Бьорк: «фонтан крови»

Бьорк: «фонтан крови»

Свой первый альбом она записала в 11 лет, в 13-ть собрала панк-группу, к 16-ти заметно «наследила» в исландском панке, в 23 года заявила о себе в англоязычном мире вместе с группой The Sugarcubes, а в 28 лет стала звездой мирового уровня.

1. Вундеркинд

Бьорк.jpeg
Музыкальная карьера Бьорк Гудмундсдоттир началась очень рано. В 6 лет она начала учиться в музыкальной школе, а в 11 уже записала свой первый альбом. Крупнейший исландский лейбл Falkinn заинтересовался юной певицей, услышав по радио, как она исполняет популярную песню Тины Чарльз «I Love to Love». А на радио запись отправил один из музыкальных учителей Бьорк.

Её дебютный альбом был назван предельно просто – Björk. Он состоял из нескольких переведённых на исландский язык англоязычных хитов – песен битлов, Стиви Уандера и других исполнителей, а также детских песен, специально написанных для Бьорк. Одну песню с альбома 11-летняя певица написала сама.


Хотя дебютный альбом почти не известен за пределами Исландии, на родине Бьорк он был принят очень хорошо и принёс ей первую скромную славу. На вырученные от продажи пластинок деньги юная певица купила себе пианино и принялась сочинять новые песни.

Уже через пару лет, в 13, Бьорк создала свою первую группу. В общей сложности до совершеннолетия певица успела собрать 4 или 5 коллективов, поучаствовать еще в нескольких и внести вклад в исландскую панк-музыку.


Учитывая столь юный возраст, всё это кажется несколько удивительным, однако сама Бьорк, похоже, даже не задумывалась о собственном таланте, не испытывала мук творчества и весь подростковый период спокойно искала свой стиль и путь в музыке.

«Кто-то умел показывать фокусы, и он показывал фокусы. Кто-то умел крутить сальто, и он крутил сальто. А я пела. Даже в школьном автобусе. Везде-везде. Всегда-всегда. Это было единственное, что я умела», – вспоминала певица впоследствии.

2. Слюни и сопли

Бьорк в юности.jpg
Итак, в 13 лет Бьорк собрала свою первую группу с поэтичным названием Spit and Snot – «Слюни и сопли». Как нетрудно догадаться, играли панк, но никаких записей от этого начинания не осталось.

В 14 Бьорк организовала группу Exodus («Исход»), игравшую в жанре джаз-фьюжн. А в 15 снова ударилась в панк, создав Tappi Tíkarrass. С этой командой Бьорк записала два альбома, которые оставили заметный след в исландском панке.

Но настоящего успеха певица добилась с группой The Sugarcubes, игравшей в жанре альтернативы. Дебютная пластинка коллектива Life’s Too Good получила известность не только в Исландии.

The Sugarcubes.jpg
Группа подписала контракт с британским лейблом независимой музыки One Little Indian Records и выпустила 3 альбома. Однако, несмотря на успех, в 1992 году распалась и The Sugarcubes, после чего Бьорк начала свою сольную карьеру. Однако панк, джаз, альтернатива – все эти эксперименты не прошли бесследно, и даже в популярных танцевальных песнях Бьорк чувствуются её андерграундные корни.


Стиль певицы намеренно эклектичен и подвижен, она всегда ищет что-то новое, экспериментирует и пытается раздвинуть границы собственного искусства. Это авангардистская по сути установка, и Бьорк парадоксальным образом смогла сохранить её, работая в жанре поп-песни.

3. Debut

Бьорк.jpg
В 1993 году Бьорк выпустила сольный альбом Debut. Именно он сделал певицу звездой мирового уровня. Альбом занял третью строчку в чарте Великобритании и отлично продавался по всему миру – более 4,7 млн копий.

Музыкальные критики также встретили альбом хорошо. Музыку Бьорк называли очаровательной, странной, магической, необычной. Были, конечно и отрицательные отзывы, но в конечном итоге Debut сделал Бьорк заметной величиной в популярной музыке, открыв звездный период её карьеры.


Однако сама певица к восторженным отзывам отнеслась очень сдержанно, сказав, что не происходи она из такого экзотического места, как Исландия, оценки были бы другими. Певица назвала альбом только пробой сил и уверенно заявила, что может писать гораздо лучше.

Возможно, дело в том, что многие песни, вошедшие в Debut, были написаны Бьорк ещё в подростковом возрасте. Она говорила, что не использовала их раньше, так как играла в панк-группе, а эти вещи были созданы совсем в другом стиле.

4. Экспериментатор

Бьорк. Обложка альбома Post.jpg
Спустя два года Бьорк выпустила пластинку – Post, которая целиком состояла из нового материала.

«Если альбом Debut был сборником суперхитов за десять лет, то альбом Post был записан за два года. Для меня эти песни как письмо в Исландию, на родину, как поток моих мыслей, которые я хотела бы передать своим родственникам, друзьям и близким. Расставание с ними было большим прыжком для меня», – делилась Бьорк со своими слушателями.

Post – ещё большая эклектика и смелое смешение жанров. Электроника, трип-хоп, индастриал, альтернатива, рок – всё смешано в чудом найденных пропорциях. В записи участвовало сразу шесть продюсеров, но руководила процессом сама Бьорк, выстраивая конечное звучание альбома. Певица объясняла, что музыкальная линия альбома сознательно разбита на несколько частей, каждая из которых затрагивает определённые музыкальные стили.


Именно работа над Post окончательно «развязала руки» Бьорк, освободила её на пути дальнейших экспериментов.

Дальше был ещё более смелый и необычный альбом Homogenic, в котором уникальный стиль Бьорк обрёл свою целостность, сохранив и преумножив присущее работам певицы богатство звука.

Бьорк свободно сочетает самое современное электронное звучание с горном, первобытными криками и традиционным исландским мужским хором.

Музыка на века – самые интересные материалы о легендарных песнях и певицах прошлого в нашей специальной рубрике>>

«В Исландии всё вращается вокруг природы, 24 часа в день. Землетрясения, снегопады, дождь, лёд, извержения вулканов и гейзеров… Всё кажется первобытным и неподконтрольным. С другой стороны, Исландия очень современная, везде хай-тек. Здесь, как нигде в мире, самое большое число людей, которые владеют и умеют обращаться с компьютерами. Я отразила это противоречие на Homogenic. Электронные биты отразили ритм, сердцебиение жизни. А винтажные струнные создали старомодную атмосферу, добавили колорит», – объясняла Бьорк идею альбома.

Бьорк. Обложка альбома Homogenic.jpg
В своих последующих работах певица продолжила экспериментировать. Например, альбом Medúlla практически полностью состоит из вокальных партий, вместо обычных инструментов также используется голос Бьорк, только обработанный на компьютере.

В Selmasongs – саундтреке к «Танцующей в темноте» Ларса фон Триера – Бьорк совмещает обычную музыку со звуками повседневной жизни, делая их неотъемлемой частью композиции.

5. Поп-идол

Бьорк.jpg
Несмотря на склонность к экспериментам, музыка Бьорк на протяжении последних 20 лет пользуется огромной популярностью во всём мире. Она давно превратилась в поп-идола, продала больше двух десятков миллионов копий своих студийных альбомов и по праву считается одной из самых успешных и неожиданных поп-певиц нашего времени.


Как правило, каждый новый альбом Бьорк входит в число лучших альбомов года, получает десятки номинаций и наград.

О популярности Бьорк говорят не только цифры, награды и достижения, но и куда менее приятные моменты.

В 1996 году она чуть не стала жертвой безумного фаната, отправившего певице посылку с бомбой. Полиция вовремя обнаружила и обезвредила устройство, обыске квартиры отправителя была найдена плёнка с видео, на котором заснят процесс сборки бомбы и последующее самоубийство фаната. Когда Бьорк узнала о случившемся, очень долго не могла прийти в себя. И альбом Homogenic, записанный вскоре после этих событий, без сомнения, испытал на себе их влияние.

Читайте также: Я тебя люблю, я тебя убью: 10 пугающих историй о звездах и их сталкерах>>

6. Исландское чудо

Бьорк.jpg
Бьорк, пожалуй, самая известная представительница Исландии, поэтому и исландцами, и всем остальным миром она воспринимается как самое настоящее чудо, родом из почти мифической страны гейзеров.

Некоторая эксцентричность, яркость и эпатажность певицы, которые проявляются как на уровне звука и живых выступлений, так и в интервью, и на ковровой дорожке светского мероприятия, только подкрепляют подобный взгляд.

Бьорк кажется дикой, вечно живой и необузданной. Она не боится выглядеть глупо или странно, не боится удивлять себя и других.

Читайте также: Грейс Джонс - амазонка>>

«Я фонтан крови. В виде девушки», – заявляет Бьорк в интервью, и чтобы это ни значило, но, когда слышишь её музыку и смотришь в её слегка безумные глаза, звучит убедительно. Может быть, так даёт о себе знать то древнее и первобытное, что осталось в Исландии со времён викингов.

Бьорк всегда совмещала в себе две противоположности: была не только на переднем краю современности, но и очень тесно связана с исландскими традициями.

7. Актриса

Бьорк и Катрин Денев в фильме «Танцующая в темноте».jpg
Музыка – не единственная ипостась, в которой явила себя Бьорк. Она успела добиться выдающихся результатов и как киноактриса. Причём для этого ей хватило одного фильма.

На экране она появлялась несколько раз, но единственной по-настоящему серьёзной работой стал фильм Ларса фон Триера «Танцующая в темноте», в котором Бьорк сыграла главную роль.


Ее героиня – Сельма – приехала в США из Чехословакии, она работает на заводе и с большим трудом пытается выжить и справиться с прогрессирующей слепотой, которая поразила и её саму, и её маленького сына. Временами героиня убегает от беспросветности окружающего мира в музыку. Музыку, конечно же, написала сама Бьорк, что естественно позволило ей ещё глубже вжиться в выпавшую роль.

Читайте также: Катрин Денев - дневная красавица>>

Фильм принёс Бьорк приз Каннского кинофестиваля за лучшее исполнение женской роли. Однако роль эта далась Бьорк очень нелегко. Ее партнерша по фильму, Катрин Денев, рассказывала, насколько прониклась этой работой Бьорк, которой потребуется ещё лет десять, чтобы спокойно говорить о «Танцующей в темноте».

8. Современный художник

Бьорк.jpg
Свой предпоследний альбом, Biophilia, Бьорк выпустила не совсем обычным образом. Это в общем-то уже не столько альбом, сколько масштабный художественный мультимедийный проект, который к тому же, изначально задумывался как исследовательский.

«Я взяла десять понятий из мира музыки: гаммы, ритм, аккорды и прочее — и выбрала десять явлений природы, которые им лучше всего соответствуют», – объясняет концепцию сама певица.

Цель такого сопоставления – лучше понять природу в её взаимодействии с музыкой и технологиями.

Выставка Bjork Digital.jpg
В записи альбома использовались ещё более диковинные инструменты и приспособления, чем обычно. Например, в одном из треков звучит катушка Теслы. Некоторые инструменты были спроектированы специально для записи альбома. Взять хотя бы гравитационную арфу, которая состоит из 11-струнных арф, соединенных с маятниками Фуко, которые программируются компьютером.

Вышел же альбом и вовсе в виде приложения для iPad, в котором были не только собственно песни, но сопутствующие графические материалы и даже игры.

Выставка Bjork Digital.jpg
В конечном итоге, всё это больше походило не на стандартный музыкальный альбом, а на мультимедийный проект какого-то современного художника. Так в общем-то и есть. С Biophilia Бьорк выступила, прежде всего, как художник, работающий с самыми передовыми современными средами. Неслучайно альбом получил награду интернет-премии Webby Awards, а придуманные для записи альбома инструменты выставлялись в музее современного искусства в Нью-Йорке.

В 2016 году Бьорк сделала ещё шаг в этом же направлении, открыв выставку виртуальной реальности Bjork Digital.

9. Инопланетянка

Бьорк на сцене.jpg
Эпатаж – практически второе имя Бьорк. Правда, певица умудряется будоражить публику тонко и элегантно – удивляя, но и не слишком раззадоривая животную ненависть к иному, скрываемую даже самым прогрессивным и толерантным обществом.

«Экстравагантные», «странные», «необычные», «яркие» наряды Бьорк – излюбленная тема всех модных журналов. Причем певица поддерживает свой бунтарский, вернее даже несколько «инопланетный» имидж не только диковинными сценическими костюмами, но и одеждой для светских приёмов и вечеринок.

««Мода – это фашизм», – говорит Бьорк – Журналы, обслуживающие моду, диктуют: будь такой, какой велели, подчиняйся, подчиняйся, подчиняйся. Надеть вещь, которая вышла из моды, — самое страшное преступление, которое женщина может совершить. Об этом пишут так, будто за это вас ждет публичная казнь на центральной площади».

Сама певица давно научилась быть собой и перестала обслуживать «фашистскую» идеологию гламура. Например, на одну из церемоний вручения «Оскара» певица пришла в оригинальном и смелом костюме умирающего лебедя.

Наряды Бьорк.jpg
А на приём к шведскому королю певица явилась в костюме, который СМИ назвали кактусом.

На церемонии открытия Олимпийский игр в Афинах в 2004 году Бьорк появилась в «океаническом» платье с огромным шлейфом, который постепенно разворачивался пока она пела свою знаменитую «Океанию». Площадь шлейфа к концу выступления составила около 900 квадратных метров.

И на сцене, и в повседневной жизни Бьорк очень часто выглядит как «инопланетянка», причем прилетевшая всегда с каких-то разных планет.


«Глупо спорить, будто не выражаешь себя одеждой, которую носишь. Внешний вид очень важен. Если я выгляжу так же, как и пою, это помогает мне. Ведь люди больше привыкли воспринимать все глазами, а не ушами. Я хочу показать: да, я - экстремистка, я обожаю крайности!» – разъясняет певица.

Естественно, что с таким оригинальным вкусом Бьорк сложно назвать законодательницей моды. Слишком уж нестандартный подход. Однако если вернуться на сцену, то легко заметить влияние Бьорк на культуру сценического костюма в современной поп-музыке. Стоит взять хотя бы Леди Гагу, чей эпатажный образ явно возник не без влияния исландской певицы.

Биографии, жизненные позиции и особенности стиля других знаменитых женщин – в нашей постоянной рубрике Персона>>

Подготовлено редакцией сайта «Апрель»

Читайте также: