Мужчины частенько признаются в любви с помощью песен. Это единственная композиция, в которую уместилось сразу три таких откровения. Сегодня мы расскажем о «Belle» из уже легендарного французского мюзикла «Notre-Dame de Paris».
Совсем не триллер

Истории создания некоторых песен напоминают триллер, другие – настоящий детектив, хватает, безусловно, и мелодрам. А вот в появлении на свет композиции «Belle» нет практически ничего особенного. Этакий производственный роман в духе развитого шоу-бизнеса.
Все началось в 1993 году, когда Люк Пламондон, известный как автор стихов для Селин Дион и либретто странной рок-оперы «Стармания», решил написать мюзикл. Он долго искал тему, пока не наткнулся на персонажа Гюго Квазимодо. Эта история подтолкнула поэта к созданию тридцати стихов, с которыми он отправился с Риккардо Коччанте. Тот получил определенную известность как исполнитель собственных песен, победил на фестивале в Сан-Ремо и писал музыку к кинофильмам. У него было как раз несколько симпатичных мелодий, которые не попали в его прошлые альбомы, и он согласился поучаствовать в проекте. Первой песней как раз и стала «Belle».

Работа над мюзиклом «Notre-Dame de Paris» заняла три года. Полученный результат авторам понравился и настала пора его ставить. Режиссером стал Гиллс Махе, который был им известен по работе театральной студии «Carbon 14» в Монреале, но гораздо важнее оказалось участие в проекте продюсера Шарля Талара. Он решил рискнуть, после того как несколько человек отказалось работать над мюзиклом. Продюсер был довольно опытен в шоу-бизнесе, в котором он вертелся с 1972 года.
Какая известная песня вам идеально подходит? - пройдите тест и узнайте>>
Дело в том, что на тот момент мюзикл был не самым популярным жанром во Франции, да и в Европе в целом, за исключением разве что Великобритании. Рок-оперу «Стармания» Пламондона нельзя было назвать абсолютно успешной. Ставили ее регулярно, но толпы на нее не ходили. Коччанте, несмотря на успехи, тоже не имел авторитета, способного привлечь много зрителей. Требовался какой-то неожиданный ход. И Талар его придумал.
Обычно для рекламы мюзикла выбирали один сингл и запускали его в ротацию. Талар поставил на более массовый подход. В 1997 году, когда постановка была еще не полностью готова, был записан альбом «Notre-Dame de Paris», куда вошли 16 композиций, в том числе и «Belle». В продаже он появился в начале 1998 года, а 16 мая эта композиция попала в чарт под 96 номером.
Смотрите также: «Killing me softly» - убиваем нежно и с песней>>
В сотне лучших французских песен она продержалась 60 недель, и это второй показатель в истории. Но это был только первый шаг. К первому месту она шла чрезвычайно долго – 18 недель. Впрочем, к моменту премьеры самого мюзикла, 16 сентября, песня была на первом месте и признанным хитом, а продажи альбома окупили все усилия продюсера.
Путешествие
Мюзикл «Notre-Dame de Paris» появился уже в эпоху интернета и сервисов видеохостинга, поэтому их пользователи получили уникальную возможность сравнить версии из различных национальных постановок. Мы тоже не удержались и предлагаем вам самые интересные варианты.
Первый и, наверное, самый знакомый русский состав: Вячеслав Петкун, Александр Голубев и Антон Макарский. В проект они пришли из совершенно разных сфер: первый – из рок-музыки, второй – из оперетты, третий – из другого мюзикла. У них были и сменщики, но именно этот состав больше всего запомнился во многом благодаря записи, которая одно время звучала из каждого окна.
Надо сказать, эксперименты в мюзикле жестко ограничены лицензией, поэтому все версии очень похожи. Но, несмотря на это, каждая нация все же придает композиции некоторые оттенки, иногда совершенно неожиданные. Например, корейская «Belle» оказалась самой мужественной, что особенно сильно проявлялось, когда они пытались выдавить из себя «Эсмеральда» с ударением на последний слог... Любопытно, получилось ли это случайно или именно такую задачу ставили на кастинге?
В отличие от корейцев, турецкие продюсеры предпочли более нежный и попсовый вариант. Получилось тоже хорошо, как раз в рамках требований франшизы и лирической истории. Все же брутальные азиаты – довольно необычное решение для этого мюзикла.
Испанскую версию чаще всего почему-то ругают. Скорее всего, в этом виноват несчастный горбун Квазимодо, который звучит, в общем-то, не плохо, но довольно непривычно. Особенно если слушать эту версию сразу после французского оригинала.
Первая волна
Обычно все известные композиции проходят несколько волн популярности. Песня Пламондона и Коччанте пока только однажды затопила все хит-парады и радиостанции. Поэтому оригинальных каверов накопилось не так много.
Пианист Вальдемар Малицки хорошо известен в родной Польше. Он начал выступать в 80-х годах прошлого века и успел выпустить 38 альбомов. В сети особенно популярны его шуточные обработки и каверы, но его версия «Belle» набрала всего 1,5 тысячи просмотров. Хотя она получилась довольно изящной.
Представители грузинского шоу-бизнеса – редкие гости не только у нас, но и в интернете. А между тем, они тоже создают каверы, как например Джаба Карселадзе. Молодой певец засверкал в соцсетях где-то в 2009 году, в YouTube стали выкладывать его клипы, на музыкальных сервисах начали качать его композиции. Не сказать, что был очень уж большой интерес, но поклонники появились. Вот только через несколько лет он исчез, даже персональный сайт закрылся.
Румынский исполнитель Тони Джей стал известен благодаря национальным телешоу. В результате он организовал сразу два проекта, которые занимаются каверами. В Tony Jay&band он исполняет мировые хиты, которые, как он написал сам, идеально подходят для различных мероприятий. Идея Pop-opera Project – более амбициозная. Они тоже поют известные песни, но тут стараются соединить оперные голоса с обычным поп-вокалом. Послушать, как это у него и его друзей получается, можно на примере нашего сегодняшнего хита.
В интернете они известны как The Red Army Choir MVD. На самом деле, это академический ансамбль Национальной гвардии России. К соцсетям они подходят вполне по-современному и довольно часто размещают каверы на иностранные хиты. Не все они пользуются популярностью, но этот смог набрать 180 тысяч просмотров.
В народ
Будем откровенными, серьезные музыканты в подавляющей массе считают композицию Коччанте настоящей попсой. Но зато она пошла в народ. Вот только некоторые результаты.
Телепроекты в наши обзоры попадали неоднократно, но КВН – в первый раз. И исключительно благодаря «Сборной Санкт-Петербурга», которая решила исполнить совершенно не смешную версию «Belle» в музыкальном конкурсе четвертьфинала 2002 года. При этом полностью поменяли слова, превратив композицию в своеобразный гимн русским женщинам.
Чудесный вариант композиции, исполненный испанским гитаристом Джонни Шадоу. Личность эта немного загадочная. В сети выложены по крайней мере 24 альбома, его каверы регулярно встречаются в разнообразных сборниках музыки для кафе и релакса, но выяснить что-либо об этом исполнителе оказалось чрезвычайно сложно. Официальный сайт, а вместе с ним и страницы в соцсетях, попались совершенно случайно, когда вера в поисковики почти иссякла. Информации намного больше не стало, разве что теперь известно: его настоящее имя – Хуан Мария Гасулля Сабатэ, он живет в каталонском городе Реус и регулярно радует 3 тысячи подписчиков в Facebook свежими обработками.
Большинство ждет, что композицию будут исполнять примерно как в мюзикле. Поэтому хор городка Плаппвиль, который расположен на востоке Франции, проявил как минимум недюжинную смелость, решив представить на одном из своих концертов в 2009 году многоголосый вариант. Жаль только, что оценили это чуть больше двух сотен человек, которые посмотрели это видео.
Закончим настоящей экзотикой для эпохи синтезаторов и электрогитар. «Belle» на губной гармошке в исполнении Джеки Рохаута.
Музыка на века – самые интересные материалы о легендарных песнях и певицах прошлого в нашей специальной рубрике>>
Подготовил Макс Усачев
Материалы по теме
История и актуальные тенденции русского боди-арта