В России многие думают, что Марли пел исключительно про солнце, море, Джа и легкие наркотики. На самом деле все немного сложнее. Его композиции многогранны и социальны. Убедиться в этом можно на примере песни, которая сделала его знаменитым – «No, Woman, No Cry».
Песня о трущобах
Он вырос в настоящих трущобах. В Тренчтауне, самом бедном районе Кингстона, печально знаменитом преступностью и наркоманией. Тут во многих домах и сейчас нет электричества и воды, а вместо канализации – открытая траншея.

В детстве Роберту Неста Марли приходилось не раз голодать. В юности он вместе со своими друзьями был руд-боем. То есть принадлежал к субкультуре, которая не признавала законов общества, а кумирами считала Аль Капоне и грабителей банков времен Дикого Запада. Потом он увлекся музыкой и произошло маленькое чудо.
Читайте также: «Лучший изгиб – ее улыбка» - Боб Марли о женщинах>>
Уже в двадцать лет о нем узнала вся Ямайка, а его песни стали местными хитами. К европейской известности ему пришлось идти еще десять лет, преодолевая провалы и неудачи, но для парня из трущоб сотрудничество с самим Эриком Клэптоном, который исполнил его песню «I Shot the Sheriff» – уже невероятный успех. Но останавливаться на этом он не стал.
Момент, когда появилась песня «No, Woman, No Cry», для Боба Марли оказался переломным. Его многолетние партнеры из The Wailers покинули группу, два альбома, выпущенные в 1973 году, «Catch a Fire» и «Burnin'», хорошо приняла критика, но продажи были небольшими. Гастроли в Англии и США тоже откровенно разочаровали. Стало очевидно, что слушатели оказались не готовы к настоящему ямайскому регги.
В том же году он решается немного смягчить звучание, добавить блюза и записывает следующий винил «Natty Dread». Официально вышел он уже через год и стал настоящим прорывом, а песня «No, Woman, No Cry» попала на первые строчки хит-парадов.
Интересно, что в композиции, сделавшей его знаменитым, речь идет как раз о Тренчтауне его детства и женщинах, которые, несмотря ни на что, растили детей и верили в их счастливое будущее. По одной из легенд, он сочинил ее в честь своей матери. А права на песню он передал Винсенту Форду – владельцу бесплатной столовой для бедняков, в которой частенько спасался от голода в детстве.
Первая волна
Перепевать песню начали практически сразу. Этому весьма способствовала открытость правообладателей. Не то чтобы они готовы были продать права любому – на рингтоны, например, отказались, как их не уговаривали, но подход был весьма либеральным и при жизни Боба Марли, и после его смерти.
Мелодия «No, Woman, No Cry» облетела мир стремительно. Через год она появилась в первом альбоме Boney M. Четыре певца из первоначального состава приехали в Германию с Ямайки, так что это было даже логично, хотя они ее немного упростили, превратив в балладу.
Американец, который стал звездой французского шансона, Джо Дассен сделал себе имя благодаря песням из США и Латинской Америки, переведенным на язык Верлена и Гюго. В 1978 году он переработал и «No, Woman, No Cry». Изменилась она сильно. В тексте почти не осталось первоначальной социальной остроты, а регги превратился в шансон. Некоторым нравится даже больше оригинала – как минимум любопытный кавер.
Певица кантри, известная в 60-х, Джоан Баэз в 1979 году включила балладу Боба Марли в альбом «Honest Lullaby». Хит она переработала в свой любимой манере. Пластинка стала хоть и интересной, но по большому счету проходной. Баэз запомнилась больше как ярая правозащитница. Она участвовала наверное во всех протестных акциях в США, начиная от митингов за права чернокожих еще во времена Мартина Лютера Кинга. Выступала в акциях против войны во Вьетнаме, защищала советских евреев и диссидентов, представителей ЛГБТ, студентов с площади Тяньаньмэнь и участников акции «Occupy Wall Street».
Смотрите также: «We Will Rock You» - как Queen раскачали мир>>
Надо сказать, что практически все вышеназванные версии хорошо принимались публикой, но в 1996 вместе с альбомом «The Score» группы The Fugees песня снова попала в ротацию на радио. Это был их второй диск, после которого они благополучно распались, но оставить свой след в музыкальной индустрии успели. Все-таки первая хип-хоп-команда, которая приблизила свои композиции к поп-музыке. Благодаря чему продали больше 11 миллионов дисков, получили «Грэмми». Кроме своих песен, они сделали каверы «Killing me softly» и собственно «No, Woman, No Cry».
Немного фолка
Регги появилась благодаря слиянию разнообразной народной музыки Карибского региона, стилей, рожденных там же, вроде менто и калипсо, и услышанных по радио рок-н-ролла и ритм-н-блюза. Ничего удивительного в том, что многие исполнители начали приближать мелодии Боба Марли к своим национальным традициям. Отличный вариант выдал парень из Новгорода Антон Скальдов, уж мы не знаем, псевдоним это или нет. В инструментальном кавере прекрасно сочетаются как посконные русские темы, так и совершенно чуждая ирландская заунывность.
Немного откровенной экзотики в исполнении коллектива с Окинавы (Япония) – Nenes. Вообще-то, у них в репертуаре народные песни в жанре шима-ута. Судя по шестнадцати дискам, они пользуются в Стране восходящего солнца определенной популярностью. Гастролирует группа не только на родине – в YouTube записи выступлений в Нью-Йорке и Аргентине, но выезжают все же редко. Иногда балуют каверами, это как раз один из таких случаев.
Если Alcione называют «бразильской Пугачевой», то Даниэла Меркури – это Земфира этой далекой страны. В настоящее время у нее больше всего хитов, занявших первое место в местном хит-параде (четырнадцать), и больше 20 миллионов проданных дисков за всю карьеру. Она довольно часто экспериментирует с жанрами, но известна стала благодаря оригинальной смеси регги и самбы. Ее вариант «No, Woman, No Cry» выполнен в том же стиле. Очень бодрит, согласитесь, несмотря на то, что социальность песни во время перевода не потерялась.
По-русски
Несмотря на настороженное отношение советских властей к Бобу Марли, которое было вызвано увлечением звезды наркотиками, а именно марихуаной и религией, его песни прорвалась к нам быстро. Но не в оригинальном исполнении, а в виде каверов.
Упоминаемые выше Boney M и Джо Дассен выступали в СССР, а их пластинки почти без купюр продавались в магазинах. Так что песню «No, Woman, No Cry» многие слышали, но только самые продвинутые знали, кто на самом деле их автор.
Читайте также: Всё, что тебе нужно - это любовь. И немного музыки>>
В тусовке неформалов восьмидесятых ее частенько исполняли просто под гитару, старательно коверкая английский. Видимо, в память о тех временах старожилы русского рока группа Чайф включила ее в свой диск 1999 года «Шекогали», помните, где еще «Аргентина-Ямайка» и «В ее глазах»? У них получилась обычная рок-баллада с небольшой примесью регги.
Пелагея в представлениях не нуждается и, в общем-то, ее появление в этом обзоре можно считать в какой-то мере закономерным. Девочка, которая сделала себе имя на исполнении русских народных песен, любит экспериментировать. На концертах она постоянно радует чем-то необычным, еще обожает участвовать в песенных телепроектах. Мы помним, как она удивила на фестивале «Нашествие-2005», перемешав свою песню «Цветики» с хитом певца из Ямайки.
Интересный проект - 5'nizza, и очень необычный для современного шоу-бизнеса – это дуэт, в котором один участник поет, а другой аккомпанирует на гитаре. И это не бардовская песня, они работают в таких жанрах, как хип-поп и регги. Может быть, именно это помешало им в результате по-настоящему пробиться с первого захода. Хотя несколько синглов, например, «Солдат» и «Весна», хорошо принимали.
С 2015 года ребята снова играют вместе, сняли клип на композицию «I Believe in You», работают над альбомом. Но сейчас не об этом. «No, Woman, No Cry» в их исполнении получилась, наверное, самой ямайской, этим и ценна.
Полный Джа
Как всегда в заключение поговорим о самых необычных обработках песни. Достойное место здесь занимает кавер итальянского коллектива с чудесным названием Corpsefucking Art. Они выбрали для себя не самый популярный сейчас жанр death-металл, поэтому вы не найдете информации о них в Википедии, при этом существуют они с 1993 года, два раза меняли название и выпустили пять альбомов. В четвертом «Zombiefuck» (2008г) они записали и кавер на «No, Woman, No Cry». По крайней мере, сами они в этом уверены.
Любая популярная песня должна опасаться хороших джазовых пианистов. Они обязательно постараются на ее примере показать весь свой талант. Наглядный пример этому – очень известный музыкант Монти Александр. Он активно выступает с шестидесятых годов, выпустил где-то с полсотни дисков, а в девяностых увлекся регги.
Даже странно, что так поздно, ведь Монти тоже родился в столице Ямайки городе Кингстоне, правда, в более благополучном районе, нежели Марли. Александр выпустил несколько альбомов в стиле регги, один («Stir it up») полностью состоит из песен Боба Марли.
Смотрите также: «Люби меня нежно» - самая главная песня о любви>>
Но запись оттуда не идет ни в какое сравнение с живыми выступлениями джазмена. Вот где он действительно старается выжать из мелодии все. Насладитесь одним из них в парижском клубе Petit Journal Montparnasse.
Даже некоторые молодые мамочки не знают, что в мире бешеными темпами набирает обороты музыкальный рынок для младенцев. Обычно это популярные композиции, специально подготовленные для самых маленьких. Все максимально упрощается, звук могут вообще обрезать до миди, а для лучшего восприятия их сопровождает какой-то простенький видеоклип.
Посмотреть примеры можно на канале The Children’s Kingdom в YouTube. Насколько все серьезно, говорят такие показатели, как почти 85 тысяч подписчиков и семьдесят миллионов просмотров. В их плейлисте есть и «No, Woman, No Cry». Погружаться в нее надо комплексно, в наушниках, темноте и с видео на большом экране. Приятного просмотра!
Говорил и показывал Макс Усачев
Материалы по теме
История и актуальные тенденции русского боди-арта