Кэтрин Хепберн: легенда Голливуда

Кэтрин Хепберн: легенда Голливуда

Абсолютная чемпионка по «Оскарам» и сокровище американской нации. Самая титулованная актриса в истории кинематографа. Сильная женщина, которая совершила невозможное – завоевала Голливуд дважды. Кэтрин Хепберн.

1. Дочь суфражистски

Семья Кэтрин.jpg
Кэтрин Хотон Хепберн родилась в семье успешного врача и одной из активных участниц движения суфражисток – Кэтрин Марты Хепберн. В её честь и была названа актриса. Мать будущей звезды всю свою жизнь боролась за права женщин и выступала за социальные перемены в жизни Америки.

Рано оставшись сиротой, она выполнила данное своей матери обещание и получила образование в колледже – несмотря на противодействие консервативного дяди, взявшего на себя опекунство. Потом Кэтрин Марта включилась в борьбу за право женщин избирать и быть избранными.

Когда эта цель была достигнута, Кэтрин вместе с Маргарет Сэнгер участвовала в создании «Американской лиги контроля над рождаемостью». Впоследствии она была избрана председателем Национального комитета по контролю над рождаемостью и приложила много сил для отмены ограничений по применению контрацепции.

Кэтрин фото 2.jpg
Отец актрисы поддерживал прогрессивные взгляды её матери, и атмосфера в семье всегда была доброжелательной и свободной. В доме часто велись беседы о самых острых общественных проблемах. Дети (а их у Хепбернов было шесть) рано научились самостоятельно мыслить, формулировать свое мнение и свободно отстаивать его.

ТЕСТ Узнаете ли вы звезду по детскому фото? – проверим >> 

Будущая актриса еще ребенком принимала участие в нескольких демонстрациях за права женщин вместе со своей матерью. Впоследствии она чрезвычайно высоко оценивала роль такого воспитания в своей судьбе, называла себя «плодом трудов двух очень замечательных родителей». Кэтрин Хепберн всю свою жизнь оставалась близка с семьей и считала, что во многом благодаря ей смогла добиться успеха.

2. Женщина в брюках

Кэтрин фото 12.jpg
Суфражистская закалка, склонность к свободе, независимости и самостоятельности не раз давали знать о себе в карьере Хепберн. Став звездой, она сознательно игнорировала многие условности, налагаемые этим статусом. Например, ходила в брюках, что ужасно раздражало её продюсеров, режиссеров и партнеров в кадре.

Для типично голливудской актрисы своего времени она была недостаточно манерной и женственной, слишком дерзкой и своевольной. Актриса не любила давать интервью и посещать светские мероприятия, не заискивала перед прессой, предпочитая быть самой собой. Она отказывалась играть роль звезды в свободное от работы время.

Всё это делало Кэтрин не самой «удобной» актрисой. Продюсеры пытались заставить её быть более открытой для публики, но Хепберн смогла добиться такого положения, что с ней нельзя было не считаться. Часто играя сильных женщин на экране, прежде прочего она была сильной в своей повседневной жизни.

Кэтрин фото 8.jpg
В конечном итоге и её свободная манера одеваться (не прибегая к услугам всевозможных «имиджмейкеров»), и манера вести себя стали одним из редких для Голливуда образцов подлинной силы и независимости.

Читайте также: 10 заповедей стильной женщины >>

Да, Кэтрин Хепберн, прежде всего, прославилась как мастер перевоплощений, но не менее важно, что она, пожалуй, одна из самых свободных и сильных женщин в истории американской киноиндустрии. Она учила женщин быть собой ещё в те времена, когда общество с трудом терпело любые их притязания, идущие дальше замужества и членства в местной благотворительной организации.

3. Бродвей

Кэтрин фото 15.jpg
На театральную сцену актриса впервые вышла ещё подростком. Время от времени Кэтрин играла в любительских постановках, а когда поступила в колледж (больше по настоянию матери), решила стать профессиональной актрисой. На следующий же день после получения диплома Хепберн отправилась в Балтимор, где ей удалось устроиться на работу в один из театров.

Не имея за плечами никакой актерской школы, Кэтрин неплохо сыграла несколько эпизодических ролей. После завершения своего первого в жизни театрального сезона, начинающая актриса переехала в Нью-Йорк. Она поступила на курсы актерского мастерства и вскоре получила приглашение стать дублершей главной героини в спектакле «Большое озеро».

После нескольких репетиций удача улыбнулась Кэтрин ещё раз: её назначили на главную роль в этой постановке. Однако свою первую премьеру артистка полностью провалила. Она спотыкалась на сцене и говорила так быстро, что её невозможно было понять.

Актрисе удалось реабилитироваться и успешно сыграть роль школьницы в пьесе «Эти дни», но спектакль вскоре сняли с производства. После этого Хепберн играла в театрах «Гилд» и «Беркшир плэйхаус» на Бродвее. Но прежде чем её заметили зрители и профессионалы, актриса прошла через целый ряд провалов и неудач. «Меня всегда увольняли. Самой судьбой мне суждено было «вспыхивать — и гаснуть», – вспоминала она впоследствии.

Кэтрин фото 3.jpg
Первую заметную славу Хепберн принесла роль в спектакле «Муж воительницы». Эта работа и обеспечила ей пропуск в Голливуд. Кроме прочего, роль бесстрашной королевы амазонок во многом стала для актрисы пророческой, предопределив её амплуа волевой женщины.

4. Ранняя слава

Кэтрин фото 4.jpg
Кэтрин Хепберн дебютировала на экране в 1932 году в комедии «Билль о разводе». Примерно в это время потихоньку рушился и собственный брак актрисы с бизнесменом Огденом Смитом. Между семьей и карьерой Кэтрин окончательно выбрала второе.

Смотрите также: Прошлый век – лучшие фильмы 30-х >> 

За следующие 2 года она стала восходящей звездой всевозможных комедий и романтических мелодрам, которые Голливуд клепал пачками. За фильм «Ранняя слава» актриса получила свой первый «Оскар», а её роль в «Маленьких женщинах» была отмечена наградой Венецианского кинофестиваля. В начале 1930-х Хепберн была одной из самых востребованных и высокооплачиваемых актрис Голливуда. Тем сильнее было падение.

5. Не Скарлетт

Кэтрин фото 14.jpg
Кэтрин Хепберн на собственном опыте ощутила, как мимолетна любовь публики. Спад в её кинокарьере начался всего спустя три года после её начала. За это время актриса успела забраться на вершину Голливуда.

Полоса неудач началась с театра. В конце 1933 года игра Кэтрин в пьесе «Озеро» получила уничижительные отклики критики. Но эта неудача была скрашена недавним успехом актрисы на экране.

ТЕСТ Кто вы из голливудских актрис прошлого? – пройди и узнай >> 

Однако в 1934 году провалы начались и в кино. Несколько картин подряд с Хепберн в главной роли не собрали кассу. Исключением стал фильм «Элис Адамс» – он был неплохо принят зрителями, а Кэтрин получила номинацию на «Оскар». Но все последующие картины проваливались одна за другой. Студия несколько лет продолжала делать ставку на былую популярность Хепберн, надеясь воскресить её славу, но к концу 1930-х репутация актрисы была окончательно испорчена.

Кэтрин фото 1.jpg
Продюсеры стали шарахаться, и её имя попало в негласный список актеров, чьё участие автоматически убивает кассовые сборы. Хепберн пыталась получить роль Скарлетт О'Хары в экранизации «Унесенных ветром» – одном из самых масштабных кинопроектов того времени, но Дэвид Селзник счел её недостаточно сексуальной. «Я не могу представить, чтобы Ретт Батлер добивался вас на протяжении 12 лет», – сказал продюсер.

После провала комедии «Воспитание крошки» Хепберн решила на какое-то время и вовсе оставить кинематограф. Пресса писала, что не было ещё «ни одной звезды, которая добилась бы такого быстрого и восторженного признания. Но не было и ни одной звезды, остававшейся столь непопулярной в течение столь долгого времени».

6. Филадельфийская история

Кэтрин фото 6.jpg
Для Кэтрин Хепберн Бродвей всегда был особым местом – во-первых, он стал трамплином на раннем этапе её карьеры, во-вторых – оставался чем-то вроде запасного аэродрома, куда можно было отступить в случае неудачи на экране. Именно бродвейская сцена и вернула актрисе былую популярность.

В 1938 году, устав от постоянных провалов, Кэтрин ушла из Голливуда. Она получила роль в постановке пьесы Филипа Бэрри «Филадельфийская история». А миллиардер Говард Хьюз, с которым актрису связывали романтические отношения и многолетняя дружба, купил для неё права на экранизацию спектакля.

«Филадельфийская история» выдержала более 400 постановок и была с восторгом принята зрителями и критикой. Спектакль заработал более миллиона долларов, он спас театр «Гилд» от разорения и значительно улучшил репутацию Хепберн.

Но главное – успех пьесы обеспечил интерес киностудий. Когда зашла речь об экранизации, Кэтрин стала хозяйкой положения. Она на выгодных условиях продала права студии «Metro-Goldwyn-Mayer» с тем условием, что именно она исполнит главную роль. Актриса также получила право выбрать режиссера, с которым она хочет работать и ведущих актеров. Съемками руководил Джордж Кьюкор, с которым Хепберн неоднократно работала раньше, а её главным партнером в кадре стал Кэри Грант.

Кэтрин фото 7.jpg
Для Хепберн «Филадельфийская история» была продуманной операцией по возвращению в Голливуд и восстановлению имиджа. Сценарий и характер главной героини раскрывались так, что зрители сначала смеялись над ней, но постепенно начинали сочувствовать. Это был сознательный ход.

Ещё до начала работы над фильмом актриса прямо говорила, что не хочет превращать картину в чересчур «парадное» возвращение на экран. «Слишком многие хотят видеть моё падение». Фильм, собственно, и начинается с падения главной героини – бывший муж толкает её в лицо, и она оказывается на полу собственного дома.

Расчет актрисы оправдался на все сто. «Филадельфийская история» стала одним из самых успешных фильмов 1940-го года. Кэтрин получила премию от нью-йоркских критиков и номинацию на «Оскар». Автор одной из рецензий писал – «Возвращайся, Кэти, все прощено!»

Хепберн закрепила свой успех картиной «Женщина года», за роль в которой получила очередную номинацию на «Оскар». В этот раз она также участвовала в продюсировании. По сути Кэтрин Хепберн удалось невозможное – она завоевала Голливуд дважды. И если в первый раз её победа во многом была результатом счастливого стечения обстоятельств, то во второй актриса показала себя настоящим стратегом, она взяла управление карьерой в собственные руки и добилась желанного результата.

7. Чемпионка по «Оскарам»

Кэтрин фото 10.jpg
«Награды ничего для меня не значат. Моя награда — моя работа», – говорила актриса. Возможно, именно такой подход и позволил ей стать настоящей «чемпионкой по «Оскарам». Кэтрин Хепберн номинировалась на главную премию американской киноиндустрии 12 раз, и 4 раза она становилась победительницей.

Это абсолютный рекорд, который пока не удалось побить ни одному актеру. Интересно, что при этом Хепберн никогда не принимала участия в церемонии награждения «Оскара» и не приняла ни одной статуэтки лично в руки.

Смотрите также: Мальчик, который выждал – долгая дорога ДиКаприо к «Оскару» >> 

Кроме «Оскаров» Кэтрин неоднократно номинировалась на премии BAFTA (5 раз и 2 победы), «Золотой глобус» (7 раз), «Эмми» (6 номинаций и 1 победа), «Тони» (2 номинации), она побеждала на фестивалях в Канне и Венеции, неоднократно получала призы от ассоциаций критиков и другие, менее известные, награды. По всей видимости, она – самая титулованная актриса в истории кинематографа.

8. Сокровище нации

Кэтрин фото 9.jpg
Кэтрин Хепберн имела не только яркую, но и длительную карьеру. Несмотря на калейдоскоп успехов и поражений, с которого началась её голливудская история, в длительной перспективе карьера актрисы оказалась необыкновенно стабильной. Хепберн снималась в кино на протяжении шести десятилетий.

Более того – главные свои награды она получила уже в зрелом возрасте. Так, свой второй «Оскар» (за роль в фильме «Угадай, кто придёт к обеду?») Кэтрин получила только в 1967 году, когда ей было уже 60 лет. А четвертую награду от Американской киноакадемии актриса получила в 1981 году – ей было уже 74.

Хепберн регулярно появлялась на экране до 87 лет, её фильмография насчитывает более 50 картин. Со временем она стала живым символом Голливуда, при этом не просто играла роль напоминания о его золотой эпохе, но и оставалась востребованной. В 1999 году Американский институт кино признал Кэтрин Хепберн величайшей актрисой в истории Голливуда.

Кэтрин фото 13.jpg
Когда Хепберн умерла, президент США Джордж Буш счёл необходимым выступить с публичным заявлением. Он сказал, что «Хепберн войдёт в историю как одно из художественных сокровищ нации». И это вполне соответствует действительности.

На следующий день после смерти актрисы Бродвей почтил её память, погасив свои огни. На Манхэттене, где Хепберн прожила более 60 лет, в её часть назван сад и городская площадь.

9. Чайлдфри

Кэтрин фото 11.jpg
Все свои силы Кэтрин Хепберн отдавала кино и театру, не слишком-то заботясь об успехах в личной жизни. Впрочем, это не мешало случаться таким романтическим историям, которым могла бы позавидовать героиня любого фильма. Например, миллиардер и авиатор Говард Хьюз однажды мотивировал актрису совместным и весьма опасным пролетом над нью-йоркским мостом Куинсборо.

Он неоднократно звал Кэтрин замуж, но она в очередной раз решила сосредоточиться на карьере и не заводить семью. Актриса открыто признавалась, что приняла сознательное решение не иметь детей, так как «была бы ужасной матерью». «Как правило, я очень эгоистична», – говорила Хепберн.

Читайте также: Почему я не хочу ребенка >> 

В то же время Кэтрин имела некоторый опыт «материнства», так как у неё было много младших братьев и сестер, с которыми она всегда была очень близка.

10. Спенсер Трейси

Хепберн и Трейси.jpg
Самая сильная любовная история в жизни Кэтрин Хепберн была связана со знаменитым актером Спенсером Трейси. Они познакомились на съемках в 1942 году. Результатом этой встречи стали девять совместных картин и роман длиною в 27 лет. Значительную часть времени актеры скрывали свои отношения, так как Трейси был женат, хотя и не жил с собственной женой.

Ради Трейси Кэтрин была готова даже оставить главное в своей жизни – кино. В начале 1960-х, когда здоровье актера резко ухудшилось, она переехала в его дом и полностью отказалась от съемок, посвятив себя заботе о любимом. Она ухаживала за Трейси вплоть до его смерти и несколько лет не появлялась на экране.

Хепберн и Трейси 1.jpg
Хепберн вернулась к актерской карьере только в 1967 году, последний раз сыграв вместе со своим возлюбленным. На случай, если бы понадобилось переснимать фильм с другим актером, гонорары Трейси и Хепберн были заморожены. Картина «Угадай, кто придёт к обеду?» стала последней для Трейси и первой после пятилетнего перерыва для Кэтрин Хепберн. Она же принесла актрисе вторую премию «Оскар».

О своих отношениях со Спенсером Кэтрин стала говорить открыто только в 1983 году, когда умерла официальная жена Трейси. «Я знаю только то, что никогда бы не оставила его», – признавалась актриса. Годы, проведенные рядом со Спенсером Трейси, Хепберн называла «абсолютным блаженством».

Биографии, жизненные позиции и особенности стиля других знаменитых женщин - в нашей постоянной рубрике Персона >>

Подготовлено редакцией сайта «Апрель»

Читайте также: