Instagram, VK, "Одноклассники.ru": портрет типичной пользовательницы

Instagram, VK, "Одноклассники.ru": портрет типичной пользовательницы

Не секрет, что в разных социальных сетях сидят совершенно разные женщины. Порой не верится, что посетительницы Tumblr и «Одноклассников» живут на одной планете — но это так. Мы выбрали десять главных типажей российских пользовательниц соцсетей, по одному для каждого крупного сервиса, и разобрались, чем же они так отличаются друг от друга.

1. VK

Вконтакте.jpg
Суть: сердце Рунета
Год основания: 2006
Ежемесячная аудитория: 53,6 млн
Процент женщин: 58,1%
Самые активные: от 16 до 25 лет

Эх, молодёжь! Девочки «Вконтакта» едва ли выделяются в отдельный социальный слой — слишком они разные. Здесь и школьницы с цитатками и плаксивыми песенками, и успешные леди в строгих костюмах, интровертные дамы с тонкой душевной организацией, гламурные дивы, а также все-все твои одноклассницы без исключения — в общем, представительницы всех на свете субкультур и общественных направлений. Объединяет их одно: как правило, всем им нет ещё тридцати.

О соотношении реальной девушки и её профиля VK можно написать не одну серьёзную диссертацию, но неоспоримо вот что: если девушка живёт в России — у неё совершенно точно есть VK, даже если она это упорно отрицает. Хотя бы для музыки и сериалов.

VK переписка с техподдержкой.jpg

2. Facebook

Facebook.jpg
Суть: средоточие жизни
Год основания: 2004
Ежемесячная аудитория в России: 24,5 млн
Процент женщин: 56,3%
Самые активные: от 25 лет и старше

Фейсбук нужен, чтобы меряться успехом. Как правило, там заседают жительницы мегаполисов от 25 лет и старше, чьи интересы распространяются чуть дальше смешных картинок и паблика «Подслушано». Что, впрочем, отнюдь не гарантирует интересное с ними общение.

Как известно, в России Фейсбук используется для продолжения дела ЖЖ. Там ведут беседы о судьбах Родины, многословно ругаются и охотно лайкают длинные записи об очередной жизненной несправедливости. Так что активная пользовательница ФБ своим профилем обязана сразу настраивать собеседника на нужный лад — мол, не с дурочкой говоришь, пред вами умудрённая состоявшаяся женщина, извольте соответствовать! А с подружками она ходит трындеть VK, никому об этом особенно не распространяясь.

В Фейсбуке котируется указание в профиле хороших ВУЗов, известных компаний в графе «Работа» и, как минимум, Москвы в качестве местожительства, а лучше — чего-нибудь подальше от России. При этом владелица аккаунта запросто может иметь самое опосредованное отношение ко всем указанным организациям и местам, в реальности просиживая штаны в офисе на окраине Челябинска. Главное — уметь себя подать.

FB.jpg

3. Instagram

Инста.jpg
Суть: селфи и котики
Год основания: 2010
Ежемесячная аудитория в России: 10,6 млн
Процент женщин: 77,4%
Самые активные: от 17 до 25 лет

Инстаграм — отличный инструмент для поддержания зависти в женской среде. Он создан для демонстрации уровня потребления благ: поела в приличном ресторане — показала это всем, поехала отдыхать в Турцию — продемонстрировала всё в деталях (конкретное место отдыха можно благоразумно не упоминать), мужик подарил цветы — запечатлеть и выложить! Это если опустить многочисленные фото из спортзала, когда он вдруг случается между ресторанами.

Инстаграм идеально раззадоривает соперниц, которым подобные блага почему-либо недоступны. Однако женщина не будет женщиной, если не сумеет свои недостатки превратить в достоинства! И вот на плоский животик подруги дама отвечает стройной, тщательно кадрированной ножкой, а на фото с отдыха на Сейшелах — романтичным городским пейзажем на закате, по которому не поймёшь, то ли это Париж с Эйфелевой башни, то ли Чебоксары из кухонного окна. В общем, женский Инстаграм — это красиво.

Instagram.jpg

4. Twitter

twitter.jpg
Суть: коротко о главном
Год основания: 2006
Ежемесячная аудитория в России: 7,4 млн
Процент женщин: 49,4%
Самые активные: от 20 до 40 лет

Женский сегмент русскоязычного Твиттера — это очень странный мир. В нём не прослеживается никакой связности: когда одна пользовательница постит ссылки на новости, другая прилюдно общается с подругами о чём-то, известном только им, а третья заваливает вашу ленту котиками, цитатами и случайным набором чужих твитов. И всё это — живые люди, которые зачем-то завели Твиттер и что-то в него пишут.

Поскольку ни о какой общей картине речи не идёт, для изучения женского Твиттера необходимо идти в аккаунты журналов для женщин и читать, что там пишут читательницы. Занятие увлекательнейшее — и хоть к сути вопроса оно не приближает совершенно, зато хотя бы не будет скучно.

twitter is stupid.jpg

5. Одноклассники.ru

ОК.jpg
Суть: ставь класс!
Год основания: 2006
Ежемесячная аудитория: 39 млн
Процент женщин: 69,2%
Самые активные: от 35 лет и старше

«Одноклассники» — отдельная планета внутри Рунета. Эта соцсеть полностью вобрала в себя всё старшее поколение бывшего Союза, активное в сети, потому атмосфера там царит соответствующая. Лучше всего её транслирует в массы молодёжи популярный VK-паблик «Филиал Одноклассников», а самая мягкая формулировка происходящего между пользователями ОК и остальным интернетом — взаимное недопонимание.

Завсегдатаи «Одноклассников» повсюду: это самая пролетарская из соцсетей в России. Её посетительницы работают в магазинах и парикмахерских, занимаются бухгалтерией, водят такси, варят борщи в столовых, сидят с внуками и увлечённо смотрят телевизор. Простая русская женщина — главный ориентир и основная движущая сила ОК.

Одноклассники суть.jpg

6. Мой мир

мой мир.jpg
Суть: с первого взгляда не ясна
Год основания: 2007
Ежемесячная аудитория: 23,6 млн
Процент женщин: 60,1%
Самые активные: от 40 лет и старше

«Мой мир» от Mail.ru – удивительное место. Поразительнее всего, что эта соцсеть, о которой с первого раза и не вспомнишь, до сих пор занимает четвёртое место по посещаемости в стране после Фейсбука, «Вконтакте» и «Одноклассников», а вплоть до нынешнего года опережала Фейсбук и стабильно входила в тройку ведущих соцсетей России.

Наверняка «Мой мир» обязан этим крепкой привязке к популярнейшему почтовому сервису и общей навязчивостью маркетинга Mail.ru. Тем очевиднее, что портрет средней пользовательницы этого ресурса вычислить очень сложно. Возможно, она из маленького города или деревни. Вероятно, ей или 13, или 40 лет. Скорее всего, она посещает «Мой мир», потому что ей всё равно, что посещать. Вот, собственно, и всё. Для более полной информации попробуйте окунуться в этот мир самостоятельно — адрес знаете.

Мой мир аккаунт.jpg

7. LastFM

lastFM profile.jpg
Суть: чем больше странной музыки, тем лучше
Год основания: 2002
Ежемесячная аудитория в мире: 40 млн
Процент женщин: неизвестен.
Самые активные: от 18 до 27 лет

Ого, LastFM ещё жив! Именно так сегодня звучит главное впечатление от посещения некогда популярной соцсети. Стриминговые сервисы несколько лет назад напрочь убили саму идею «Ласта», и сейчас он чаще используется как база данных по самой странной музыке мира. Тем более уж чего-чего, а наглядности сервису не занимать.

Пользуются LastFM сегодня в первую очередь те девушки, которым в 2007 было около семнадцати, причём происходит сей процесс скорее «по старой памяти». Бурный рост проекта за счёт свежей крови закончился много лет назад, аудитория стабилизировалась и теперь взрослеет вместе с сайтом. Впрочем, «Ласт» — это всё ещё про молодых, активных и неглупых.

lastFM.jpg

8. Tumblr

tumblr хипста.jpg
Суть: это модно
Год основания: 2007
Ежемесячная аудитория: 199 млн
Процент женщин: 50%
Самые активные: от 18 до 25 лет

Модный Tumblr — место тусовки молодых и красивых, такой себе интернет-подиум со свободным доступом. Эта сеть состоит из картинок еды и котов, фотографий с фэшн-показов, смешных гифок, хэштегов и потому несёт в себе очень осязаемый хипстерский душок. Да что там душок — целый смог бесполезного эстетизма.

Посещают это место девочки соответствующего типа: дети торговых центров, воспитанницы бесконечных магазинов и фудкортов. Они юны, эффектны, бесцельны в своём существовании и ничего особенно не производят, ограничиваясь раздачей лайков и редкими комментариями. Так и живут, не забредая на глубину, красиво и ненавязчиво.

девушки общаются.jpg

9. Ask.fm

ask me.jpg
Суть: сервис для желающих внимания
Год основания: 2010
Ежемесячная аудитория в России: 14,1 млн
Процент женщин: 43%
Самые активные: от 12 до 16 лет

Старые добрые школьные сплетни формируют идейный костяк сервиса Ask.fm. Здесь ошиваются юные нимфы, перемывающие косточки друг другу так, что от количества мата и грамматических ошибок в ответах начинает печь глаза. Градус ненависти друг к другу сопоставим с атмосферой средних классов школы — девочки идеально перенесли свои умения конфликтовать на новую площадку и развернулись в полную, неведомую раньше силу.

Период увлечения «Аском», как правило, заканчивается на первых курсах института. Если шестнадцатилетние ещё могут (и постоянно порываются) лицо попортить за трансляцию сплетен, то девушкам под 20 уже совсем не до того. И аккаунты тухнут, изредка освежаемые скучными ответами на «вопросы дня», которые автоматически рассылает бездушный робот.

ask me аккаунт.jpg

10. ЖЖ

жж.jpg
Суть: размышления о судьбах мира
Год основания: 1999
Ежемесячная аудитория: 16,4 млн
Процент женщин: 42,8%
Самые активные: от 30 до 45 лет

ЖЖ – это наше всё. Самый старый социальный сервис Рунета за 16 лет существования превратился в столь специфическую площадку, что её сложно описать в нескольких словах. Это надо видеть, лучше в динамике.

«Живой Журнал» на протяжении многих лет был главным рассадником политики во всём российском интернете, вплоть до окончательного прихода Фейсбука на эти земли. Там же заседали многочисленные писательницы, домохозяйки, бьюти-блогеры и прочие вольные носительницы печатного слова. Так сложился средний образ девушки-завсегдатая ЖЖ: как правило, это замужняя женщина, чаще образованная, реже — лишь очень увлекающаяся, с детьми (огромный пласт бэби-блогерш) или без оных (не менее внушительная армия псевдофеминисток и прочих активных дам). Обычно умеет связно писать, чем и пользуется, катая пространные посты о каждом шорохе в окружающем мире.

Сегодня ЖЖ-женщины массово свалили на Фейсбук, из-за чего перспективы тусовки выглядят туманно. Золотые времена ЖЖ, а вместе с ним и его обширного женского сегмента, увы, остались в 2000-х.

на прощание.jpg

Подготовил Алексей Максимук

Читайте также: