Джоан Кроуфорд: одержимая

Джоан Кроуфорд: одержимая

Она родилась в семье прачки, но стала звездой американского кино. Девушка-хлопушка, создавшая новый «джазовый» образ молодой американки в 20-е и завоевавшая экран в 30-е. Одна из самых красивых, сексуальных и любвеобильных актрис классического Голливуда.

1. Трудное детство

Джоан Кроуфорд маленькая.jpg
Люсиль Фэй Лесюр, таково настоящее имя актрисы, родилась в 1908 году в семье разнорабочих. Родители расстались ещё до ее рождения, и долгое время Люсиль считала своим настоящим отцом отчима – импресарио Генри Дж. Кассина, за которого мать вышла замуж вскоре после того, как её бросил первый муж.

Кассин управлял небольшим оперным театром в городке Лоутон, штат Оклахома. Именно там Люсиль впервые приобщилась к эстрадному искусству. Она с удовольствием наблюдала, как репетируют и выступают актёры водевилей, и мечтала оказаться на их месте.

5173637961.jpg
Отчим поощрял интерес Люсиль к искусству, однако он сыграл в её жизни неоднозначную роль. По некоторым свидетельствам Кассин слишком сблизился со своей падчерицей, и когда ей было 11 лет, подверг её сексуальному насилию. Впрочем, установить подлинность этой информации проблематично. Существует множество публикаций о том, что Кроуфорд в детстве спала со своим отчимом, однако прямо актриса об этом никогда не говорила. Один из авторов биографии звезды Лоуренс Квирк утверждает, что Кроуфорд никогда не скрывала «злоупотребления со стороны своего отчима, и это фактически упоминалось практически в каждой книге о ней».

Женщины в ХХ веке – вспоминаем, как красились, о чем мечтали и во что одевались красотки прошлого>>

И всё же эти книги основываются на косвенных данных и интервью близких к актрисе людей, прямых обвинений Кроуфорд никогда не выдвигала. Более того, по всей видимости, она и сама не осознавала сексуальные отношения с отчимом (если мы предположим, что они были) как нечто неправильное. Такую трактовку предлагает спродюсированный Джессикой Лэнг сериал «Вражда», который поднимает этот вопрос. В нём Джоан как будто гордится предполагаемой связью с отчимом и защищает его как человека, который показал, что такое «настоящая любовь».

сссс.jpg
Но даже если опустить эпизод с возможным сексуальным насилием, сложно назвать детство голливудской звезды благополучным. После нескольких лет жизни в Лоутоне Генри Кассин был обвинен в растрате, и семье вновь пришлось переезжать. Вскоре после этого мама Люсиль развелась с ним, а её отправила в католическую школу Святой Агнессы, где девочке приходилось отрабатывать затраты на обучение.

CEpZBdzW0AAgsoq.jpg
Оплатить школу мама была не в состоянии – заработанного в прачечной с трудом хватало на еду. При такой нагрузке времени на учёбу у Люсиль почти не оставалось. На тех же условиях она училась в Академии Рокингема, и толком так и не окончив школу по протекции классной наставницы поступила в колледж. Однако спустя несколько месяцев поняла, что не готова к учёбе.

2. Танцы

tumblr_lcpoqm9FFZ1qe6mn3o1_500.gif
Бросив колледж, Люсиль решила осуществить свою мечту – стать профессиональной танцовщицей. Она победила в одном из любительских конкурсов эстрадных танцев и начала выступать в странствующих ревю. Она танцевала в клубах Чикаго, Нью-Йорка, Детройта и других городов Америки. Вскоре её заметил продюсер Джейкоб Шуберт и предложил роль в своей бродвейской постановке «Невинные глаза».

Читайте также: Женщины в XX веке: «хлопушки» 1920-х>>

Благодаря этой работе Кроуфорд познакомилась с продюсером Нильсом Гранлундом, который организовал для неё кинопробы и отправил их в Голливуд. Через какое-то время студия Metro-Goldwyn-Mayer прислала предложение: 75 долларов в неделю. Кроуфорд не раздумывая согласилась и отправилась покорять фабрику грёз.

танцу.jpg
Путь в кино она начала с самых низов, впервые появившись на экране в картине «Леди ночи» в качестве дублёрши Нормы Ширер. Потом было ещё несколько эпизодических ролей (например, в фильмах «Весёлая вдова», «Большой парад» и других), однако Кроуфорд даже не была указана в титрах как их исполнительница. Одной из первых картин, где Кроуфорд появилась под своим именем (тогда еще настоящим – Люсиль Лесюр) стали «Красавицы» с Сейзу Питтс в главной роли.

3. Голливудская звезда

1.jpg
Уже к концу первого года в Голливуде руководство студии MGM признало, что начинающая актриса могла бы стать звездой. Однако для начала ей следовало подыскать более звучное имя. К этому процессу даже подключили читателей одного из еженедельников о кино. С их помощью сначала был выбран псевдоним «Джоан Арден», но выяснилось, что на него уже претендует другая актриса. Тогда остановились на «Джоан Кроуфорд». Под этим именем актриса появилась в фильмах «Единственная вещь» и «Салли, Ирен и Мэри», где сыграла свои первые заметные роли, ещё не главные, но уже второго плана.

В 1926 году она снялась в нескольких фильмах, самым заметным из которых стал «Бродяга, бродяга, бродяга», где она играла в паре с Гарри Лэнгдоном. И всё же Джоан не устраивало, как медленно движется её карьера. Она хотела главных ролей, она хотела стать звездой.

2 ранние фильмы.jpg
Видя, что Metro-Goldwyn-Mayer не готова по-настоящему в неё вкладываться, Кроуфорд стала действовать самостоятельно. В свободное время она регулярно участвовала в танцевальных конкурсах по чарльстону и блэк-боттому, которые проводились в голливудских отелях поблизости. Она часто побеждала, чем привлекла к себе дополнительное внимание публики. Руководство студии наконец оценило потенциал Кроуфорд и ей стали предлагать более значительные роли.

Позднее сценарист студии Metro-Goldwyn-Mayer Фредерик Сагор Маас вспоминал: «Никто не делал Джоан Кроуфорд звездой. Джоан Кроуфорд стала звездой, потому что Джоан Кроуфорд решила стать звездой».

Кроуфорд нем кино.jpg
Уже в 1926 году Кроуфорд попала в число наиболее перспективных начинающих актрис. Но настоящий успех пришел пару лет спустя, когда Джоан сыграла главную роль в фильме «Наши танцующие дочери». Успех картины открыл для Кроуфорд путь на вершину Голливуда. К 1929 году она уже на равных соперничала с такими звездами, как Грета Гарбо, Марлен Дитрих, Норма Ширер.
Кроуфорд успешно перешла к звуковому кино (первую роль в звуке сыграла в картине «Недотрога» в 1929 году) и в 30-х упрочила свое положение, став одной из самых популярных актрис в мире.

4. Хлопушка

1 джоан кроуфорд в кресле.jpg
Добившись успеха в конце 1920-х, Джоан Кроуфорд стала одним из самых выразительных символов культуры флэпперов или хлопушек – молодых эмансипированных девушек, появившихся в Америке в эпоху джаза. Она воплотила на экране (прежде всего, знаковой стала картина «Наши танцующие дочери») образ современной молодой американки – яркой и независимой, самостоятельной и свободной, танцующей и изящной.

Читайте также: Девушка-«хлопушка»: что нового дало миру движение флэпперов>>

Фрэнсис Скотт Фицджеральд прямо называл Джоан Кроуфорд «лучшим образцом хлопушки – той девушки, которую вы можете увидеть в изысканном ночном клубе. Она одета в высшей степени изощрённо, стоит в отдалении и вращает в руках стакан со льдом, со слегка горьким выражением. Она восхитительно танцует, постоянно смеется своими распахнутыми, наполненными болью глазами. Юная штучка с талантом жить».

5. Ненасытная

1 джоан кроуфорд портрет.jpg
Популярность Джоан Кроуфорд не обошлась без скандалов. Желтая пресса неоднократно писала, что прежде чем актрисе удалось пробиться в Голливуд, она не брезговала съемками в очень откровенных эротических фильмах. Например, ей приписывали съемки в картинах с такими яркими названиями как «Продюсерская койка» и «Бархатные губки».

Следует сразу сказать, что впоследствии участие Кроуфорд в подобных фильмах было оспорено. Однако миф сильнее. У Джоан Кроуфорд сложилась весьма неоднозначная репутация ненасытной и одержимой сексом хищницы. Существует версия, что и в кино она пробилась через постель и впоследствии неоднократно пользовалась этим методом для добывания выгодных ролей.

Смотрите также: Прошлый век – лучшие фильмы 1920-х>>

С одной стороны, подобные случаи имели место в Голливуде. И даже сама Кроуфорд досадовала на Норму Ширер, которая была замужем за начальником производства на студии MGM: «Как я могу конкурировать с Нормой? Она спит с боссом!», – восклицала Кроуфорд. С другой стороны, все это слишком похоже на выдумки дешевых журналистов.

2 Кроуфорд с мужем.jpg
В любом случае, Кроуфорд прославилась как одна из самых красивых, сексуальных и любвеобильных звёзд Голливуда. Эту репутацию она поддерживала частыми замужествами и романами. Она была замужем за актерами Дугласом Фэрбенксом, Франшо Тоуном, Филиппом Терри, а также председателем совета директоров компании PepsiCo Альфредом Стилом, примерно – по 4 года за каждым.

Среди внебрачных увлечений актрисы особое место занимает Кларк Гейбл, с которым Кроуфорд познакомилась во время работы над фильмом «Одержимая». Впоследствии она признавалась, что буквально теряла голову, стоило Гейблу появиться на съемочной площадке. Одной из самых значительных совместных работ актеров стала картина «Танцующая леди».

3 Кроуфорд и Гейбл.jpg
Среди любовников Кроуфорд называли также актеров Джеки Купера, Генри Фонду, известного адвоката Грега Боцера, продюсера Билла Дозиера и бесчисленное количество малоизвестных актеров, которых Джоан, якобы, ценила даже больше, чем звезд, потому что они лучше выкладываются в постели.

6. Легенда

Clarence Sinclair Bull, Portrait of Joan Crawford, 1933..jpg
Джоан Кроуфорд была одной из немногих, кому удалось безболезненно перейти к съемкам в звуке. Она получила широкую известность уже на излёте немого кино, став одной из самых ярких актрис второй половины 20-х. Но в следующее десятилетие только упрочила свою популярность. Здесь пригодились не только танцевальные таланты актрисы, но и умение петь. В первой же роли со звуком (в фильме «Недотрога») Кроуфорд исполнила несколько песен. Картина была хороша принята зрителями, и Джоан стала одной из первых звёзд уже звукового кино.

giphy.gif
В 30-х Кроуфорд стала одной из самых высокооплачиваемых и востребованных звезд Голливуда. В эти годы она сыграла в фильмах «Украденные драгоценности», «Гранд-отель», «Танцующая леди», «Сэйди Макки» и многих других. Уолт Дисней был фанатом Кроуфорд, и сделал её одним из главных прототипов для образа Злой Королевы в мультфильме «Белоснежка и семь гномов».

i.jpg
Несмотря на популярность свой «Оскар» Кроуфорд получила только в 1945 году, когда, казалось, что её карьера уже пошла на спад. Актриса удостоилась награды за роль в фильме «Милдред Пирс».

Читайте также: Сериал «Вражда»: как воевали Джоан Кроуфорд и Бетт Дэвис>>

Одну из последних значительных ролей Кроуфорд сыграла в паре с другой легендой Голливуда – Бетт Дейвис. В 1962 году они снялись в психологическом триллере «Что случилось с Бэби Джейн?», сюжет которого закручен вокруг странного болезненного соперничества двух сестер-актрис. Создатели фильма рассказывали, что в процессе съемок обнажилась реальная неприязнь двух знаменитых актрис, которая помогла сделать противостояние между их героинями более убедительным.

Кроуфорд и Дэвис.jpg
И хотя существует версия, что это было всего лишь маркетинговым ходом, в 2017 году соперничество между Джоан Кроуфорд и Бетт Дэвис легло в основу телесериала «Вражда», который рассказывает о закулисье картины «Что случилось с Бэби Джейн?». Роль Джоан Кроуфорд в сериале сыграла Джессика Лэнг.

7. Дорогая мамочка

phactcrawford8.jpg
Несмотря на всю неоднозначность репутации Джоан Кроуфорд, к середине XX века она стала одной из легенд американской киноиндустрии, с чьим именем ассоциировалась золотая эра Голливуда. В самом деле, даже если принять за правду съемки в порно и самые дикие слухи обо всех любовных связях актрисы, этим никого не удивишь. Кроуфорд была красивой, яркой, взбалмошной, сексуальной – ровно такой, какой и должна быть суперзвезда. А кроме того, она занималась благотворительностью и взяла на воспитание четверых приёмных детей.

Джоан Кроуфорд с детьми.jpg
Однако самый сильный удар по репутации Кроуфорд был нанесен вскоре после её смерти. Старшая приёмная дочь Джоан, Кристина, написала мемуары «Дорогая мамочка», в которых представила легендарную актрису настоящим монстром. Она обвинила Кроуфорд в алкоголизме, склонности к насилию, пренебрежении своими родительскими обязанностями. Кристина считает, что её мать больше заботила карьера и любовники, нежели воспитание детей. Она пишет, что в моменты срывов Джоан била её и однажды даже пыталась задушить.

Кто вы из голливудских актрис прошлого? – пройти тест>>

Сложно сказать, насколько эти обвинения соответствуют действительности. Книга Кристины была неоднозначно воспринята друзьями и знакомыми семьи актрисы. Многие встали на сторону Джоан, отметив, что хотя она была очень амбициозна и возможно имела проблемы с алкоголем, в истории Кристины эти факты явно преувеличены. Более того, младшие дети актрисы также выступили резко против сестры. Они сказали, что никогда не испытывали на себе и не наблюдали тех ужасов, которые описывает Кристина. Однако её поддержал брат Кристофер. Интересно, что в отличии от младших детей Кристофер и Кристина были лишены наследства. В своём завещании Джоан написала, что причины им хорошо известны.

Кроуфорд и дети.jpg
Пожалуй, отделить факты от вымысла в этой истории уже не представляется возможным. Очевидно, что отношения между Джоан Кроуфорд и её старшими детьми были сложными, но была ли она такой ужасной матерью, какой её описала Кристина? Здесь возникают сомнения, особенно если задуматься, сколько денег заработала дочь актрисы на её имени.

joan-crawford_125773k.jpg
Книга «Дорогая мамочка» стала бестселлером, впоследствии Кристина выпустила и второе, значительно дополненное издание. Кроме того, в 1981 году по книге был снят одноимённый фильм, в котором роль Кроуфорд сыграла Фэй Данауэй. Но материнство Джоан Кроуфорд так и осталось одной из тайн её жизни.

Биографии, жизненные позиции и особенности стиля других знаменитых женщин – в нашей постоянной рубрике Персона>>

Подготовлено редакцией сайта «Апрель»

Читайте также: