экраны, когда актриса вовсе перестала сниматься.

4.jpg
Именно «Экстаз» открыл Хеди дорогу в Голливуд. Однако он же загнал её в рамки одного яркого образа – «ecstasy girl», как писали об актрисе в журналах, от которого до конца она так и не смогла освободиться.

4. Сбежавшая жена

4.jpg
Вскоре после выхода на экраны «Экстаза» Хеди вышла замуж за одного из богатейших людей Австрии – Фрица Мандля – промышленника, миллионера и торговца оружием. Он хоть и имел еврейские корни, активно сотрудничал с фашистским режимом в Австрии и ещё до аншлюса пытался наладить более тесные контакты с Германией.

Фрицу удалось добиться взаимности от Хеди, хотя сначала актриса не обращала на него внимания. Но со временем очаровалась необыкновенным умом и внутренней силой Мандля. Очаровалась так сильно, что согласилась оставить любимое дело и перестала сниматься в кино.

6.jpgНа фото Хеди с третьим мужем, актером Джоном Лодером

Но и этого Фрицу было мало. Он был настолько ревнив, что пытался скупить все копии фильма «Экстаз», чтобы даже образ своей жены не делить со зрителями. Естественно, этот казус только увеличил интерес общественности к фильму.

Мандль окружил Хеди слугами и роскошью, засыпал её дорогой одеждой и драгоценностями, регулярно выводил её в свет и даже брал на деловые переговоры, не упуская ни единого случая похвастаться своей красивой женой.

Читайте также: Мой муж – монстр>>

Однако довольно быстро актриса поняла, что попала в золотую клетку. Она всё чаще думала о любимой работе, чувствовала себя одинокой и несчастной, ей, в конце концов, стало скучно быть ещё одной красивой вещью своего мужа. Спустя 4 года не самого счастливого брака Хеди решилась на побег. По одной из версий, актриса подсыпала горничной снотворное и в её одежде сбежала из замка Мандля, захватив небольшой запас драгоценностей.

8.jpg
В некотором смысле, это был не последний побег Хеди. Впоследствии она ещё 5 раз выходила замуж и родила троих детей, но не с одним мужчиной счастья и покоя так и не нашла.

5. Кинозвезда

8.jpg
Сбежав от мужа, Хеди направилась прямиком в Голливуд. Её слава была жива, поэтому уже на трансатлантическом пароходе «Нормандия» актриса подписала контракт с Луисом Майером – одним из основателей знаменитой киностудии Metro-Goldwyn-Mayer – и на американскую землю ступала вполне уверенно.

Едва добравшись до Соединенных Штатов, Хеди приступила к работе. Её первой голливудской картиной стал фильм «Алжир», в котором актриса исполнила роль красавицы Габи.

Золотой век Голливуда в лицах и судьбах. Читайте в нашем специальном проекте>>

Именно тогда Хеди и взяла себе псевдоним «Ламарр» – чтобы несколько дистанцироваться от прежнего скандального образа. До этого она снималась под своей настоящей фамилией.

9.jpg
В Голливуде Хеди Ламарр очень быстро встала в один ряд с такими звёздами, как Марлен Дитрих и Грета Гарбо. И в кино, и в жизни она играла роль загадочной и обворожительной иностранки. Идеальные черты лица и необыкновенная притягательность сделали Хеди одной из самых ярких кинозвёзд своего времени.

Читайте также: Марлен Дитрих - стальная орхидея>>

Всего Ламарр снялась более, чем в двух десятках голливудских фильмов: «Рискованный эксперимент», «Странная женщина», «Самсон и Далила» и многих других. Она вошла в число классических актрис золотой эры американского кинематографа.

6. Изобретательница

11.jpg
Сложно сразу поверить, но одна из самых ярких звёзд Голливуда успела внести свой вклад и в науку. Это при том, что у Хеди не было специального технического образования и профессионально наукой она никогда не занималась. Впрочем, в школе актриса проявляла незаурядные способности к математике, но по этому пути не пошла.

Читайте также: Выдающиеся женщины-ученые>>

Однако актёрская память и технический склад ума пригодились Хеди во время Второй мировой войны. Постоянное присутствие на переговорах и технических совещаниях своего первого мужа, сделали Хеди сведущей в том, что касается оружия. Знания, почерпнутые из этого общения, помогли ей сформулировать идею новой системы связи для управления торпедами.

Совместно со своим другом Джорджем Антейлом – композитором, изобретателем и журналистом – в 1940 году актриса придумала технологию псевдослучайной подмены радиочастот, которая позволяла создать эффективную систему радиоуправления торпедами.

Lamarr-US-army.jpg
Системы наведения существовавших в то время торпед можно было легко сбить с пути, отправив помехи на частоту, которая использовалась для управления ими. Хеди предложила разбить сигнал на несколько частей и передавать его на разных частотах, что сделало бы систему устойчивой к помехам.

Технически эту идею реализовал Антейл. Чтобы согласовать передатчик и приемник сигнала он предложил использовать валик механического пианино. Сигнал разбивался на 88 частей и отправлялся по 88 частотам – по числу клавиш в пианино.

Читайте также: Первые леди - как женщины осваивали новые профессии>>

В 1942 году Антейл и Ламарр зарегистрировали патент под названием «Секретная система связи», после чего безвозмездно передали его армии США. Однако реализовать технологию на практике удалось только в середине 50-х, когда для согласования приемника и передатчика стали использовать полупроводниковые материалы.

13.jpg
Впоследствии метод «прыгающих частот» (frequency-hopping spread spectrum, FHSS) впервые описанный в патенте Ламарр и Антейла, нашёл применение не только для военных, но и мирных нужд. В частности, именно на основе технологии FHSS работают такие современные стандарты беспроводной связи, как GSM, Bluetooth, Wi-Fi и другие.

Изобретение актрисы и композитора, пусть не сразу, но было оценено по достоинству. В 1997 году Фонд электронных рубежей наградил Хеди Ламарр за создание технологии FHSS, а в 2014 году её имя было занесено в Национальный зал славы изобретателей США. Более того – именно к дню рождения Хеди Ламарр (9 ноября) приурочено празднование дня изобретателя в Германии, Австрии и Швейцарии.

Смотрите также: От секретарши до космонавта - лучшие фильмы о женских профессиях>>

«Хеди, которую знаю я, совсем не та, которую знаете вы. Вы знаете ту Хеди, которую выдумали рекламные умельцы из кино. Они решили, что для придания ей большей сексапильности они будут представлять её глуповатой. Но Хеди очень, очень умна», – говорил Антейл. Что ж – в конце концов, с ним согласился и весь остальной мир.

7. Икона красоты

14.jpg
«Любая девушка может быть обворожительной. Все, что нужно, это стоять смирно и выглядеть глупенькой», – не без иронии сказала однажды Хеди. Она знала толк в обворожительности и по праву считалась одной из красивейших женщин своего времени.

Но даже спустя полвека притягательность образа актрисы сохраняет свою силу. Она стала олицетворением классической женственности. Неслучайно в конце 90-х компания CorelDraw поместила портрет Хеди на упаковку своего графического редактора. А винодельческая компания Gallo использовала экранный образ актрисы в своей телевизионной рекламе.

15.jpg
Интересно, что Хеди была одной из первых и немногих брюнеток, добившихся успеха в Голливуде. «Хеди — самая красивая женщина в мире. Сам Господь Бог познакомил меня с этой восхитительной брюнеткой. Я давно подумывал прервать монополию платиновых стереотипных блондинок в кино», – сказал однажды Луис Майер.

Впрочем, не смотря на свой звёздный статус Хеди Ламарр была не слишком счастлива в Голливуде. За ней так и тянулся шлейф скандальной юношеской славы, а предлагавшиеся роли со временем приносили всё меньше удовлетворения от работы.

14.jpg
«Моя красота — моё проклятие. Мне подсовывали роли глупых кукол. Когда же я заикалась о серьезной роли, режиссеры начинали надо мной хохотать», – говорила актриса.

В 44 года Хеди перестала сниматься в кино. В последний раз она появилась на экране в 1958 году в драме «Самка». В 60-х слава актрисы окончательно отодвинулась в эпоху классического Голливуда, время которого прошло. Однако к тому времени имя Хеди Ламарр уже превратилось в легенду.

Биографии, жизненные позиции и особенности стиля других знаменитых женщин – в нашей постоянной рубрике Персона>>

Подготовлено редакцией сайта «Апрель»

Читайте также: